Правовые акты Кемеровской области - Кузбасса
ПРАВОВЫЕ АКТЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА
Сборник законов и других нормативно-правовых документов

Постановление Законодательного Собрания Кемеровской области -Кузбасса от 30.06.2021 N 1935 "Об утверждении Правил по юридико-техническому оформлению проектов законов Кемеровской области – Кузбасса"

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ - КУЗБАСС

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 30 июня 2021 г. N 1935

г. Кемерово

 

Об утверждении Правил по юридико-техническому оформлению проектов законов Кемеровской области – Кузбасса

 

 

 

Рассмотрев представленный комитетом по вопросам государственного устройства, местного самоуправления и правоохранительной деятельности Законодательного Собрания Кемеровской области – Кузбасса проект постановления Законодательного Собрания Кемеровской области – Кузбасса «Об утверждении Правил по юридико-техническому оформлению проектов законов Кемеровской области – Кузбасса» и руководствуясь статьей 22, пунктом 3 статьи 88 Закона Кемеровской области – Кузбасса «О Законодательном Собрании Кемеровской области – Кузбасса и законодательной деятельности в Кемеровской области – Кузбассе», Законодательное Собрание Кемеровской области – Кузбасса

 

постановляет:

 

1. Утвердить Правила по юридико-техническому оформлению проектов законов Кемеровской области – Кузбассу согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

1) постановление Совета народных депутатов Кемеровской области от 28.03.2007 N 2164 «Об утверждении Правил по юридико-техническому оформлению проектов законов Кемеровской области»;

2) постановление Совета народных депутатов Кемеровской области от 30.10.2019 N 719 «О внесении изменения в приложение к постановлению Совета народных депутатов Кемеровской области «Об утверждении Правил по юридико-техническому оформлению проектов законов Кемеровской области».

3. Опубликовать настоящее Постановление на сайте «Законодательный вестник Кузбасса».

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя председателя Законодательного Собрания Кемеровской области – Кузбасса Ю.П. Скворцова.

5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

 

Председатель

Законодательного Собрания          В.А. Петров

 

 

 

 

Приложение

к постановлению

Законодательного Собрания

Кемеровской области – Кузбасса

«Об утверждении Правил по

юридико-техническому оформлению

проектов законов Кемеровской области – Кузбасса»

 

 

ПРАВИЛА

ПО ЮРИДИКО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ – КУЗБАССА

 

 

Настоящие Правила по юридико-техническому оформлению проектов законов Кемеровской области – Кузбасса (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Кемеровской области – Кузбасса «О Законодательном Собрании Кемеровской области – Кузбасса и законодательной деятельности в Кемеровской области – Кузбассе» с учетом Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению федеральных законопроектов с целью унификации требований к проектам законов Кемеровской области – Кузбасса (далее – законопроекты).

Настоящие Правила рассчитаны на практическое применение субъектами права законодательной инициативы при осуществлении законопроектной работы, работы по внесению изменений в законы Кемеровской области – Кузбасса, подготовке перечней законов Кемеровской области – Кузбасса, подлежащих признанию утратившими силу.

Цель настоящих Правил состоит в обеспечении высокого качества законов Кемеровской области – Кузбасса путем соблюдения единообразия в оформлении законопроектов и использования средств, правил и приемов законодательной техники.

 

Глава 1. Наименование законопроекта

 

1. Наименование законопроекта входит в содержательную часть законопроекта и отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию закона Кемеровской области – Кузбасса (далее – закон, закон области) определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.

2. В правом верхнем углу в начале страницы указывается слово «Проект» без кавычек.

Над наименованием законопроекта по центру страницы прописными буквами полужирным шрифтом печатаются слова «КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ – КУЗБАСС», ниже через один межстрочный интервал прописными буквами полужирным шрифтом печатается слово «ЗАКОН».

Наименование законопроекта печатается ниже через один межстрочный интервал с прописной буквы полужирным шрифтом с выравниванием текста по центру страницы. Наименование формулируется с помощью существительного, отвечая на вопрос «о чем?» без указания пространства его действия – «в Кемеровской области – Кузбассе». Наименование законопроекта кавычками не выделяется. Точка в конце наименования не ставится.

Ниже наименования через один межстрочный интервал с выравниванием по правому краю страницы печатается гриф принятия закона: «Принят Законодательным Собранием Кемеровской области – Кузбасса».

 

Примеры:

 

Проект

 

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ – КУЗБАСС

 

ЗАКОН

 

О приватизации государственного имущества

Кемеровской области – Кузбасса

 

Принят Законодательным Собранием

Кемеровской области – Кузбасса

 

или

 

Проект

 

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ – КУЗБАСС

 

ЗАКОН

 

О местном референдуме

 

 

Принят Законодательным Собранием

Кемеровской области – Кузбасса

 

3. Если в наименовании законопроекта необходимо указать другой закон, то указывается его полное наименование в кавычках без номера и даты.

 

Пример:

 

О внесении изменений в Закон Кемеровской области

«О пенсиях Кузбасса»

 

4. Если в наименовании законопроекта необходимо указать несколько законов, то они указываются обобщенно по сфере регулируемых общественных отношений с использованием термина «законодательные акты Кемеровской области» или «законодательные акты Кемеровской области – Кузбасса» и формулировки «в сфере...».

 

Примеры:

 

О признании утратившими силу некоторых законодательных

актов Кемеровской области в сфере лесопользования

 

или

 

О внесении изменений в отдельные положения некоторых

законодательных актов Кемеровской области – Кузбасса

в сфере образования

 

5. Текст законопроекта отделяется от грифа принятия закона двумя межстрочными интервалами.

 

Глава 2. Преамбула законопроекта

 

6. Преамбула (введение) – самостоятельная вводная или вступительная часть текста законопроекта, которая определяет его цели и задачи. В преамбуле также указываются мотивы принятия закона, нормативные правовые акты Российской Федерации и Кемеровской области – Кузбасса, на основании, в развитие и во исполнение которых принимается данный закон.

Законопроект может не иметь преамбулы, если разъяснение целей и задач принятия законопроекта не требуется.

7. Преамбула:

не содержит самостоятельных нормативных предписаний;

не содержит определений понятий;

не делится на статьи;

не содержит ссылок на другие законы, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с принятием данного закона;

 

не формулирует предмет регулирования законопроекта;

не нумеруется.

Преамбула предваряет основную часть текста законопроекта.

8. Преамбула должна быть изложена кратко, как правило, не более одного абзаца.

9. Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.

 

Глава 3. Содержание и требования к изложению текста законопроекта

 

10. При подготовке законопроектов должна быть устранена множественность законов, действующих по одним и тем же вопросам, ликвидированы имеющиеся в актах противоречия и неувязки.

11. Изложение текста законопроекта осуществляется с учетом:

конкретности в определении целей, задач и средств их достижения;

определения механизмов исполнения;

единообразия и простоты построения однородных логико-стилистических структур.

12. Изложение текста законопроекта должно быть кратким, обеспечивающим его простоту, понятность и доступность. Положения законопроекта должны быть однозначными, не допускающими возможность их произвольного толкования. Стиль изложения законопроекта должен быть официально-деловым, без применения метафор, аллегорий, устаревших или сленговых терминов и выражений.

13. Законопроект должен содержать только положения, регулирующие взаимосвязанные друг с другом вопросы.

Законопроект не должен содержать не применимые или не выполнимые на практике положения (предписания), а также положения (предписания), неисполнение которых не влечет юридических последствий. Не допускается использование слов и выражений, не имеющих юридического содержания и делающих исполнение предписаний невозможным для контроля, например: «усилить», «укрепить», «активизировать», «повысить».

14. Слова и выражения в законопроекте используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в федеральном и областном законодательстве. Не допускается обозначение в законопроекте разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, а также использование узкоспециальных терминов, не применяемых при построении норм законов.

В законопроекте должны быть даны определения вводимых технических, научных и специальных терминов, если они не определены действующим законодательством.

 

Использование в законопроекте новых иностранных терминов и выражений допускается, если отсутствуют имеющие тот же смысл русские термины и выражения или термины иностранного происхождения, ставшие в русском языке общеупотребительными.

Термины в законопроекте должны использоваться в том значении, которое придается им в действующем законодательстве.

15. Даты и календарные сроки в тексте законопроекта указываются только словесно-цифровым способом в следующей последовательности: число (цифрами), месяц (словом), год (цифрами) с добавлением слова «год» в соответствующем падеже, без сокращения.

 

Примеры:

 

15 сентября 2019 года, с 27 мая 2020 года, в срок до 13 августа 2021 года, за 10 месяцев 2018 года, в первом полугодии 2017 года,

 

но:

 

в I квартале 2020 года.

 

В однозначном числе месяца цифра «ноль» перед цифрой не ставится.

 

Пример:

 

до 1 января 2019 года

 

16. При написании чисел используются словесный (например: четыре метра, пять листов), цифровой (например: 300, 12 500) и словесно-цифровой (например: 50 тысяч, 150 миллионов) способы.

Буквенная форма написания чисел рекомендуется для обозначения однозначных чисел, если они стоят не при денежных единицах и не при единицах измерения (например: за шесть месяцев, но: 9 тонн, 6 рублей). Если однозначные числа стоят в ряду многозначных, для их обозначения используется цифровая форма (например: от 8 до 12 лет).

Словесно-цифровой способ применяется для обозначения многозначных целых и дробных чисел в виде сочетания цифр с числительными (тысяча, миллион, миллиард, триллион) или их сокращениями (тыс., млн, млрд, трлн).

 

Примеры:

 

5 тыс. рублей, 112 млн рублей, 20 млрд рублей, 5,3 трлн рублей,

 

12 метров, 16 тонн, 100 рублей,

 

но:

 

12 куб. метров, 16 тыс. тонн, 10 тыс. рублей.

 

При написании сложных существительных и прилагательных, имеющих в своем составе числительные, применяется буквенный или словесно-цифровой способ.

 

Примеры:

 

150-летие, 3-дневный, 25-процентный или пятидесятилетие, трехмесячный

 

Числительные «полтора», «два с половиной» и им подобные обозначаются цифрами.

 

Примеры:

 

в 1,5 раза, 2,5 метра

 

Проценты обозначаются в тексте сочетанием числа в цифровой форме и слова «процент» в соответствующих числе и падеже.

 

Примеры:

 

по ставке 5 процентов, на 21 процент

 

Обозначения единиц измерения пишутся следующим образом:

 

Примеры:

 

12 метров, 7 м, 4 куб. метра, 16 тонн, 8 т, 100 рублей, 50 руб.,

 

но:

 

12 куб. метров, 16 тыс. тонн, 10 тыс. рублей.

 

Существительное после дробного числа согласуется с дробной его частью и ставится в родительном падеже единственного числа.

 

Примеры:

 

25,4 процента, 8,5 метра, 46,2 кв. метра,

 

 

но:

 

28,5 тыс. метров.

 

Числа в цифровой и буквенно-цифровой формах разделяются пробелами на группы (по три цифры справа налево) начиная с четырехзначных чисел, за исключением случаев, когда они обозначают номер или используются в обозначениях нормативных документов, марках машин и так далее.

 

Примеры:

 

2 700 млн рублей, 16 246 385 тыс. рублей,

 

но:

 

N 13680.

 

При оформлении дат, сроков, денежных выражений разделение словесных и цифровых выражений или перенос их на другую строку или страницу не допускается.

Порядковые числительные, обозначаемые арабскими цифрами, пишутся с наращением.

 

Примеры:

 

в 20-х числах апреля, 80-е годы, на 14-й день

 

Порядковые числительные, обозначаемые римскими цифрами, пишутся без наращения.

 

Примеры:

 

начало XXI века, в ХХ веке, специалист I категории

 

Если подряд следуют два порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами и разделенных запятой или соединенных союзом, наращение указывается после каждого числительного, дважды.

 

Примеры:

 

5-й, 6-й классы; 9-е или 10-е классы; 60-е и 70-е годы

 

При написании подряд нескольких порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, наращение указывается только у последнего числительного.

 

Примеры:

 

8 – 10-е классы, за 70 – 80-е годы

 

Не требуют наращения такие порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, как номера томов, глав, страниц, приложений, таблиц и другие, если родовое слово предшествует числительному.

 

Примеры:

 

в главе 5, на странице 12, в таблице 6, из приложения 8

 

Знак номера перед порядковыми числительными, обозначающими номера томов, глав, страниц, приложений, таблиц не ставится.

Римскими цифрами обозначают века, кварталы, порядковые номера конференций, конгрессов, международных объединений, ассамблей, спортивных состязаний.

 

Примеры:

 

XX век, IV квартал, XII Олимпийские игры

 

17. Используемые в тексте аббревиатуры должны быть раскрыты.

Аббревиатуры, читаемые по названиям букв, не склоняются и пишутся прописными буквами.

 

Примеры:

 

МВД, МГУ

 

Аббревиатуры, читаемые по звукам, склоняются, если они оканчиваются на согласную букву (исключение: ООН) и пишутся:

1) прописными буквами, если образованы от имен собственных

 

Примеры:

 

из МИДа, на БАМе

 

2) строчными буквами, если образованы от имен нарицательных (за исключением случаев закрепившегося написания прописными буквами аббревиатур ГЭС, ТЭЦ, СМИ, РЭУ и некоторых других).

Примеры:

 

вуз, нэп, орс (из вуза, при нэпе, орсу)

 

Аббревиатуры, читаемые по звукам, не склоняются, если они оканчиваются на гласную.

 

Примеры:

 

МАГАТЭ, НАСА, роно

 

18. Для удобства изложения последующего текста законопроекта могут применяться сокращения (названия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, правовых актов и т.п.), о чем указывается непосредственно после первого упоминания сокращаемого словосочетания. При этом сокращенное словосочетание указывается в именительном падеже с прописной буквы.

 

Пример:

 

Законодательным Собранием Кемеровской области – Кузбасса (далее – Законодательное Собрание)

 

В иных случаях сокращения указываются в именительном падеже со строчной буквы.

 

Пример:

 

инвалиды боевых действий (далее – инвалиды)

 

В написании имен, географических названий, терминов, должностей, учреждений, единиц измерений и так далее должно соблюдаться единообразие принципов и форм сокращения.

19. В тексте законопроекта, за исключением формул, таблиц, не допускается применять математический знак «-» перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»); применять без числовых значений математические знаки, например: «>» (больше), «<» (меньше), «=» (равно), «+» (плюс), «х» (умножить) и их сочетания, а также знак «%» (проценты).

Знаки N, % и другие при нескольких числах (когда они обозначают соответствующие понятия во множественном числе) не удваиваются и ставятся только один раз.

 

Примеры:

 

бюллетени N 5 и 89; N 5, 6, 7; от 50 до 60%; 50, 60 и 70%

 

20. В статьях о вступлении в силу законов должно употребляться понятие «вступление в силу».

Статья о вступлении в силу закона располагается в конце законопроекта.

Порядок вступления в силу указывается в законопроекте в случае, если необходимо установить особый порядок вступления в силу данного закона, отличный от определенного статьей 114 Закона Кемеровской области – Кузбасса «О Законодательном Собрании Кемеровской области – Кузбасса и законодательной деятельности в Кемеровской области – Кузбассе».

 

Примеры:

 

Настоящий Закон вступает в силу по истечении четырнадцати дней после дня его официального опубликования.

 

или

 

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2022 года.

 

или

 

Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.

 

21. Понятие «введение в действие» по отношению к законам области не употребляется, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством (например, законы о наделении отдельными государственными полномочиями).

22. В случае необходимости придания закону обратной силы используется формулировка «и распространяется на правоотношения, возникшие с ...».

 

Пример:

 

Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования, и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2020 года.

 

Глава 4. Деление законопроекта на структурные единицы

 

23. Деление законопроекта на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, облегчает осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.

Употребляются следующие структурные единицы законов по нисходящей:

раздел;

глава;

статья.

Вводить структурную единицу «раздел» если в законопроекте нет глав, не следует.

24. Раздел законопроекта:

имеет сквозной порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;

имеет наименование.

Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами полужирным шрифтом по центру страницы одно под другим.

 

Пример:

 

РАЗДЕЛ I

УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

 

25. Глава законопроекта:

имеет сквозной порядковый номер и нумеруется арабскими цифрами;

имеет наименование.

Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом и отделяется от наименования раздела одним межстрочным интервалом.

Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением главы, после которого ставится точка.

 

Пример:

 

РАЗДЕЛ I

УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

 

Глава 5. Государственное и муниципальное управление жилищно-коммунальным хозяйством

 

26. Статья законопроекта:

является его основной структурной единицей;

имеет сквозной порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;

как правило, имеет наименование.

Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом и отделяется от наименования главы одним межстрочным интервалом.

Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением статьи, после которого ставится точка.

Текст статьи отделяется от ее наименования (обозначения) одним межстрочным интервалом.

Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом, при этом текст статьи располагается на следующей строке с абзацным отступом.

Статьи отделяются друг от друга одним межстрочным интервалом.

Статья подразделяется на пункты.

Статья может не подразделяться на пункты, если ее содержание умещается в один абзац или все абзацы статьи могут быть объединены в одно взаимосвязанное предложение. При этом если количество абзацев, которые могут быть объединены в одно взаимосвязанное предложение, более десяти, то такие абзацы излагаются в виде подпунктов с соответствующей нумерацией.

Пункты статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.

Пункты статей подразделяются на подпункты, обозначаемые арабскими цифрами со скобкой справа без точки.

 

Примеры:

 

Статья 23. Фонд муниципального развития

 

1. ____________. (пункт 1 статьи 23)

2. ____________: (пункт 2 статьи 23)

1) ____________; (подпункт 1 пункта 2 статьи 23)

2) ____________. (подпункт 2 пункта 2 статьи 23)

 

или

 

Статья 9

1. ____________. (пункт 1 статьи 9)

2. ____________: (пункт 2 статьи 9)

1) ____________; (подпункт 1 пункта 2 статьи 9)

2) ____________. (подпункт 2 пункта 2 статьи 9)

 

В исключительных случаях пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы.

Деление статьи одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пунктов будут следовать после двоеточия, не допускается.

Деление пунктов одной статьи либо разных статей одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.

 

Примеры возможных вариантов структуры частей статьи:

 

Статья 1. Меры социальной поддержки отдельных категорий семей усыновителей детей-инвалидов

 

1. Настоящим Законом устанавливаются следующие меры социальной поддержки отдельных категорий семей усыновителей детей-инвалидов (далее – семьи усыновителей): (абзац первый пункта 1)

1) социальная выплата для приобретения жилого помещения в соответствии с главой 2 настоящего Закона; (подпункт 1 пункта 1)

2) социальная выплата для улучшения жилищных условий в соответствии с главой 3 настоящего Закона. (подпункт 2 пункта 1)

2. В соответствии с настоящим Законом в связи с усыновлением одного и того же ребенка-инвалида семье усыновителей может быть предоставлена только одна мера социальной поддержки, указанная в пункте 1 настоящей статьи. (пункт 2)

 

или

 

Статья 4. Сумма займа

 

1. Сумма займа определяется с учетом: (абзац первый пункта 1)

1) норматива площади жилого помещения, который в целях настоящего Закона определяется исходя из размера общей площади жилого помещения: (абзац первый подпункта 1 пункта 1)

для одиноко проживающих специалистов – 33 квадратных метра; (абзац второй подпункта 1 пункта 1)

для семьи специалиста из двух человек – 42 квадратных метра; (абзац третий подпункта 1 пункта 1)

для семьи специалиста из трех и более человек – по 18 квадратных метров на каждого члена семьи. (абзац четвертый подпункта 1 пункта 1)

27. В случае если статья состоит из одного пункта, то он не нумеруется. Если же подобная статья содержит абзацы, идущие после двоеточия через точку с запятой, то их следует нумеровать арабскими цифрами со скобкой и считать подпунктами.

 

Пример:

 

Статья 5. Принципы экологического образования и формирования экологической культуры

 

К основным принципам экологического образования и формирования экологической культуры относятся: (абзац первый статьи 5)

1) системность, комплексность и непрерывность экологического образования; (подпункт 1 статьи 5)

2) направленность экологического образования на решение практических задач по сохранению и восстановлению окружающей среды, ресурсосберегающему природопользованию; (подпункт 2 статьи 5)

3) открытость и доступность информации о состоянии окружающей среды. (подпункт 3 статьи 5)

 

28. Законопроекты о внесении изменений в один или несколько законов, а также законопроекты, содержащие перечни законов, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру статьи. Такие законопроекты:

не имеют наименований статей;

делятся на подпункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, или на абзацы, не имеющие обозначений.

Подпункты могут делиться на абзацы, не имеющие обозначений.

 

Примеры:

 

Статья 1

Внести в Закон Кемеровской области от _____ N __ «Об ________» (Кузбасс, 2006, 12 марта) следующие изменения:

1) ____________; (подпункт 1)

2) ____________: (абзац первый подпункта 2)

____________; (абзац второй подпункта 2)

____________; (абзац третий подпункта 2)

____________. (абзац четвертый подпункта 2)

 

или

 

Статья 1

Внести в Закон Кемеровской области от ____ N____ «Об ________» (Кузбасс, 2005, 3 февраля) следующие изменения:

____________; (абзац второй)

____________. (абзац третий)

 

или

 

Статья 1

Признать утратившими силу:

1) ____________; (подпункт 1)

2) ____________; (подпункт 2)

3) ____________. (подпункт 3)

 

или

 

Статья 1

Признать утратившими силу: (абзац первый)

____________; (абзац второй)

___________. (абзац третий)

 

29. Нумерация структурных единиц законопроекта (статей, глав, разделов) должна быть сквозной. Недопустима, например, отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.

Недопустимо изменять нумерацию разделов, глав, статей закона при внесении в него изменений и признании утратившими силу, исключении структурных единиц закона.

Недопустимо изменять нумерацию пунктов и подпунктов статей закона при внесении в него изменений и признании утратившими силу и исключении структурных единиц статьи закона.

Если дополнения вносятся в конец закона, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию разделов, глав, статей (например, последней была глава 5 – дополнить главой 6; последней была статья 7 – дополнить статьей 8).

Если дополнения вносятся в конец структурной единицы статьи, то также необходимо продолжать имеющуюся нумерацию (например, в статье последним пунктом был пункт 3 – дополнить пунктом 4).

Вновь включаемым в текст закона структурным единицам присваиваются порядковые номера предшествующих им структурных единиц того же вида с добавлением к указанным номерам через дефис дополнительных порядковых номеров, начиная с первого обозначения (например, глава 5-1, статья 7-1, пункт 3-1, подпункт 1-1).

 

Пример:

 

Статья 2

Внести в Закон Кемеровской области от _____________ N ________ «Об ________________________» (Кузбасс, 2006, 15 июня) следующие изменения:

1) дополнить статьей 15-1 следующего содержания:

 

 

«Статья 15-1 ____________

1. ____________.

2. ____________.»;

2) в статье 16:

пункт 3 дополнить подпунктом 2-1 следующего содержания:

«2-1) ____________;»;

пункт 4 дополнить подпунктом 1-2 следующего содержания:

«1-2) ____________;».

 

30. В случае необходимости включения в законопроект примечания к статье, главе, разделу, приложению к законопроекту примечание располагается в конце той структурной единицы или приложения к законопроекту, к которым оно относится, и обозначается словом «Примечание», которое пишется с абзацного отступа. После слова «Примечание» ставится точка. Текст одного примечания печатается в строку с обозначением примечания.

 

Пример:

 

Примечание. Под прилегающей к объектам трудовой доблести и воинской славы, иным памятным местам территорией для целей настоящего Закона понимается находящаяся в непосредственной близости территория общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, бульвары, автомобильные дороги, набережные, скверы).

 

При наличии нескольких примечаний они обозначаются словом «Примечания» и нумеруются арабскими цифрами. Текст каждого примечания печатается с абзацного отступа.

 

Пример:

 

Примечания.

1. __________________.

2. ___________________.

 

При внесении изменений в закон в части дополнения новым примечанием, признания примечания утратившим силу либо внесения изменений в уже имеющееся примечание рекомендуется использовать следующие формы:

 

Примеры:

 

статью 5 дополнить примечанием следующего содержания:

«Примечание. ____________.»

или

 

в статье 4:

примечание 1 изложить в следующей редакции:

«1. ______________.»

 

или

 

статью 6 дополнить примечанием 1-1 следующего содержания:

«1-1. _____________.»

 

или

 

в примечании 2 к статье 8 слова «________» исключить

 

или

 

примечание к статье 10 признать утратившим силу

 

При внесении изменений в уже имеющиеся примечания к статьям закона следует придерживаться тех вариантов оформления, которые были ранее применены в данном законе.

В приложениях к законопроекту могут использоваться сноски. Знак сноски указывается звездочкой или арабской цифрой. После знака сноски текст сноски начинается с прописной буквы. В конце текста сноски ставится точка. Сноска располагается в конце листа и отделяется от текста горизонтальной линией слева. Сноска к положениям, изложенным в таблице, располагается после таблицы.

Если в приложении к законопроекту используется и примечание и сноска, то примечание дается после сноски.

31. В конце законопроекта на расстоянии двух межстрочных интервалов от последней строки текста указывается полное наименование должности, а также инициалы и фамилия лица, уполномоченного подписать закон.

Наименование должности, инициалы и фамилия Губернатора Кемеровской области – Кузбасса печатаются в две строки: слова «Губернатор» и «Кемеровской области – Кузбасса» – у границы левого поля листа, инициалы и фамилия – у границы правого поля листа. При этом слово «Губернатор» печатается с абзацным отступом. Ниже на расстоянии двух межстрочных интервалов у границы левого поля листа печатаются слова «г. Кемерово».

 

Пример:

 

 

 

Губернатор

Кемеровской области – Кузбасса И.О. Фамилия

 

г. Кемерово

 

Указанные слова не должны располагаться на отдельной странице законопроекта. В случае невозможности размещения указанных слов на одной странице с текстом законопроекта допускается уменьшение размера шрифта законопроекта, но не менее чем до 12 и (или) сокращение количества межстрочных интервалов между грифом принятия закона и текстом законопроекта и (или) межстрочных интервалов, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта.

32. Законопроекты могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода программы, регламенты, правила, перечни, таблицы, графики, карты, образцы документов и т.д.

Приложение является неотъемлемой частью закона. Юридическая сила приложения и закона, к которому оно относится, одинакова.

33. В законопроекте должны быть ссылки на приложения при помощи словосочетаний «согласно приложению к настоящему Закону», «установленном приложением 1 к настоящему Закону», «(приложение 2 к настоящему Закону)».

Если к законопроекту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака N. При ссылках на приложения в тексте законопроекта знак N также не указывается.

 

Примеры:

 

Статья 1

Утвердить перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий Кемеровской области – Кузбасса, использование которых для других целей не допускается, согласно приложению к настоящему Закону.

 

или

 

Проверка достоверности и полноты указанных сведений осуществляется уполномоченным структурным подразделением Администрации Правительства Кузбасса в порядке, установленном приложением 2 к настоящему Закону.

 

 

или

 

Утвердить Положение о __________ (приложение 1 к настоящему Закону).

 

Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста законопроекта без указания на регистрационный номер и дату подписания закона с указанием на наименование закона.

 

Примеры:

 

Приложение

к Закону Кемеровской области

«______________________»

 

или

 

Приложение 2

к Закону Кемеровской области – Кузбасса

«_______________________»

 

34. Приложения к законопроекту должны иметь наименования, включающие указание на вид документа (положение, порядок, правила, перечень, реестр, схема, план, график, мероприятия программы и т.п.).

Наименование приложения располагается по центру страницы прописными буквами полужирным шрифтом и отделяется от обозначения приложения двумя межстрочными интервалами.

Расстояние от наименования до текста приложения должно быть два межстрочных интервала.

Документы, утверждаемые законами, также могут иметь приложения.

 

Пример:

 

Приложение 9

к Закону Кемеровской области – Кузбасса

«Об областном бюджете на 2021 год

и на плановый период 2022 и 2023 годов»

 

 

ВЕДОМСТВЕННАЯ СТРУКТУРА РАСХОДОВ НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ

 

35. Если в тексте законопроекта или в приложении имеются таблицы, то тематический заголовок оформляется следующим образом:

 

Пример:

 

ПЕРЕЧЕНЬ

оборудования, поставляемого школам в 2020 году

 

заголовки граф

 

Наименование оборудования

Единица измерения

Количество – всего

В том числе

первое полугодие

второе полугодие

1-я

графа (боковик)

2-я

графа

3-я

графа

4-я

графа

5-я

графа

 

Заголовки граф следует писать в именительном падеже единственного числа. Сокращение слов в заголовках граф не допускается. Заголовки указываются с прописной буквы. Знаки препинания в конце заголовка не ставятся.

В одноярусной «шапке» таблицы все заголовки граф пишутся с прописной буквы.

 

Пример:

 

Наименование продукции

Единица измерения (штук)

2020 год – всего

В том числе первое полугодие

1

2

3

4

 

В двух- или многоярусной «шапке» таблицы заголовки верхнего яруса пишутся с прописной буквы, а заголовки второго, третьего и т.д. ярусов пишутся со строчной буквы, если они грамматически подчинены заголовку верхнего яруса графы.

 

Пример:

 

Наименование объекта

Объем капитальных вложений (млн руб.)

2019 год – всего

в том числе объем строительно-монтажных работ

2020 год – всего

в том числе объем строительно-монтажных работ

1

2

3

4

5

 

Заголовки второго, третьего и т.д. ярусов графы пишутся с прописной буквы, если они грамматически не подчинены стоящему над ними заголовку графы.

 

Пример:

 

Наименование автоматических манипуляторов

Исполнитель и срок выполнения работ

Разработка технической документации

Производство первой промышленной серии

1

2

3

 

Если таблицу печатают более чем на двух страницах, цифровое обозначение граф обязательно и повторяется вверху на каждой странице.

В боковике таблицы текст каждой позиции должен начинаться с прописной буквы. Знаки препинания ставятся только внутри предложения.

В боковике после слов «Итого», «Всего» двоеточие не ставится.

Цифровые величины при перечислении (если есть дробные числа) разделяются точкой с запятой (1,2; 5,1; 6,3).

В графах текст следует писать со строчной буквы, за исключением имен собственных.

Наименование единиц измерения следует писать в родительном падеже множественного числа, в скобках.

Наименования последующих граф и строк грамматически должны быть согласованы с основным наименованием.

Числа, одно-, двух- или многострочные текстовые элементы в графах равняются по первой (верхней) строке боковика.

 

Пример:

 

N п/п

Наименование мероприятия

Объем финансирования

(тыс. руб.)

Исполнители

1

2

3

4

1

Проведение мероприятий, направленных на профилактику детской преступности – всего из них:

телепередачи о семейных традициях

3,3 *

 

 

1,3

 

 

 

Министерство культуры

 

радиопередачи

1,0

Министерство образования

 

выступление в печати

1,0

Кузбасское УВД на транспорте

2

Организация отдыха в палаточном летнем лагере «Остров выживания»

5,7

Министерство туризма и молодежной политики

 

Итого

9,0

 

 

____________________

* Мероприятия, направленные на улучшение положения семьи.

 

Примечания.

1. Объем средств может быть уточнен.

2. Сроки проведения мероприятий по отдельному графику.

 

Таблица может быть расположена вдоль длинной стороны листа (альбомное расположение листа).

 

Глава 5. Порядок употребления ссылок

 

36. Ссылки в статьях на другие статьи законопроекта, а также на ранее принятые законы применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм, пояснить какое-то правовое положение или избежать повторений.

37. Ссылки можно делать только на вступившие в силу (введенные в действие) законы. Ссылки на утратившие силу законы и законопроекты недопустимы.

38. При необходимости сделать ссылку в законопроекте на закон области или иной законодательный акт указываются вид законодательного акта и его наименование (при необходимости указывается также структурная единица). Вид конкретного законодательного акта указывается с прописной буквы.

 

Примеры:

 

…регулируются Законом Кемеровской области «О местном референдуме»

 

или

 

…предусмотренного абзацами вторым и третьим пункта 8 статьи 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

 

39. При неоднократных ссылках на один и тот же законодательный акт при первом его упоминании применяется следующая форма:

 

Пример:

 

в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон)

 

40. При ссылке на законодательный акт, который полностью был изложен в новой редакции, указываются вид законодательного акта и его наименование, а в скобках указываются вид законодательного акта, дата и регистрационный номер законодательного акта, полностью изложившего данный законодательный акт в новой редакции.

 

Пример:

 

в соответствии с Законом Кемеровской области «О пенсиях Кемеровской области» (в редакции Закона Кемеровской области от 18 ноября 2004 года N 76-ОЗ)

 

41. Ссылки на Конституцию Российской Федерации, Устав Кемеровской области – Кузбасса оформляются следующим образом:

 

Примеры:

 

в соответствии с частью 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации

в соответствии с пунктом 2 статьи 39 Устава Кемеровской области – Кузбасса

42. При ссылке на кодекс дата подписания, регистрационный номер и номер части кодекса (если таковой имеется) не указываются.

 

Примеры:

 

регулируются Уголовным кодексом Российской Федерации

в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации

на основании Налогового кодекса Российской Федерации

 

43. При ссылках на конкретную главу или статью кодекса, состоящего из нескольких частей, принятых различными законодательными актами, номер части кодекса не указывается.

 

Примеры:

 

регулируются статьей 321 Налогового кодекса Российской Федерации

в порядке, установленном статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации

в соответствии с главой 29 Налогового кодекса Российской Федерации

 

44. Ссылки на указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации оформляются следующим образом:

 

Примеры:

 

в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации»

по утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 N 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» форме справки

 

45. При необходимости дать ссылку не на весь законодательный акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей).

 

Пример:

 

регулируются подпунктом 2 пункта 4 статьи 10 Закона Кемеровской области «______________»

46. Обозначения разделов печатаются римскими цифрами. Обозначения глав, статей, пунктов и подпунктов печатаются арабскими цифрами.

 

Примеры:

 

подпункт 1 пункта 2 статьи 5

подпункт 3 пункта 1 статьи 5

глава 5

разделы III и IV

 

47. Обозначения абзацев и предложений при ссылках на них указываются словами.

 

Примеры:

 

абзац второй пункта 1 статьи 1

в соответствии с первым предложением абзаца первого пункта 1 статьи 1

 

При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.

 

Пример:

 

Статья 33. Вопросы референдума

 

1. ______________: (абзац первый пункта 1)

________________; (абзац второй пункта 1)

________________. (абзац третий пункта 1)

2. ______________. (пункт 2)

 

48. Ссылки на структурные единицы внутри одного и того же закона оформляются при помощи слова «настоящий».

 

Примеры:

 

содержащиеся в главе 3 настоящего Закона

в связи с положениями настоящей главы

в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона

в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи

регулируется подпунктом 1 пункта 2 статьи 5 настоящего Закона

 

49. В тексте законопроекта недопустимы ссылки на нормативные предписания других законодательных актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.

 

Глава 6. Порядок указания источников официального опубликования

 

50. Если в закон вносятся изменения, закон признается утратившим силу или приостанавливается действие закона (его структурных единиц), то обязательно указывается источник его официального опубликования.

51. Указание на источник официального опубликования «газета «Кузбасс» оформляется следующим образом:

 

Пример:

 

(Кузбасс, 2004, 25 февраля)

 

При опубликовании текста закона, имеющего большой объем, в нескольких номерах газеты в качестве официального источника опубликования указываются даты всех номеров газет, в которых был опубликован текст закона.

 

Пример:

 

(Кузбасс, 1999, 27 декабря, 28 декабря)

 

52. Указание на размещение (опубликование) на сайте «Законодательный вестник Кузбасса» (электронный адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – kuzbass-zakon.ru) оформляется следующим образом:

 

Пример:

 

(Законодательный вестник Кузбасса, 2021, 13 июля)

 

53. Указание на размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) оформляется следующим образом:

 

Примеры:

 

(Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2017, 18 июня, N 0001201706180008)

(Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2015, 30 июня, N 0001201506300001, 1 июля, N 0001201507010036)

 

54. Указание на ранее действующие источники официального опубликования оформляется следующим образом:

1) на «Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области»:

 

Пример:

 

(Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области, 2003, N 4)

 

Если номер Законодательного вестника Совета народных депутатов Кемеровской области был издан в двух частях, при указании официального опубликования закона часть Законодательного вестника Совета народных депутатов Кемеровской области не указывается, а указываются только год и номер.

2) на сайт «Электронные ведомости Совета народных депутатов Кемеровской области» (электронный адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – zakon.sndko.ru):

 

Пример:

 

(Электронные ведомости Совета народных депутатов Кемеровской области, 2020, 18 марта)

 

55. При внесении изменения в закон указываются:

источник официального опубликования закона;

источник официального опубликования закона в новой редакции (если она была);

источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в закон.

56. Изложение закона области в новой редакции делает ненужным указание источников официального опубликования изменений, внесенных ранее в этот закон.

 

Пример:

 

Закон Кемеровской области «О пенсиях Кемеровской области» был подписан Губернатором Кемеровской области 14.01.99. Законом Кемеровской области от 18.11.2004 N 76-ОЗ данный Закон был изложен в новой редакции. В 2005 году уже в новую редакцию Закона вносились изменения. При очередном внесении изменений в данный Закон в 2006 году будут указываться следующие источники опубликования: источник первого официального опубликования законодательного акта в 1999 году, источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции в 2004 году, далее – источники официального опубликования всех последующих изменений в данный законодательный акт.

Иными словами, указание на источник официального опубликования новой редакции законодательного акта как бы поглощает все предыдущие опубликования, за исключением первого опубликования законодательного акта.

 

57. При внесении изменений в закон, признанный утратившим силу с даты, которая еще не наступила, наряду со всеми установленными источниками опубликования указывается также источник официального опубликования закона, признавшего данный закон утратившим силу.

Кроме того, следует указывать источники официального опубликования законов, которыми в статью внесены изменения с даты, которая еще не наступила.

При этом источники официального опубликования законов, вносивших в статью изменения, которые до дня своего вступления в силу были исключены из таких законов, в перечень источников официального опубликования включать не следует.

58. При приостановлении действия закона полностью или его структурных единиц указываются:

источник официального опубликования закона;

источник официального опубликования закона в новой редакции (если она была);

источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в закон.

59. При признании закона утратившим силу отдельными позициями указываются:

источник официального опубликования закона;

источник официального опубликования закона в новой редакции (если она была);

источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в закон.

 

Пример:

 

Статья 1

Признать утратившими силу:

1) Закон Кемеровской области от 27.06.95 N 8-ОЗ «О дорожном фонде Кемеровской области» (Кузбасс, 1995, 30 июня);

2) Закон Кемеровской области от 27.06.2000 N 30-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Кемеровской области от 27.06.95 N 8-ОЗ «О дорожном фонде Кемеровской области» (Кузбасс, 2000, 7 июля);

3) Закон Кемеровской области от 23.06.2003 N 32-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Кемеровской области от 27.06.95 N 8-ОЗ «О дорожном фонде Кемеровской области» (Кузбасс, 2003, 4 июля).

Глава 7. Внесение изменений в законы области

 

60. Для приведения законов области в соответствие с вновь принятым федеральным законом или законом Кемеровской области – Кузбасса, устранения множественности или неопределенности правовых норм по одним и тем же вопросам, в связи с объективной необходимостью изменения правовых норм готовятся предложения о приведении областного законодательства в соответствие с вновь принимаемым законом путем внесения изменений в законы области.

61. Внесением изменений считается:

замена слов, цифр;

исключение слов, цифр, предложений;

признание утратившими силу структурных единиц закона;

новая редакция закона;

новая редакция структурной единицы закона;

дополнение структурной единицы статьи закона новыми словами, цифрами или предложениями;

дополнение структурными единицами закона;

исключение структурных единиц не вступившего в силу закона;

исключение не вступивших в силу структурных единиц закона.

62. Одновременно с законопроектами, устанавливающими новое правовое регулирование, на рассмотрение Законодательного Собрания Кемеровской области – Кузбасса следует вносить самостоятельные законопроекты о законах или их структурных единицах, подлежащих изменению.

Наличие в законопроектах, устанавливающих новое правовое регулирование, статей, содержащих внесение изменений в законы или их структурные единицы, не допускается.

63. Внесение изменений в несколько законов оформляется законопроектом, в котором изменения, вносимые в каждый закон, оформляются самостоятельными статьями.

В статьях законопроекта законы, подлежащие изменению, располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания). В пределах одной и той же даты подписания законы располагаются в порядке возрастания их регистрационных номеров.

 

Пример:

 

О внесении изменений в некоторые законодательные акты

Кемеровской области о выборах и референдумах

 

Принят Законодательным Собранием

Кемеровской области – Кузбасса

 

 

Статья 1

Внести в Закон Кемеровской области от 17.02.2004 N 8-ОЗ «О местном референдуме» (Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области, 2004, N 24; Кузбасс, 2004, 3 августа; 2006, 19 июля, 20 октября…) следующие изменения:

1) ___________;

2) ___________.

 

Статья 2

Внести в Закон Кемеровской области от 15.03.2004 N 13-ОЗ «О референдуме Кемеровской области – Кузбасса» (Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области, 2004, N 24; Кузбасс, 2006, 23 мая, 20 октября; 2007, 30 марта, 14 ноября…) следующие изменения:

1) ___________;

2) ___________.

 

64. При внесении изменений в закон обязательно указываются вид законодательного акта, дата его подписания, регистрационный номер, наименование, а также соответствующие источники официального опубликования.

 

Пример:

 

Внести в Закон Кемеровской области от 14.11.2018 N 90-ОЗ «О реализации проектов инициативного бюджетирования в Кемеровской области» (Электронные ведомости Совета народных депутатов Кемеровской области, 2018, 15 ноября; 2019, 19 декабря) следующие изменения:

 

65. При одновременном внесении в закон изменений и признании утратившими силу отдельных структурных единиц данного закона положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одной статье. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно (постатейно).

 

Пример:

 

Статья 1

Внести в Закон Кемеровской области от ___________ N __ «___________» (Кузбасс, ____, ______) следующие изменения:

1) в статье 1 слова «___________» заменить словами «___________»;

2) пункт 1 статьи 2 дополнить словами «___________»;

3) в пункте 2 статьи 3 слова «___________» исключить;

4) статью 4 признать утратившей силу;

 

5) пункт 1 статьи 5 изложить в следующей редакции:

«1. ___________.».

 

66. Если подлежащий изменению закон был изложен полностью в новой редакции, то указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта, дата его подписания, его регистрационный номер, наименование, а в круглых скобках указываются вид законодательного акта, дата подписания и регистрационный номер закона, полностью изложившего данный закон в новой редакции.

 

Пример:

 

Внести в Закон Кемеровской области от 14.01.99 N 8-ОЗ «О пенсиях Кемеровской области» (в редакции Закона Кемеровской области от 18.11.2004 N 76-ОЗ) (Кузбасс, 1999, 22 января; 2004, 26 ноября; 2005, 15 марта, 16 апреля, 16 декабря…) следующие изменения:

 

67. Независимо от конкретного содержания законопроекта, то есть независимо от того, имеются ли в тексте законопроекта замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, исключение структурных единиц не вступившего в силу закона, признания утратившими силу структурных единиц действующего закона, новая редакция структурной единицы закона, дополнение структурной единицы статьи закона новыми словами, цифрами или предложениями либо дополнение структурных единиц в закон, наименование закона всегда содержит только слово «изменение» в соответствующем числе и оформляется следующим образом:

 

Примеры:

 

О внесении изменения в Закон Кемеровской области

«_____________»

 

или

 

О внесении изменений в Закон Кемеровской области – Кузбасса «______________________»

 

То же правило действует в отношении абзаца первого каждой статьи, если статья содержит два или более изменений.

68. В случае если изменяются (в любом виде) несколько структурных единиц закона или вносятся несколько любых изменений в одну структурную единицу закона, в наименовании и абзаце первом законопроекта слово «изменение» употребляется во множественном числе.

 

 

Пример:

 

О внесении изменений в Закон Кемеровской области

«_____________»

 

Принят Законодательным Собранием

Кемеровской области – Кузбасса

 

 

Статья 1

Внести в Закон Кемеровской области от _____________ N ____ «________________» (Кузбасс, ____, ____) следующие изменения:

1) статью 1 изложить в следующей редакции:

«________________.»;

2) пункт 1 статьи 2 дополнить предложением следующего содержания: «_______________.»;

3) в пункте 2 статьи 5 слова «___________» исключить.

 

69. При изложении закона в новой редакции в наименовании, абзаце первом законопроекта слово «изменение» употребляется в единственном числе.

 

Примеры:

 

О внесении изменения в Закон Кемеровской области

«О ____________________________»

 

Принят Законодательным Собранием

Кемеровской области – Кузбасса

 

 

Статья 1

Внести в Закон Кемеровской области от __________ N ____ «О _______________» (Кузбасс, ____, __________,) изменение, изложив его в редакции согласно приложению к настоящему Закону.

 

или

 

О внесении изменения в Закон Кемеровской области

«О ____________________________»

 

Принят Законодательным Собранием

Кемеровской области – Кузбасса

 

 

 

Закон Кемеровской области от __________ N ____ «О _______________» (Кузбасс, ____, __________,) изложить в редакции согласно приложению к настоящему Закону.

 

70. При внесении изменений в одну или две (не более) статьи закона наименование законопроекта следует конкретизировать.

 

Примеры:

 

О внесении изменений в статью 4 Закона Кемеровской области

«Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей»

 

или

 

 

О внесении изменений в статьи 2 и 5 Закона Кемеровской области

«О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в весенне-осенний период»

 

71. При внесении изменения в приложение к закону наименование закона конкретизируется.

 

Пример:

 

О внесении изменения в приложение к Закону Кемеровской области

«Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг»

 

72. При одновременном внесении изменений не более чем в два закона области следует конкретизировать в наименовании законопроекта номера статей (не более двух).

 

Пример:

 

О внесении изменений в статью 5 Закона Кемеровской области

«О _______________» и статью 14 Закона Кемеровской области

«О _______________»

 

73. Изменения всегда вносятся только в основной закон. Вносить изменения в основной закон путем внесения изменений в изменяющий его закон недопустимо. Исключения могут составлять ситуации, когда в изменяющем законе корректируются положения о его вступлении в силу либо если в изменяющем законе необходимо исправить техническую ошибку.

Допускается внесение изменений в основной закон, который был официально опубликован, но в силу еще не вступил.

74. Внесение в основной закон правовых норм временного характера не допускается.

При необходимости установить временное (отличающееся от общеустановленного) правовое регулирование по определенным вопросам принимается самостоятельный закон или в закон вводятся специальные переходные положения.

75. При внесении изменений в законы соответствующий текст заключается в кавычки.

76. Вносимые в закон изменения должны излагаться последовательно (постатейно) с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения.

77. При дополнении закона статьей, главой, находящимися на стыке соответственно глав или разделов, указывается точное месторасположение дополняемых статьи, главы со ссылкой на соответствующую главу или раздел закона (в силу того, что нумерация структурных единиц закона является сквозной).

 

Примеры: (в главе 1 имеется 14 статей)

 

Главу 1 Закона Кемеровской области от ___________ N __ «О _____________» (Кузбасс, ____, ____) дополнить статьей 14-1 следующего содержания:

 

78. Каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы закона, которая изменяется.

Внесение изменений в обобщенной форме в закон допускается в случаях необходимости изменить по всему тексту закона наименование субъекта Российской Федерации, словосочетание с использованием наименования субъекта Российской Федерации, наименование органа власти, должности либо нормативного правового акта.

 

Примеры:

 

В Законе Кемеровской области от ___________ N ___ «О ___________» (Кузбасс, ____, __________) слова «________________» (слова указываются в именительном падеже единственного числа) в соответствующем падеже заменить словами «______________» (слова указываются в именительном падеже единственного числа) в соответствующем падеже.

 

или

 

Внести в Закон Кемеровской области от ___________ N ___ «О ___________» (Кузбасс, ____, __________) следующие изменения:

1) слова «________________» (слова указываются в именительном падеже единственного числа) в соответствующем падеже заменить словами «__________________» (слова указываются в именительном падеже единственного числа) в соответствующем падеже;

2) в статье 1…

 

79. Внесение изменений в обобщенной форме в одну статью закона или ее структурную единицу оформляется следующим образом:

1) если заменяемое слово или слова везде употреблены в одном и том же числе и падеже:

 

Пример:

 

В статье 10 Закона Кемеровской области от ___________ N ___ «О ___________» (Кузбасс, _____, ___________) слово «предприятиям» заменить словом «организациям».

 

2) если заменяемое слово или слова везде употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах:

 

Пример:

 

В статье 10 Закона Кемеровской области от ___________ N ___ «О ___________» (Кузбасс, _____, _________) слова «____________» (слова указываются в именительном падеже единственного числа) в соответствующих числе и падеже заменить словами «_____________» (слова указываются в именительном падеже единственного числа) в соответствующих числе и падеже.

 

3) если заменяемое слово или слова везде употреблены в одном и том же числе, но в разных падежах:

 

Пример:

 

В статье 10 Закона Кемеровской области от ___________ N __ «О ___________» (Кузбасс, ____, __________) слова «_____________» (слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа) в соответствующем падеже заменить словами «_____________» (слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа) в соответствующем падеже.

 

80. Если изменение влечет изменение в тексте закона знаков препинания, то соответствующие знаки препинания включаются в текст вносимых изменений.

 

Примеры:

 

пункт 1 дополнить словами «, если иное не предусмотрено настоящим Законом»

 

или

 

в пункте 1 исключить слова «предприятий, учреждений,»

 

81. При внесении изменения в закон сначала указывается, какая структурная единица изменяется, потом указывается характер изменений. Внесение изменений в закон следует оформлять, начиная с наименьшей структурной единицы.

 

Примеры:

 

Пункт 1 статьи 7 Закона Кемеровской области от ___________ N ___ «О ___________» (Кузбасс, ____, __________) дополнить предложением следующего содержания: «___________».

 

или

 

в абзаце третьем пункта 2 статьи 7 слова «___________» заменить словами «_____________»

 

82. При внесении дополнений в статью, пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение должно находиться.

 

Пример:

 

статью 1 после слов «____________» дополнить словами «____________»

 

83. В случае если дополняется словами структурная единица статьи закона и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяется следующая формулировка:

 

Пример:

 

пункт 1 статьи 1 дополнить словами «___________»

 

При этом знак препинания, употребленный в конце дополняемой структурной единицы, сохраняется без указания на него после внесенного дополнения.

84. При необходимости внесения идентичного дополнения в несколько структурных единиц закона допустимо перечисление всех этих структурных единиц в одном подпункте законопроекта.

 

Пример:

 

подпункт 1 пункта 2 статьи 3, пункт 4 статьи 5, подпункты 6 и 7 пункта 2 статьи 8 дополнить словом «– Кузбасса»

 

85. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин «цифры», а не «числа».

 

Пример:

 

цифры «12, 14, 125» заменить цифрами «13, 15, 126»

 

86. При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин «слова».

 

Пример:

 

слова «в 50 раз» заменить словами «в 100 раз»

 

87. Внесение нескольких изменений в различные структурные единицы закона оформляется следующим образом:

 

Пример:

 

Статья 1

Внести в Закон Кемеровской области от ___________ N ___ «О _________» (Кузбасс, ____, _______) следующие изменения:

1) в статье 2:

в пункте 1 слова «___________» заменить словами «___________»;

пункт 2 после слов «___________» дополнить словами «___________»;

пункт 3 дополнить подпунктом 3 следующего содержания:

«3) ___________;»;

пункт 4 дополнить предложением следующего содержания: «___________»;

2) второе предложение пункта 2 статьи 3 исключить;

3) статью 4 изложить в следующей редакции:

«Статья 4. _____________.».

 

88. При дополнении статьи закона пунктами или подпунктами, которые необходимо расположить соответственно в конце статьи, пункта или подпункта, в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых пунктов или подпунктов.

 

Примеры:

 

статью 2 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. ___________.»;

 

или

 

пункт 3 статьи 7 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:

«4) ___________.».

 

Необходимая в ряде таких случаев замена знака препинания осуществляется при подготовке текущей редакции закона (без оговорки в тексте законопроекта).

89. В целях сохранения структуры статьи:

дополнение абзацами может производиться только в конец соответствующей структурной единицы;

при необходимости между уже имеющимися абзацами включить новый абзац дается новая редакция той структурной единицы статьи закона, к которой относится абзац;

при признании абзаца утратившим силу пересчет последующих абзацев не производится. Утративший силу абзац участвует в подсчете абзацев при последующем внесении изменений в данную структурную единицу.

90. Структурная единица закона излагается в новой редакции в случаях, если:

необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу;

неоднократно вносились изменения в текст структурной единицы закона;

необходимо включить новый абзац между уже имеющимися абзацами.

91. Изложение структурной единицы закона в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данной структурной единицы.

92. При необходимости изложить одну структурную единицу закона в новой редакции применяется следующая формулировка:

 

Пример:

 

Внести в статью 16 Закона Кемеровской области от ________ N __________ «О ___________» (Кузбасс, ____, ________) изменение,

изложив ее в следующей редакции:

«Статья 16. __________________________________».

 

В данном случае наименование законопроекта должно быть следующим:

 

О внесении изменения в статью 16 Закона Кемеровской области

«О ________________________»

 

93. Законодатель принимает новый закон с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего закона в случаях, если:

необходимо внести в закон изменения, требующие переработки закона по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;

необходимо внести в закон изменения, затрагивающие почти все его структурные единицы;

сохраняют значение только отдельные структурные единицы закона, причем частично.

94. При необходимости внести изменения в закон или приложение к закону, изложив их в новой редакции, текст новой редакции закона или приложения к закону может включаться в текст изменяющего законодательного акта либо являться приложением к нему.

 

Примеры:

 

приложение изложить в следующей редакции:

 

«Приложение

к Закону Кемеровской области

«О порядке и нормативах

заготовки гражданами древесины

для собственных нужд»

 

или:

 

приложение 3 изложить согласно приложению 1 к настоящему Закону

 

или:

 

Закон Кемеровской области от ________N ____ «О ___________» (Кузбасс, ____, ________) изложить согласно приложению к настоящему Закону.

 

При изложении в новой редакции закона или приложения к закону, в случае если никакие иные изменения в основной закон не вносятся, наименование законопроекта должно содержать слово «изменение» в единственном числе.

 

Глава 8. Оформление законопроектов о признании утратившими силу законов области

 

95. Для приведения законов в соответствие с вновь принятым федеральным законом или законом области, устранения множественности норм по одним и тем же вопросам готовятся предложения о приведении областного законодательства в соответствие с вновь принимаемым законом путем признания законов (их структурных единиц) утратившими силу.

96. В перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются:

1) законы, подлежащие признанию утратившими силу полностью. При этом отдельными позициями указывается как сам закон, так и все законы, которыми в текст основного закона ранее вносились изменения;

2) законы, подлежащие признанию утратившими силу частично, то есть если утрачивает силу не весь закон, а только его отдельные структурные единицы (все структурные единицы закона, в том числе абзацы). При этом отдельными позициями указывается как сама структурная единица закона, так и все законы, которыми в текст данной структурной единицы ранее вносились изменения.

97. Перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, может быть самостоятельным законопроектом, самостоятельной статьей в законопроекте, устанавливающем новое правовое регулирование, либо самостоятельной статьей в законопроекте о внесении изменений в законы.

98. В случае если перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, включен самостоятельной статьей в законопроект, устанавливающий новое правовое регулирование, в наименовании законопроекта не требуется отдельно отражать наличие такой статьи.

99. Если в законопроекте одновременно со статьями о внесении изменений в законы содержится статья с признанием утратившим силу закона (с признанием утратившими силу его структурных единиц) или перечнем законов, подлежащих признанию утратившими силу, то наличие такой статьи должно быть отражено в наименовании законопроекта.

 

Примеры:

 

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кемеровской области и признании утратившим силу Закона Кемеровской области

«О ________________________________________»

 

 

 

 

или

 

О внесении изменений в Закон Кемеровской области «О _______________» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области

 

или

 

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кемеровской области и признании утратившими силу Закона Кемеровской области «О _______________» и отдельных положений законодательных актов Кемеровской области

 

100. Оформление одновременного внесения изменений в закон и признания утратившими силу структурных единиц этого же закона производится в соответствии с пунктом 65 настоящих Правил.

101. Перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, должен быть юридически обоснованным и исчерпывающе полным, с тем чтобы не был упущен ни один закон, противоречащий новому закону, в связи с которым составляется данный перечень, и не были включены для признания утратившими силу ни один закон или его часть, сохраняющие свое значение.

102. При включении каждого закона в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, должны быть указаны вид законодательного акта, дата его подписания, регистрационный номер, наименование закона, а также источник его официального опубликования.

103. При признании утратившим силу закона необходимо признавать утратившими силу в виде отдельных позиций все законы (их структурные единицы), которыми в данный закон вносились изменения. Использование формулировки, например, «признать утратившим силу Закон Кемеровской области «О ______________» и все законы, вносившие в него изменения», не допускается.

Данное правило распространяется и на случаи признания утратившими силу таких структурных единиц закона, как раздел, глава, статья закона.

При необходимости признать утратившей силу структурную единицу статьи закона (пункт, подпункт или абзац) признавать утратившими силу законодательные акты (их структурные единицы), которыми в эту структурную единицу (пункт, подпункт или абзац) вносились изменения, не требуется.

104. Каждый закон включается в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельной позиции. Законы, содержащиеся в таком перечне, могут иметь порядковую нумерацию (в таком случае они считаются подпунктами и нумеруются арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой).

Пример:

 

Статья 2

Признать утратившими силу:

1) Закон Кемеровской области от 15.04.96 N 2-ОЗ «О статусе депутата Законодательного Собрания Кемеровской области» (Кузбасс, 1996, 26 апреля);

2) Закон Кемеровской области от 09.12.99 N 85-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Кемеровской области от 15.04.96 N 2-ОЗ «О статусе депутата Законодательного Собрания Кемеровской области» (Кузбасс, 1999, 21 декабря);

3) Закон Кемеровской области от 03.08.2000 N 62-ОЗ «О внесении изменения в Закон Кемеровской области от 09.12.99 N 85-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Кемеровской области от 15.04.96 N 2-ОЗ «О статусе депутата Законодательного Собрания Кемеровской области» (Кузбасс, 2000, 9 сентября);

4) статью 1 Закона Кемеровской области от 17.10.2006 N 117-ОЗ «О внесении изменений в законы Кемеровской области в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей» (Кузбасс, 2006, 20 октября);

5) статью 1 Закона Кемеровской области от 08.05.2007 N 51-ОЗ «О внесении изменений в законы Кемеровской области в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей» (Кузбасс, 2007, 18 мая).

 

105. При признании утратившим силу всего закона, наименование которого было изменено, в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, данный закон включается с его первоначальным наименованием и указанием источника его официального опубликования. Закон, изменивший наименование первого закона, включается в перечень в виде отдельной позиции с указанием своего источника официального опубликования.

При признании утратившей силу структурной единицы закона, наименование которого было изменено, в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, закон включается с измененным наименованием и с указанием первоначального источника официального опубликования, а также источника официального опубликования закона, изменившего его наименование.

106. При признании утратившей силу структурной единицы закона, которой не было в его первоначальной редакции (которая была дополнена позднее), в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельных позиций включаются:

данная структурная единица с указанием первоначального источника официального опубликования и источника официального опубликования закона, которым данная структурная единица была дополнена;

структурная единица закона, которым утрачивающая силу структурная единица была дополнена, с указанием официального источника его опубликования.

107. Законы в перечне законов, подлежащих признанию утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания). В пределах одной и той же даты подписания законы располагаются в порядке возрастания их регистрационных номеров.

108. При необходимости установить в одном перечне законов, подлежащих признанию утратившими силу, разные даты, с которых законы признаются утратившими силу, перечень подразделяется на структурные единицы, формируемые в соответствии с датой (сроком) утраты силы.

109. Если в законе осталась одна статья или структурная единица после того, как остальные утратили силу, и она подлежит признанию утратившей силу, то необходимо признавать утратившим силу весь закон полностью, а не одну только эту статью или структурную единицу.

110. Если в законе имеются статьи, которыми признавались утратившими силу ранее изданные законы, то при необходимости признать утратившим силу данный закон он признается утратившим силу полностью независимо от наличия в нем таких статей. При этом законы, ранее признанные утратившими силу, юридической силы не приобретают.

111. В перечни законов, подлежащих признанию утратившими силу, следует включать не только законы, которые действовали до принятия нового закона, но также законы по данному вопросу, которые ранее фактически утратили силу либо поглощены последующими законами, но не были признаны утратившими силу в установленном порядке.

112. В перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, не включаются законы (нормы) временного характера, срок действия которых истек. Законы (нормы) временного характера в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только в том случае, если срок их действия не истек.

Если действие закона временного характера или его структурной единицы было продлено на неопределенный срок, то в перечень включается как основной закон, так и продляющий его закон.

113. Если подлежащая признанию утратившей силу структурная единица содержит указание на приложение, которое соответственно должно утратить силу, то в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, помимо этой структурной единицы отдельным предписанием включается приложение.

114. Если в структурной единице закона наряду со ссылкой на приложение содержатся указания, касающиеся других вопросов, сохраняющих свое значение, а приложение подлежит признанию утратившим силу полностью, то в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, приложение включается отдельным предписанием, а ссылки подлежат корректировке в части, относящейся к приложению.

115. Если приложение не может быть признано утратившим силу полностью, то в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только отдельные структурные единицы приложения. Пока не возникнет необходимость признать приложение полностью утратившим силу, признавать утратившей силу структурную единицу, в которой есть ссылка на это приложение или которая утверждала приложение, нельзя.

 

Пример:

 

Признать утратившим силу пункт 2 приложения, утвержденного Законом Кемеровской области от ___________ N ___ «Об ___________» (Кузбасс, _____, _______).

 

116. Пока закон или отдельные его структурные единицы не вступили в силу, признать их утратившими силу нельзя. Еще не вступившие в силу, но потерявшие свое значение структурные единицы закона подлежат исключению.

Если необходимость в законодательном акте отпала, а он еще не вступил в силу, применяется термин «отменить».

 

Глава 9. Технические требования к оформлению законопроектов

 

117. Законопроекты и прилагаемые к ним в соответствии с Законом Кемеровской области – Кузбасса «О Законодательном Собрании Кемеровской области – Кузбасса и законодательной деятельности в Кемеровской области – Кузбассе» документы оформляются в соответствии с требованиями ГОСТа Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», утвержденного Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2004-ст.

Текст законопроекта печатается отчетливо и ровно черной краской с применением компьютерной техники, шрифт «Times New Roman» размером 14.

В случае, предусмотренном пунктом 31 настоящих Правил, допускается уменьшение размера шрифта текста законопроекта, но не менее чем до 12. Минимальный размер шрифта таблиц может быть уменьшен, но не менее чем до 8.

118. Законопроекты (в том числе приложения к ним) должны иметь нумерацию страниц. Номера страниц проставляются посередине верхнего поля документа на расстоянии не менее 10 мм от верхнего края листа. Номер на первой странице не ставится. Страницы законопроекта и приложений к нему должны иметь сквозную нумерацию.

 

 

119. Каждая страница законопроекта должна иметь поля не менее:

левое – 30 мм;

правое – 10 мм;

верхнее – 20 мм;

нижнее – 20 мм.

 

Глава 10. Порядок применения настоящих Правил

 

120. Законопроекты, устанавливающие новое правовое регулирование, оформляются в соответствии с настоящими Правилами.

В законы, подготовка которых к рассмотрению Законодательным Собранием Кемеровской области – Кузбасса осуществлялась в соответствии с настоящими Правилами, изменения вносятся также в соответствии с настоящими Правилами.

Признание утратившими силу каких-либо структурных единиц таких законов или признание закона утратившим силу полностью производится в соответствии с настоящими Правилами.

121. В отношении ранее принятых законов, не полностью отвечающих требованиям настоящих Правил, они будут применяться в той части, в какой это допустимо без изменения или нарушения их формы и содержания (например, без учета разработанной настоящими Правилами структуры статьи).

При ссылках на структурные единицы существующих законов, внесении в них изменений и признании утратившими силу структурных единиц законов следует применять те обозначения структурных единиц, которые уже используются в данных законах.

122. Указанные в пункте 121 настоящих Правил положения применяются на период действия законов, которые приняты до утверждения настоящих Правил и не отвечают их требованиям.

Данное исключение распространяется только на случаи невозможности применения положений настоящих Правил.

Постановление Законодательного Собрания Кемеровской области -Кузбасса "Об утверждении Правил по юридико-техническому оформлению проектов законов Кемеровской области – Кузбасса" от 30.06.2021 N 1935