Правовые акты Кемеровской области - Кузбасса
ПРАВОВЫЕ АКТЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Постановление Правительства Кемеровской области -Кузбасса от 26.10.2022 N 711 "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.10.2009 N 406 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Кемеровской области"

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ - КУЗБАСС

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 26 октября 2022 г. N 711

г. Кемерово

 

О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.10.2009 N 406 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Кемеровской области»

 

 

 

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2020 N 2122 «О расчетных показателях, подлежащих установлению в региональных нормативах градостроительного проектирования», Законом Кемеровской области – Кузбасса от 12.07.2006 N 98-ОЗ «О градостроительстве, комплексном развитии территорий и благоустройстве Кузбасса» Правительство Кемеровской области – Кузбасса

 

постановляет:

 

1. Внести в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.10.2009 N 406 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Кемеровской области» (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.12.2013 N 595, от 29.01.2015 N 12, от 15.04.2016 N 143, от 16.02.2017 N 69) следующие изменения:

1.1. Заголовок, пункт 1 после слов «Кемеровской области» дополнить словом «– Кузбасса».

1.2. В преамбуле слова «Законом Кемеровской области от 12.07.2006 N 98-ОЗ «О градостроительной деятельности» заменить словами «Законом Кемеровской области – Кузбасса от 12.07.2006 N 98-ОЗ «О градостроительстве, комплексном развитии территорий и благоустройстве Кузбасса».

1.3. Пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника Главного управления архитектуры и градостроительства Кузбасса Костикова В.С.».

1.4. Нормативы градостроительного проектирования Кемеровской области, утвержденные постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление подлежит опубликованию в газете «Кузбасс» и на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса».

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника Главного управления архитектуры и градостроительства Кузбасса Костикова В.С.

 

 

 

Первый заместитель Губернатора

Кемеровской области – Кузбасса –

председатель Правительства

Кемеровской области – Кузбасса          И.В. Середюк

 

 

 

 

Приложение

к постановлению Правительства

Кемеровской области – Кузбасса

от 26 октября 2022 г. N 711

 

 

Нормативы градостроительного

проектирования Кемеровской области – Кузбасса

 

1. Основная часть

 

1.1. Перечень значений расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения населения Кемеровской области – Кузбасса и максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов регионального значения для населения Кемеровской области – Кузбасса (далее также – расчетные показатели)

 


 

Объект

Расчетный показатель

Значение расчетного показателя минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения населения Кемеровской области – Кузбасса

Значение расчетного показателя максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов регионального значения для населения Кемеровской области – Кузбасса

1

2

3

4

1. В области автомобильного транспорта

 

 

 

Автомобильные газонаполнительные компрессорные станции

Доля от общего количества автозаправочных станций

Не менее 2,09 %

Не устанавливается

2. В области автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, транспортной инфраструктуры

Автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения

Плотность сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения

0,12 км/кв. км

Не устанавливается

Доля автодорог с твердым покрытием всех видов

60 %

Не устанавливается

3. В области образования

Организации среднего профессионального образования

Число мест за счет регионального бюджета для молодежи 16 - 19 лет на 1000 жителей

18 мест

Не более 60 минут без предоставления общежития (комбинированная доступность)

4. В области здравоохранения

Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара

Обеспеченность населения объектами медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара

Поликлиника

1 на 20 - 50 тыс. человек

Пешеходная доступность медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в населенных пунктах с численностью населения свыше 20 тыс. человек, - не более 60 минут,

транспортная доступность медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в неотложной форме, - не более 120 минут

Детская поликлиника

1 на 10 - 30 тыс. детей

Лечебно-профилактические медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях

Обеспеченность населения объектами медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях

Участковая больница

1 на 5 - 20 тыс. человек

Транспортная доступность медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в экстренной форме, - не более 60 минут, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в неотложной форме, - не более 120 минут

Городская больница

1 на 20 - 300 тыс. человек

Детская городская больница

1 на 20 - 200 тыс. детей

Районная больница

1 на 20 - 100 тыс. человек

Областная больница

1 на Кемеровскую область - Кузбасс

5. В области культуры и искусства

Объекты библиотечного обслуживания населения

Обеспеченность населения региональными и межмуниципальными библиотеками

Универсальная библиотека

Административный центр с населением от 150 тыс. человек - 1

Транспортная доступность для жителей административного центра - в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований - в течение

1 дня

Детская библиотека

Административный центр с населением от 150 тыс.

человек - 1,

административный центр с населением до 150 тыс.

человек - 1

Библиотека для инвалидов по зрению

Административный центр с населением от 150 тыс.

человек - 1

 

 

Универсальная библиотека с отделением для инвалидов по зрению

Административный центр с населением до 150 тыс.

человек - 1

 

Музеи

Обеспеченность населения музеями

Краеведческий музей

Административный центр с населением от 500 тыс. до 1 млн человек - 1, административный центр с населением от 150 до 500 тыс. человек - 1, административный центр с населением до 150 тыс.

человек - 1

Транспортная доступность для жителей административного центра - в течение 1 часа;

для жителей муниципальных образований - в течение

1 дня

Тематический музей

Административный центр с населением от 500 тыс. до

1 млн человек - 1, административный центр с населением от 150 до 500 тыс. человек - 2, административный центр с населением до 150 тыс.

человек - 1

Театры

Обеспеченность населения театрами

Театр драматический

Административный центр с населением от 500 тыс. до

1 млн человек - 1, административный центр с населением от 150 до 500 тыс. человек – 1

Транспортная доступность для жителей административного центра - в течение 1 часа;

для жителей муниципальных образований - в течение

1 дня/либо за счет гастрольной деятельности с периодичностью выездов в соответствии с государственным заданием

Театр музыкальный

Административный центр с населением от 500 тыс. до 1 млн человек - 1, административный центр с населением от 150 до 500 тыс. человек – 1

Театр юного зрителя

Административный центр с населением от 500 тыс. до

1 млн человек - 1, административный центр с населением от 150 до 500 тыс. человек – 1

 

 

Театр кукол

Административный центр с населением от 500 тыс. до

1 млн человек - 1, административный центр с населением от 150 до 500 тыс. человек - 1

 

Театры по видам искусств

Административный центр с населением от 500 тыс. до 1 млн человек - 2, административный центр с населением от 150 до 500 тыс. человек - 1, административный центр с населением до 150 тыс.

человек - 1

6. В области социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей

Объекты организаций, осуществляющих стационарное или полустационарное социальное обслуживание (взрослое население)

Обеспеченность населения объектами стационарного социального обслуживания

Мест (коек) на 1 тыс. жителей: город с населением до 50 тыс. человек - 4,

город с населением 50 - 100 тыс.

человек - 5; город с населением 100 -

250 тыс. человек - 5

Не устанавливается, рекомендуется не более

45 мин (пешеходная доступность, комбинированная доступность)

 

7. Поддержка сельскохозяйственного производства, развитие малого и среднего предпринимательства

Поддержка сельскохозяйственного производства

Уровень обеспеченности сельскохозяйственных товаропроизводителей местами реализации товаров (рынки сельскохозяйственной продукции)

1 единица на муниципальное образование (муниципальный, городской округ, муниципальный район)

Не устанавливается, рекомендуется не более 45 мин (пешеходная доступность, комбинированная доступность или транспортная - общественным транспортом)

Развитие малого и среднего предпринимательства (далее - МСП)

Уровень обеспеченности МСП производственными площадками

Не менее 10 % территории индустриальных парков для субъектов МСП

Не устанавливается

8. В области организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг

Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг

Уровень обеспеченности окнами для предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам

1 окно на 5 тыс. жителей

Не устанавливается

9. В области предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий

Здания для организации деятельности аварийно-спасательных служб

Обеспеченность населения аварийно-спасательными службами

Не менее 1 объекта на муниципальный район или муниципальный, городской округ/ поселение численностью более 10 тыс. человек, с максимальным расстоянием до любого населенного пункта в 60 км

Не устанавливается

10. В области туризма

Объекты развития и поддержки туризма

Обеспеченность объектами туристической инфраструктуры, в том числе местами размещения, количество мест на 1000 рекреантов

По расчету на основании целевых показателей региональной программы развития туризма из расчета не менее 75% рекреантов многодневного отдыха в пиковый сезон

Не устанавливается

11. В области физической культуры и спорта

Стадионы на 1500 мест и более

Обеспеченность населения стадионами на 1500 мест и более

1 на населенный пункт с численностью населения свыше 30 тыс. человек

Не устанавливается, рекомендуется не более 45 мин пешеходной доступности, комбинированной доступности

12. В области энергетики

Подстанции и линии электропередачи напряжением 110кВ

Удельный расход электроэнергии на 1 человека

Без стационарных электроплит,

кВт ч/год на 1 человека:

более 500 тыс. жителей - 2040;

от 200 до 500 тыс. жителей - 1870;

от 100 до 200 тыс. жителей - 1530,

от 50 до 100 тыс. жителей - 1360

Не устанавливается

Со стационарными электроплитами,

кВт ч/год на 1 человека:

более 500 тыс. жителей - 2520;

от 200 до 500 тыс. жителей - 2310;

от 100 до 200 тыс. жителей - 1890,

от 50 до 100 тыс. жителей – 1680

13. В области газоснабжения

Распределительные трубопроводы для транспортировки газа (газопроводы распределительные высокого давления)

Обеспеченность природным газом, используемым для приготовления пищи и нагрева воды с использованием газовых приборов

Для газовой плиты при наличии центрального отопления и центрального горячего водоснабжения - 10 куб. м/чел.;

для газовой плиты и газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения - 20 куб. м/чел.;

для газовой плиты при отсутствии газового водонагревателя и центрального горячего водоснабжения - 11 куб. м/чел.

Не устанавливается

 

 


1.2. Минимально допустимое количество машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых в непосредственной близости от отдельно стоящих объектов капитального строительства в границах жилых зон.

1.2.1. Расчет минимально допустимого количества машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых в непосредственной близости от мест проживания в границах жилых зон (далее – минимально допустимое количество машино-мест), необходимо осуществлять по формуле:

Р = R Ч 0,3,

где:

Р – минимально допустимое количество машино-мест;

R – численность жителей на территории проектирования, рассчитанная по формуле заселения жилого дома и квартиры с учетом типов жилых домов и квартир по уровню комфорта в соответствии с таблицей 5.1 СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1034/пр (далее также – СП 42.13330.2016);

0,3 – понижающий коэффициент, позволяющий учесть домохозяйства, не использующие автомобиль или имеющие один автомобиль на несколько человек, с учетом уровня автомобилизации в Кемеровской области – Кузбассе.

1.2.2. Размещение минимально допустимого количества машино-мест при освоении свободных территорий (незастроенные территории, территории развития):


 

Размещение машино-мест

Доля в минимально допустимом количестве машино-мест (Р), процентов

в крупных городах

в средних и малых городах, поселках городского типа, сельских населенных пунктах

На наземных открытых автостоянках в границах земельного участка многоквартирного жилого дома

25

25 - 40

На расстоянии не более 800 метров от многоквартирного жилого дома при наличии пешеходных подходов

В подземных стоянках (паркингах), крытых стоянках (паркингах)

75

60 - 75 соответственно

На наземных открытых автостоянках

Не предусмотрено


 

1.2.3. Размещение минимально допустимого количества машино-мест при реконструкции сложившейся застройки:


 

Размещение машино-мест

Доля в минимально допустимом количестве машино-мест (Р), процентов

в крупных городах

в средних и малых городах, поселках городского типа, сельских населенных пунктах

На наземных открытых автостоянках в границах земельного участка многоквартирного жилого дома

30 - 40

30 – 60

На расстоянии не более 1000 метров от многоквартирного жилого дома при наличии пешеходных подходов

В подземных стоянках (паркингах), крытых стоянках (паркингах)

60 - 70 соответственно

40 – 70  соответственно

На наземных открытых автостоянках


 

1.3. Расчет минимально допустимого количества машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых в непосредственной близости от отдельно стоящих объектов капитального строительства в границах общественно-деловых зон, а также размещаемых у границ лесопарков, зон отдыха и курортных зон, осуществляется в соответствии с таблицей Ж.1 приложения Ж СП 42.13330.2016.

1.4. Минимально допустимая площадь озелененных территорий общего пользования в границах городских округов и поселений.

1.4.1. Минимально допустимая площадь общегородских озелененных территорий общего пользования:


 

Муниципальное образование

Минимально допустимая площадь общегородских озелененных территорий общего пользования, кв. м на 1 человека

Городской округ с населением от 100 тыс. человек

10

Городской округ с населением от 50 до 100 тыс. человек

7

Городской округ, городское поселение с населением от 20 до 50 тыс. человек

8

Городской округ, городское поселение с населением до 20 тыс. человек

10


 

1.4.2. Минимально допустимая площадь озелененных территорий общего пользования в зонах жилой и многофункциональной застройки:


 

Параметры территории

Минимально допустимая площадь озелененных территорий общего пользования

Доля озелененных территорий в территориях общего пользования, процентов

Обеспеченность озелененными территориями, кв. м на 1 человека

Малоэтажная застройка

15

30

Среднеэтажная застройка

40

10

Многоэтажная застройка

45

6


 

1.5. Перечень предельных значений показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов местного значения для населения.


 

Объект

Расчетный показатель

Предельное значение расчетного показателя максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов местного значения для населения муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса, м

1

2

3

1. В области образования

Дошкольные образовательные организации,

общеобразовательные организации, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего общего образования

Радиус обслуживания

В городских населенных пунктах

500

 

 

В условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности

800

В сельских населенных пунктах

1000 [1]

2. В области физической культуры и спорта

Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий

Радиус обслуживания

500

Физкультурно-спортивные центры жилых районов

Радиус обслуживания

1500


 

2. Правила и область применения расчетных показателей,

содержащихся в основной части

 

Расчетные показатели, содержащиеся в основной части настоящих нормативов, применяются при подготовке:

1) проекта схемы территориального планирования Кемеровской области – Кузбасса и проектов документов о внесении в нее изменений;

2) проектов схем территориального планирования муниципальных районов Кемеровской области – Кузбасса и проектов документов о внесении в них изменений;

3) проектов генеральных планов муниципальных, городских округов, городских и сельских поселений в границах Кемеровской области – Кузбасса и проектов документов о внесении в них изменений;

4) документации по планировке территории.

 

3. Материалы по обоснованию расчетных показателей,

содержащихся в основной части

 

3.1. Информация о современном состоянии, прогнозе развития Кемеровской области Кузбасса.

3.1.1. Местоположение и природно-климатические условия и ресурсы территории.

Кемеровская область Кузбасс расположена в центральной части Российской Федерации на территории Сибирского федерального округа (далее – СФО) почти на равном расстоянии от восточных и западных границ страны. Регион граничит с Красноярским краем на северо-востоке, Новосибирской и Томской областями на западе и северо-западе, Алтайским краем и Республикой Алтай на юге, Республикой Хакасия на востоке. Расстояние до Москвы – 3482 км. Площадь территории региона составляет 95,5 тыс. кв. км. Административным центром Кемеровской области – Кузбасса является город Кемерово.

Кузбасс находится на юго-востоке Западной Сибири, занимая отроги Алтая и Саян, в бассейне реки Томь. Протяженность региона с севера на юг составляет около 500 км, с запада на восток – 300 км. По рельефу территория делится на равнинную (северная часть), предгорные и горные районы (Кузнецкий Алатау – на востоке, Салаирский кряж – на западе, Горная Шория – на юге), межгорную Кузнецкую котловину. Кузнецкий Алатау – самая крупная горная система региона, которая состоит из собственно Кузнецкого Алатау и Абаканского кряжа, начинающегося несколько севернее Телецкого озера. Наивысшая точка – Амзас-таскыл (Верхний Зуб), расположенная на границе с Республикой Хакасия на высоте 2 178 м над уровнем моря, наименьшая – 78 м над уровнем моря находится в долине реки Томь на границе с Томской областью. Значительные перепады высот рельефа определяют разнообразие природных условий региона.

Кемеровская область – Кузбасс расположена в подтаежной и лесостепной зонах. Почвы преимущественно черноземные и серые лесные. Черноземы занимают значительные площади в западной части Кузнецкой котловины. На пойменных террасах – торфянистые почвы. На севере и в центральной части Кузнецкой котловины – березовая лесостепь. Лесной фонд занимает 5 360,9 тыс. га, или 56 % всей территории земельного фонда региона.

В предгорных районах преобладают березовые леса, с участками хвойных (лиственница и сосна). На склонах – горные пихтово-осиновые леса, образующие в районе Горной Шории массив черневой тайги. На крайнем северо-востоке – пихта, сосна, кедр и ель. Кроме того, островками встречаются сосновые боры, а в Горной Шории и в бассейне реки Кондомы у Кузедеево находится реликтовая роща сибирской липы. Растительность весьма многообразна. На горных вершинах встречаются растения тундры и альпийских лугов, среднегорье и низкогорье поросло «чернью» – пихтово-осиновыми лесами с высокотравьем и реликтовыми растениями. Предгорья и межгорные котловины заняты растительностью степей и лесостепей.

Из животного мира на территории Кемеровской области – Кузбасса обитают лось, марал, косуля сибирская и северный олень. Промысловое значение имеют белка, ондатра, из птиц – глухарь, рябчик и тетерев.

На территории региона расположены 19 особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в том числе 14 государственных природных заказников, а также 3 особо охраняемые природные территории федерального значения: Государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау», «Шорский государственный природный национальный парк» и природно-исторический памятник «Кузедеевский липовый остров».

Кемеровская область – Кузбасс имеет очень обширную гидрографическую сеть, в которой насчитывается 32 109 рек общей протяженностью 245,1 тыс. км, принадлежащих бассейну реки Обь. Наиболее крупные из них: Томь, Кия, Яя, Мрассу, Кондома, Иня и Чумыш. В высокогорьях Кузнецкого Алатау насчитывается сотни карстовых озер. На территории региона расположено 850 озер, включая речные старицы, суммарной площадью 101 кв. км. Самое крупное озеро Кемеровской области – Кузбасса – Большой Берчикуль, площадь которого составляет 32 кв. км. Для хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения, рыборазведения и рекреации наиболее крупными водохранилищами являются Кара-Чумышское (62,46 куб. км), Беловское (59,0 куб. км), Дудетское (41,0 куб. км) и Журавлевское (31,59 куб. км). Общая протяженность береговой линии водных объектов в границах поселений на территории Кемеровской области – Кузбасса составляет около 7 тыс. км. Подземные воды сосредоточены преимущественно в зоне активного водообмена, мощность которой изменяется от 120 до 300 м. Прогнозные эксплуатационные ресурсы подземных вод составляют 7,5549 млн куб. м/сутки или 2,7575 куб. км/год.

Климат континентальный умеренного пояса. Зима холодная и продолжительная, лето теплое и короткое. Средние температуры января от минус 17 до минус 20 °C, а июля – от плюс 17 до плюс 18 °C. Среднегодовое количество осадков колеблется от 300 мм на равнинах и в предгорной части до 1 000 мм и более в горных районах. Продолжительность безморозного периода длится от 100 дней в северной части региона и до 120 дней на юге Кузнецкой котловины.

На территории Кузбасса разведано и учтено Государственным балансом полезных ископаемых Российской Федерации порядка 500 месторождений полезных ископаемых, среди которых преобладают каменный уголь, железная руда и торф-сырец. Из цветных металлов – полиметаллические руды, цинк, свинец, серебро, золото, медь, вольфрам, ртуть, молибден, кобальт и никель. Нерудное сырье – флюсовые известняки, доломиты, кварциты, огнеупорные глины, формовочные пески, асбест, тальк и базальт. По разнообразию и уровню освоения полезных ископаемых Кемеровской области – Кузбассу принадлежит первое место среди регионов России. Наиболее высокая региональная концентрация запасов зафиксирована по следующим видам полезных ископаемых: марганцевые руды (56 % от всех разведанных запасов в России), бурый уголь (33 %), каменный уголь (25 %).

В границах Кемеровской области – Кузбасса располагается Кузнецкий каменноугольный бассейн – крупнейший из всех эксплуатируемых каменноугольных бассейнов мира по запасам и качеству углей. Общие геологические запасы кузнецкого угля до глубины 1 800 м оцениваются в 733,4 млрд тонн, из них 724,3 млрд тонн отвечают параметрам по мощности пластов и зольности угля (4,8 – 13 %), принятым кондициям для промышленного освоения месторождений. Общие запасы коксующихся углей в Кузбассе составляют 36,9 % всех ресурсов бассейна. Важной особенностью угленосных отложений является значительное количество пластов угля рабочей мощностью свыше 0,7 м и запасы, пригодные для открытой добычи.

Угольные пласты большинства месторождений Кузбасса обладают высокой газоносностью (до 30 – 35 куб. м на 1 тонн угля). Основная часть газа угольных пластов – метан (80 – 90 %). Ресурсы метана угольных пластов до глубины 1 800 м оцениваются в 13,1 трлн. куб. м. Газ угольных пластов может транспортироваться по тем же газопроводам, что и обычный природный газ, при условии развития инфраструктуры, с 2003 года в регионе осуществляется первая в России экспериментальная эксплуатация месторождений метана.

В Кемеровской области – Кузбассе находятся самые крупные в России месторождения марганцевых руд (Усинское), талька (Алгуйское) и формовочных песков (Зеленая зона). Месторождения железных руд преимущественно сконцентрированы на юге и востоке региона – в Горной Шории (2 169 млн тонн, из которых балансовые запасы составляют 1 400 млн тонн) и Кузнецком Алатау (балансовые запасы – 370,1 млн тонн). В регионе также имеются запасы минерального сырья для производства черных металлов: марганца, флюсовых известняков – 5 месторождений, кварцитов – 3 месторождения, доломитов – 2 месторождения, огнеупорных глин – 8 месторождений, формовочных песков – 6 месторождений.

Таким образом, группа стратегических ресурсов – разведанных запасов полезных ископаемых – может поддерживать положительную динамику социально-экономического развития региона на средне- и долгосрочную перспективу. Однако доступ к эксплуатации особо ценных полезных ископаемых (марганец, кварцит, доломиты, флюорит, фосфориты и графит) остается ограниченным в силу приоритетов сохранения экологического баланса на территориях, привлекательных для расселения и туризма.

3.1.2. Социально-экономические показатели развития региона.

Экономико-географическое положение Кемеровской области Кузбасса определяется промышленно-сырьевой специализацией и степенью транспортной доступности ключевых рынков сбыта региональной продукции. Добыча полезных ископаемых и обрабатывающая промышленность являются ведущими видами экономической деятельности в экономике региона и совокупно с энергетикой обеспечивают около 51 % валового регионального продукта (далее – ВРП), что гораздо выше аналогичного показателя в среднем по СФО и Российской Федерации.

В межрегиональном товарообороте наблюдается высокая продуктовая концентрация с преобладанием вывоза продукции промышленного назначения (более 80 % от совокупного): угля, стального проката, металлургического кокса и мазута. Второй по объему вывоза группой являются продукты питания: кондитерские изделия и мясо-молочная продукция. Концентрация рынков сбыта региона невысока: на 5 крупнейших регионов по объему экспорта (Алтайский край, Томская область, Новосибирская область, Красноярский край, Республика Алтай) приходится всего около 25 % объема продукции в финансовом выражении, на 12 регионов – 40 %. Направление экспорта – западная часть России, вывоз на восток практически не производится.

Основу экономики Кемеровской области Кузбасса составляет производственный комплекс. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в целом в текущих ценах по сравнению с 2019 годом снизился на 7,6 % и на конец 2020 года составил 3 126,4 млрд рублей. Среднегодовой показатель в период с 2016 по 2020 год был на уровне значения 1 667,4 млрд рублей при среднегодовом темпе прироста в 0,01 %.

Среднегодовые показатели по отгруженной продукции Кемеровской области Кузбасса в разрезе муниципальных образований приведены в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Среднегодовые показатели по отгруженной продукции

Кемеровской области – Кузбасса в разрезе

муниципальных образований


 

N п/п

Муниципальные образования Кемеровской области – Кузбасса*

Среднегодовой объем отгруженной продукции, 2016 – 2020 годы, млн рублей

Среднегодовой темп прироста, процентов

1

2

3

4

1

Новокузнецкий городской округ

447 325,40

3,55

2

Кемеровский городской округ

159 881,07

9,34

3

Прокопьевский муниципальный округ

157 623,67

7,63

4

Междуреченский городской округ

129 632,43

7,91

5

Новокузнецкий муниципальный округ

119 918,55

14,47

6

Анжеро-Судженский городской округ

108 071,19

1,62

7

Беловский городской округ

72 155,78

5,31

8

Ленинск-Кузнецкий городской округ

52 663,82

6,64

9

Беловский муниципальный округ

52 473,19

26,73

10

Крапивинский муниципальный округ

109,23

11,78

11

Кемеровский муниципальный округ

51 818,94

- 1,53

12

Мысковский городской округ

50 708,71

9,53

13

Киселевский городской округ

40 901,42

8,98

14

Прокопьевский городской округ

21 505,91

15,55

15

Юргинский городской округ

14 516,68

0,49

16

Краснобродский городской округ

13 677,70

23,23

17

Яшкинский муниципальный округ

13 620,63

12,63

18

Калтанский городской округ

12 732,16

16,22

19

Березовский городской округ

11 266,46

0,90

20

Полысаевский городской округ

9 518,22

- 7,95

21

Топкинский муниципальный округ

9 398,88

11,72

22

Осинниковский городской округ

8 910,02

7,90

23

Тяжинский муниципальный округ

8 030,93

- 4,76

24

Гурьевский муниципальный округ

7 301,60

5,13

25

Мариинский муниципальный округ

4 617,31

-10,83

26

Ленинск-Кузнецкий муниципальный округ

3 430,42

9,05

27

Промышленновский муниципальный округ

2 752,87

2,20

28

Таштагольский муниципальный район

2 177,14

2,92

29

Тисульский муниципальный округ

614,88

3,30

30

Тайгинский городской округ

527,90

- 2,21

31

Чебулинский муниципальный округ

416,90

13,33

32

Ижморский муниципальный округ

286,38

4,99

33

Яйский муниципальный округ

275,45

10,09

34

Юргинский муниципальный округ

140,40

- 20,45

Итого по Кемеровской области - Кузбассу

1 667 407,43

0,01


 

* Муниципальные образования указаны в соответствии с Законом Кемеровской области от 17.12.2004 N 104-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований» (в редакции Закона Кемеровской области - Кузбасса от 07.02.2022 N 13-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Новокузнецкого муниципального района»).

 

Типология муниципальных образований Кемеровской области – Кузбасса по уровню экономического роста представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1

 

 

 

Численность населения Кемеровской области – Кузбасса на конец 2020 года составила 2,633 млн человек. По этому показателю регион занимает седьмое место в России и первое место в CФО. На территории региона проживают более 100 народов. Самые многочисленные национальные группы: татарская, украинская, немецкая и чувашская.

Плотность населения Кемеровской области – Кузбасса – одна из самых высоких за Уралом и составляет 27,5 чел./кв. км. Кроме того, регион имеет самый высокий уровень урбанизации в СФО. Так, доля городского населения составляет около 86 %, что объясняется историей становления региона: практически все города возникли в период индустриального освоения и создавались в результате мощного миграционного притока.

Численность и плотность населения Кемеровской области – Кузбасса в разрезе муниципальных образований приведена в таблице 2.

 

Таблица 2

 

Численность и плотность населения Кемеровской области –

Кузбасса в разрезе муниципальных образований


 

N п/п

Муниципальные образования Кемеровской области – Кузбасса*

Плотность населения на конец 2020 года, чел./кв. км

Численность населения на конец 2020 года, человек

1

2

3

4

1

Кемеровский городской округ

1 874,31

552 546

2

Новокузнецкий городской округ

1 283,49

544 583

3

Анжеро-Судженский городской округ

197,79

72 472

4

Беловский городской округ

570,13

125 053

5

Березовский городской округ

572,24

46 929

6

Калтанский городской округ

294,87

29 030

7

Киселевский городской округ

310,07

90 539

8

Краснобродский городской округ

103,31

13 698

9

Ленинск-Кузнецкий городской округ

846,27

95 391

10

Междуреченский городской округ

13,39

98 028

11

Мысковский городской округ

58,47

42 598

12

Осинниковский городской округ

643,84

45 947

13

Полысаевский городской округ

577,46

28 466

14

Прокопьевский городской округ

825,83

187 877

15

Тайгинский городской округ

44,02

24 362

16

Юргинский городской округ

1 793,91

80 367

17

Новокузнецкий муниципальный округ

3,77

50 094

18

Беловский муниципальный округ

7,97

25 385

19

Гурьевский муниципальный округ

17,63

38 439

20

Ижморский муниципальный округ

2,93

10 585

21

Кемеровский муниципальный округ

10,88

46 776

22

Крапивинский муниципальный округ

3,23

22 392

23

Ленинск-Кузнецкий муниципальный округ

8,73

20 575

24

Мариинский муниципальный округ

9,46

53 032

25

Прокопьевский муниципальный округ

8,60

30 086

26

Промышленновский муниципальный округ

14,95

46 078

27

Тисульский муниципальный округ

2,45

19 768

28

Топкинский муниципальный округ

15,36

42 615

29

Тяжинский муниципальный округ

5,98

21 112

30

Чебулинский муниципальный округ

3,74

13 996

31

Юргинский муниципальный округ

8,01

20 112

32

Яйский муниципальный округ

6,13

16 920

33

Яшкинский муниципальный округ

7,70

26 842

35

Таштагольский муниципальный район

4,43

50 753

Итого по Кемеровской области – Кузбассу

27,51

2 633 446


 

* Муниципальные образования указаны в соответствии с Законом Кемеровской области от 17.12.2004 N 104-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований» (в редакции Закона Кемеровской области - Кузбасса от 07.02.2022 N 13-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Новокузнецкого муниципального района»).

 

Кемеровская область – Кузбасс обладает одной из самых развитых городских систем в азиатской части России. Около 64 % численности населения региона проживает в Новокузнецке, Кемерово, Прокопьевске, Белово, Ленинске-Кузнецком, Киселевске и Междуреченске (суммарно около 1,7 млн человек).

Уровень автомобилизации Кемеровской области – Кузбасса ниже, чем в целом по стране, и на 2020 год составил 271,4 автомобиля на 1 000 человек населения (среднероссийский показатель – 315,5). Число собственных легковых автомобилей в регионе насчитывалось 714 820 единиц.

Уровень автомобилизации Кемеровской области – Кузбасса в разрезе муниципальных образований приведен в таблице 3.

 

Таблица 3

 

Уровень автомобилизации Кемеровской области –

Кузбасса в разрезе муниципальных образований


 

N п/п

Муниципальные образования Кемеровской области – Кузбасса*

Количество легковых автомобилей на 2020 год, ед.

Уровень автомобилизации,

ед. на 1 тыс. человек

1

2

3

4

1

Кемеровский городской округ

153855

278,45

2

Новокузнецкий городской округ

142739

262,11

3

Анжеро-Судженский городской округ

20277

279,79

4

Беловский городской округ

37572

300,45

5

Березовский городской округ

12962

276,20

6

Калтанский городской округ

7934

273,30

7

Киселевский городской округ

26732

295,25

8

Краснобродский городской округ

3373

246,24

9

Ленинск-Кузнецкий городской округ

30814

323,03

10

Междуреченский городской округ

23912

243,93

11

Мысковский городской округ

11922

279,87

12

Осинниковский городской округ

12756

277,62

13

Полысаевский городской округ

9257

325,19

14

Прокопьевский городской округ

49580

263,90

15

Тайгинский городской округ

4519

185,49

16

Юргинский городской округ

19435

241,83

17

Новокузнецкий муниципальный округ

11724

234,04

18

Беловский муниципальный округ

8677

341,82

19

Гурьевский муниципальный округ

11398

296,52

20

Ижморский муниципальный округ

2831

267,45

21

Кемеровский муниципальный округ

14462

309,18

22

Крапивинский муниципальный округ

4346

194,09

23

Ленинск-Кузнецкий муниципальный округ

5706

277,33

24

Мариинский муниципальный округ

14104

265,95

25

Прокопьевский муниципальный округ

8607

286,08

26

Промышленновский муниципальный округ

11357

246,47

27

Тисульский муниципальный округ

5267

266,44

28

Топкинский муниципальный округ

12545

294,38

29

Тяжинский муниципальный округ

5857

277,43

30

Чебулинский муниципальный округ

3766

269,08

31

Юргинский муниципальный округ

4057

201,72

32

Яйский муниципальный округ

4507

266,37

33

Яшкинский муниципальный округ

6390

238,06

34

Таштагольский муниципальный район

11580

228,16

Итого по Кемеровской области – Кузбассу

714820

271,43


 

* Муниципальные образования указаны в соответствии с Законом Кемеровской области от 17.12.2004 N 104-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований» (в редакции Закона Кемеровской области – Кузбасса от 07.02.2022 N 13-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Новокузнецкого муниципального района»).

 

Демографическая ситуация в Кемеровской области – Кузбассе характеризуется сокращением численности населения в силу его естественной убыли и миграционного оттока. С 1997 года в регионе наблюдались ежегодный прирост коэффициента рождаемости в среднем на 0,4 пункта, а также устойчивое снижение уровня смертности с 2006 года (за 2006 – 2017 годы общая смертность сократилась на 19 %). Особенно значительно на динамику последнего показателя повлияло сокращение младенческой смертности почти на треть (с 9,4 случая на 1 000 человек, родившихся живыми, в 2007 году до 6,9 в 2017 году), а также снижение смертности от внешних причин в 2,1 раза (с 285 случаев на 100 тыс. человек до 135).

Динамика численности населения Кемеровской области – Кузбасса в разрезе муниципальных образований приведена в таблице 4.

 

Таблица 4

 

Динамика численности населения Кемеровской области –

Кузбасса в разрезе муниципальных образований


 

N п/п

Муниципальные образования Кемеровской области – Кузбасса*

Численность населения на начало года, человек

2016

2017

2018

2019

2020

2021

1

2

3

4

5

6

7

8

Городские округа

1

Кемеровский

553076

556920

558973

558662

556382

552546

2

Новокузнецкий

551253

552445

553638

552105

549403

544583

3

Анжеро-Судженский

78769

77666

76217

74949

73750

72472

4

Беловский

129008

128100

127517

126477

126018

125053

5

Березовский

49278

48944

48273

47837

47617

46929

6

Калтанский

30665

30261

30015

29695

29401

29030

7

Киселевский

97428

96237

95160

93471

91793

90539

8

Краснобродский

14506

14371

14282

14074

13915

13698

9

Ленинск-Кузнецкий

99793

99037

98254

97401

96515

95391

10

Междуреченский

100772

99896

99025

98111

98256

98028

11

Мысковский

44128

43780

43519

43113

42871

42598

12

Осинниковский

48268

47820

47248

46665

46396

45947

13

Полысаевский

29723

29466

29134

28899

28733

28466

14

Прокопьевский

198438

196406

194084

191839

190334

187877

15

Тайгинский

26406

26016

25363

24948

24880

24362

16

Юргинский

81396

81733

81759

81073

80840

80367

Муниципальные округа

17

Беловский

27977

27595

27083

26589

25955

25385

18

Гурьевский

40913

40444

39945

39271

38930

38439

19

Ижморский

11522

11395

11148

10922

10723

10585

20

Кемеровский

47141

47130

46521

46556

47123

46776

21

Крапивинский

23468

23472

23229

22740

22557

22392

22

Ленинск-Кузнецкий

22202

21847

21333

20851

20687

20575

23

Мариинский

55369

54977

54341

53718

53319

53032

24

Прокопьевский

30951

30988

30833

30444

30324

30086

25

Промышленновский

48400

47844

47280

46617

46259

46078

26

Тисульский

21839

21383

20911

20413

20099

19768

27

Топкинский

44103

43862

43474

43010

42891

42615

28

Тяжинский

23137

22670

22265

21900

21484

21112

29

Чебулинский

14784

14536

14460

14312

14159

13996

30

Юргинский

22035

21674

21273

20753

20468

20112

31

Яйский

18584

18147

17682

17352

17135

16920

32

Яшкинский

28702

28248

27772

27314

27047

26842

33

Новокузнецкий

50388

50493

50210

50102

50170

50094

Муниципальные районы

34

Таштагольский

53205

53041

52656

52073

51420

50753

Итого по Кемеровской области – Кузбассу

2717627

2708844

2694877

2674256

2657854

2633446


 

* Муниципальные образования указаны в соответствии с Законом Кемеровской области от 17.12.2004 N 104-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований» (в редакции Закона Кемеровской области - Кузбасса от 07.02.2022 N 13-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Новокузнецкого муниципального района»).

 

Прогнозная численность населения Кемеровской области – Кузбасса в разрезе муниципальных образований представлена в таблице 5.

 

Таблица 5

 

Прогнозная численность населения Кемеровской области – Кузбасса в разрезе муниципальных образований


 

N п/п

Муниципальные образования Кемеровской области – Кузбасса*

Прогнозная численность населения, человек

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

1

Кемеровский городской округ

555636

555505

555374

555244

2

Новокузнецкий городской округ

546170

544913

543655

542398

3

Прокопьевский городской округ

185836

183743

181650

179556

4

Беловский городской округ

124323

123550

122776

122003

5

Междуреченский городской округ

97059

96501

95942

95383

6

Ленинск-Кузнецкий городской округ

94689

93820

92950

92081

7

Киселевский городской округ

89158

87745

86331

84918

8

Юргинский городской округ

80344

80101

79857

79614

9

Анжеро-Судженский городской округ

71187

69916

68644

67373

10

Мариинский муниципальный округ

52398

51904

51410

50916

11

Таштагольский муниципальный район

50421

49915

49409

48903

12

Новокузнецкий муниципальный округ

49988

49915

49843

49770

13

Березовский городской округ

46530

46068

45607

45145

14

Кемеровский муниципальный округ

46693

46642

46590

46538

15

Промышленновский муниципальный округ

45377

44890

44404

43917

16

Осинниковский городской округ

45411

44941

44471

44000

17

Топкинский муниципальный округ

42244

41935

41626

41317

18

Мысковский городской округ

42257

41948

41640

41332

19

Гурьевский муниципальный округ

37898

37396

36893

36391

20

Прокопьевский муниципальный округ

29934

29742

29551

29359

21

Калтанский городской округ

28737

28421

28104

27788

22

Полысаевский городской округ

28198

27949

27700

27451

23

Яшкинский муниципальный округ

26318

25936

25555

25173

24

Беловский муниципальный округ

24927

24402

23877

23352

25

Тайгинский городской округ

23925

23524

23122

22721

26

Крапивинский муниципальный округ

22115

21869

21623

21377

27

Тяжинский муниципальный округ

20690

20288

19887

19486

28

Ленинск-Кузнецкий муниципальный округ

20039

19694

19348

19003

29

Юргинский муниципальный округ

19677

19284

18891

18498

30

Тисульский муниципальный округ

19265

18845

18425

18005

31

Яйский муниципальный округ

16468

16134

15800

15466

32

Чебулинский муниципальный округ

13853

13703

13554

13405

33

Краснобродский городской округ

13579

13419

13258

13098

34

Ижморский муниципальный округ

10356

10159

9961

9763

Итого по Кемеровской области – Кузбассу

2621701

2604715

2587730

2570744


 

* Муниципальные образования указаны в соответствии с Законом Кемеровской области от 17.12.2004 N 104-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований» (в редакции Закона Кемеровской области – Кузбасса от 07.02.2022 N 13-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Новокузнецкого муниципального района»).

 

В 2020 году численность рабочей силы в Кемеровской области – Кузбассе составила 1 274,7 тыс. человек – это около 48 % от общей численности населения. Уровень занятости населения по данным выборочных обследований рабочей силы составил 59,3 %, уровень безработицы – 6,7 %. На фоне ускоренного старения населения при росте доли населения старше трудоспособного возраста численность рабочей силы сократилась на 96 960 человек, т.е. на 7,1 % в период с 2016 по 2020 год.

Структура занятости в регионе отражает индустриально-сырьевой характер развития. Наибольшая доля занятого населения сосредоточена в промышленности (31,3 %, в том числе в горнодобывающих производствах – 13,2 %), образовании (11,2 %), торговле и общественном питании (11,1 %), здравоохранении и предоставлении социальных услуг (10,4 %), на транспорте и в связи (9,6 %). Преобладающая часть занятого населения сосредоточена на крупных и средних предприятиях. На них работает около 65,4 % от общей численности занятых в экономике.

Динамика численности населения трудоспособного возраста Кемеровской области – Кузбасса в разрезе муниципальных образований представлена в таблице 6.

 

Таблица 6

 

Динамика численности населения трудоспособного

возраста Кемеровской области – Кузбасса в разрезе

муниципальных образований


 

N п/п

Муниципальные образования Кемеровской области – Кузбасса*

Население трудоспособного возраста на конец года, человек

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

1

2

3

4

5

6

7

Городские округа

1

Кемеровский

329522

326883

323897

327227

323926

2

Новокузнецкий

317162

315581

313031

316654

312833

3

Анжеро-Судженский

41576

40151

39106

39166

38316

4

Беловский

69058

68127

67069

68462

68035

5

Березовский

26250

25458

24893

25237

24718

6

Калтанский

15686

15320

14863

15013

14764

7

Киселевский

49787

48327

46943

47096

46337

8

Краснобродский

7390

7232

7010

7093

7016

9

Ленинск-Кузнецкий

52913

51777

50905

51586

50848

10

Междуреченский

55395

54207

53078

54345

54059

11

Мысковский

23204

22699

22231

22599

22448

12

Осинниковский

24962

24285

23658

24067

23737

13

Полысаевский

15623

15159

14827

15088

14853

14

Прокопьевский

103283

100498

98583

99913

98429

15

Тайгинский

14774

14303

13975

14338

14098

16

Юргинский

45074

44675

44030

44852

44676

Муниципальные округа

17

Беловский

14696

14161

14381

14355

13914

18

Гурьевский

20919

20410

19675

19924

19659

19

Ижморский

5755

5523

5326

5368

5265

20

Кемеровский

25727

25080

24608

25392

24971

21

Крапивинский

11923

11548

11066

11211

11084

22

Ленинск-Кузнецкий

10892

10436

10004

10151

9982

23

Мариинский

31084

30290

29492

29894

29686

24

Прокопьевский

16712

16318

15744

16060

15835

25

Промышленновский

26025

25454

24656

24963

24806

26

Тисульский

11102

10746

10323

10393

10168

27

Топкинский

22725

22104

21449

21849

21629

28

Тяжинский

11347

10995

10684

10766

10588

29

Чебулинский

8137

8005

7800

7844

7741

30

Юргинский

11330

10923

10417

10495

10261

31

Яйский

9860

9494

9243

9303

9142

32

Яшкинский

14840

14360

13908

14053

13937

33

Новокузнецкий

27680

27154

27323

27976

27801

Муниципальные районы

34

Таштагольский

28324

27832

27372

27639

27307

Итого по Кемеровской области – Кузбассу

1500737

1475515

1451570

1470372

1452869


 

* Муниципальные образования указаны в соответствии с Законом Кемеровской области от 17.12.2004 N 104-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований» (в редакции Закона Кемеровской области - Кузбасса от 07.02.2022 N 13-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Новокузнецкого муниципального района»).

 

Типология муниципальных образований Кемеровской области – Кузбасса с учетом особенностей системы расселения представлена на рисунке 2.

 

Рисунок 2

 

 

 

3.1.3. Прогноз экономического развития Кемеровской области Кузбасса.

Прогнозируется, что экономическое развитие Кемеровской области – Кузбасса будет связано с цифровизацией и роботизацией на производствах. Согласно Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области – Кузбасса на период до 2035 года, утвержденной Законом Кемеровской области от 26.12.2018 N 122-ОЗ, ежегодная динамика прироста ВРП на период до 2035 года оценивается на уровне 3 % по базовому сценарию развития и 3,6 % по целевому, что выше среднего темпа прироста за последние 18 лет – 2,8 %.

По прогнозу, в 2035 году ВРП должен составить 2,5 трлн рублей по базовому сценарию и 2,7 трлн рублей по целевому. Положительная динамика ВРП в прогнозируемом периоде базируется также на благоприятных прогнозах в отношении конъюнктуры внешнего рынка для базовых отраслей Кемеровской области – Кузбасса (угольной и металлургической) и развития новых отраслей экономики – нефтеперерабатывающей, туризма, добычи метана из угольных пластов.

Рост численности населения в мире, процесс урбанизации и повышения уровня жизни в странах Азии вызовет повышение спроса на электроэнергию примерно на 30 % к 2035 году. При этом доля угля в общей структуре энергопотребления будет снижаться за счет увеличения доли альтернативных источников энергии, таких как атомная, газ и гидроэнергия. Так, спрос на каменный уголь будет иметь определенные региональные отличия: развитые экономики, характеризующиеся стабильными или сокращающимися потребностями в электроэнергии, будут постепенно сокращать долю угля в электроэнергетике в пользу возобновляемых источников энергии и природного газа. Таким образом, переориентация мировой торговли углем в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона ослабляет позиции производителей Кузбасса относительно стран, имеющих прямой морской путь до ключевых потребителей. В совокупности со стагнирующим внутрироссийским рынком угольная промышленность в ближайшей перспективе неизбежно столкнется с необходимостью выпуска продукции глубокого передела, в том числе на стыке с химической промышленностью. Однако несмотря на это, в среднесрочной перспективе угольная промышленность продолжит играть значимую роль в инвестиционной, производственной и финансовой сферах Кемеровской области – Кузбасса.

В машиностроительном комплексе Кемеровской области – Кузбасса перспективным является сегмент производства механического оборудования и оборудования общего назначения (производство дистанционно-управляемых датчиков, сенсоров, оборудования для управления виртуальной реальностью, а также подшипников, зубчатых передач, элементов механических передач и приводов и ряда других). За счет частичного вытеснения импорта на отдельных рынках и достижения приемлемой конкурентоспособности машиностроительного сектора возрастет объем поставок машиностроительной продукции Кемеровской области – Кузбасса на внутренний рынок. На долгосрочную перспективу планируется реализация проектов формообразующего производства продукции повышенной технологической готовности (прецизионное литье, штамповки, профили, метизы, металлоконструкции и т.п.). Основными производителями на рынках данной продукции должны будут выступать малые и средние инновационные предприятия. Для снижения кадровых и инновационных рисков потребуется развитие школы современного инжиниринга и создание сети профильных инжиниринговых центров, работающих в системе цифровизации производственной деятельности.

Перспективы развития агропромышленного комплекса Кемеровской области – Кузбасса связаны с обеспечением собственной продовольственной безопасности и развитием экспорта сельскохозяйственной пищевой продукции с выходом на рынок Юго-Восточной Азии. Показателем интенсификации агропромышленного производства должно стать увеличение эффективности производства на 1 га сельскохозяйственных земель, а также возвращение в хозяйственный оборот необрабатываемых земель. Одним из факторов интенсификации сельхозпроизводства одновременно с комплексной механизацией и автоматизацией, индустриализацией, внедрением интенсивных технологий станет использование принципов «точного земледелия». Основной задачей развития животноводства является создание условий, способствующих повышению экономической эффективности сельскохозяйственного производства, увеличению объемов производства животноводческой продукции и ликвидации зависимости Кузбасса от импорта продуктов питания из других регионов.

Таким образом, в аграрном секторе экономики Кемеровской области – Кузбасса на среднесрочную перспективу планируется реализация мероприятий по обеспечению сбалансированного развития всех основных элементов системы регионального агропромышленного комплекса и необходимой инфраструктуры, модернизация производственно-технической базы сельского хозяйства на основе современных технологий, достижение устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции, повышение уровня конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса региона на внутри- и межрегиональных товарно-сырьевых рынках.

В лесозаготовительном производстве планируемые мероприятия на среднесрочную перспективу будут связаны с техническим перевооружением организаций, а также с развитием транспортной сети. В деревообрабатывающем производстве прогнозируется не только техническое перевооружение организаций, но и строительство новых производственных мощностей и увеличение выпуска продукции глубокой переработки, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.

Перспективы развития туризма в Кемеровской области – Кузбассе в первую очередь связаны с зимним туризмом. В общем объеме всего туристского потока горнолыжный туризм в регионе составляет около 70 %. Рост популярности зимнего туризма в Кемеровской области – Кузбассе связан с уникальными возможностями горнолыжных трасс, наличием достаточно развитой инфраструктуры и с продолжительностью горнолыжного сезона, который начинается в первых числах ноября, а заканчивается в начале мая.

В среднесрочной перспективе на территории региона продолжится реализация крупных проектов по развитию туристской инфраструктуры. Для дальнейшего развития горнолыжного туризма планируется создание комплекса круглогодичного функционирования. В зимний период это крупнейший за Уралом развлекательный горнолыжный комплекс, в летний период – место спортивно-оздоровительного туризма.

3.2. Обоснование положений основной части.

3.2.1. Обоснование перечня областей и перечня расчетных показателей.

3.2.1.1. Понятие минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами, указанными в основной части настоящих нормативов (далее также – объекты), и максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения.

Показатель обеспеченности населения объектами, указанными в основной части настоящих нормативов, определяется как отношение основной количественной характеристики емкости (мощности) объекта к количеству населения, а также как отношение количества объектов определенного типа к совокупной характеристике населения. В качестве совокупной характеристики населения может выступать населенный пункт, в отдельных случаях – муниципальное образование, Кемеровская область – Кузбасс.

Территориальная доступность представляет собой пространственную характеристику сети объектов. Территориальная доступность рассчитывается исходя из затрат времени на достижение объекта либо исходя из расстояния до выбранного объекта, измеренного по прямой, по имеющимся путям передвижения или иным образом.

При определении показателя территориальной доступности для каждого вида объектов указан вид территориальной доступности в зависимости от способа передвижения по территории:

пешеходная доступность – движение по территории, осуществляемое в условиях стандартной для данной местности погоды (в пределах климатической нормы) без использования транспортных средств лицом, способным к самостоятельному передвижению;

транспортная доступность – движение по территории с использованием транспортных средств, осуществляемое по улицам и дорогам общего пользования, иным транспортно-коммуникационным объектам, в том числе:

а) доступность объекта общественным транспортом, предназначенным для массовой перевозки пассажиров, движущимся по дорогам общего пользования со скоростью, предписанной маршрутным расписанием;

б) доступность объекта индивидуальным легковым транспортом (личным, такси, иными видами) по дорогам общего пользования с максимально разрешенной скоростью;

в) доступность объекта специализированным транспортом, предназначенным для перевозки определенных категорий граждан;

г) комбинированная доступность – вид движения по территории, который в основном осуществляется с использованием транспортных средств, но какая-то существенная часть пути осуществляется пешком.

3.2.1.2. Определение перечня областей нормирования.

Набор областей нормирования установлен с учетом планов и целей развития Кемеровской области – Кузбасса, определенных в Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области – Кузбасса на период до 2035 года, утвержденной Законом Кемеровской области от 26.12.2018 N 122-ОЗ, Стратегии развития туризма в Кемеровской области до 2025 года, утвержденной распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.03.2013 N 194-р, Концепции развития внешнеэкономической и межрегиональной деятельности Кемеровской области на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.03.2012 N 242-р, государственными программами Кемеровской области – Кузбасса, прогнозом социально-экономического развития Кемеровской области – Кузбасса на долгосрочный период.

3.2.1.3. Расчетные показатели и объекты, которые обеспечивают достижение расчетных показателей.

Для каждой области нормирования настоящими нормативами определены один или несколько расчетных показателей с указанием размерности каждого показателя. В соответствии с каждым расчетным показателем предусматривается один или нескольких объектов, которые обеспечивают достижение такого показателя.

3.2.2. Обоснование значений расчетных показателей.

При определении значений расчетных показателей применен нормативно-методический подход с использованием отраслевых методик согласно предложениям исполнительных органов Кемеровской области – Кузбасса отраслевой компетенции.

Для определения значений расчетных показателей учтены:

СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1034/пр;

методические рекомендации по развитию сети образовательных организаций и обеспеченности населения услугами таких организаций, включающие требования по размещению организаций сферы образования, в том числе в сельской местности, исходя из норм действующего законодательства Российской Федерации, с учетом возрастного состава и плотности населения, транспортной инфраструктуры и других факторов, влияющих на доступность и обеспеченность населения услугами сферы образования, утвержденные заместителем Министра образования и науки Российской Федерации Климовым А.А. 04.05.2016 N АК-15/02вн;

Требования к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.02.2016 N 132н;

методические рекомендации о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.04.2018 N 182;

Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, утвержденные распоряжением Министерства культуры Российской Федерации от 02.08.2017 N Р-965;

методические рекомендации по развитию сети организаций социального обслуживания в субъектах Российской Федерации и обеспеченности социальным обслуживанием получателей социальных услуг, в том числе в сельской местности, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2016 N 219;

Методические рекомендации о применении нормативов и норм при определении потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта, утвержденные приказом Министерства спорта Российской Федерации от 21.03.2018 N 244;

нормативы обеспеченности населения Кемеровской области услугами организаций культуры и методические рекомендации по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения Кемеровской области услугами организаций культуры, утвержденные постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 20.09.2017 N 495;

региональная программа газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Кемеровской области – Кузбасса на 2022 – 2031 годы, утвержденная распоряжением Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 14.02.2022 N 71-р.

3.2.3. Обоснование определения минимально допустимого количества машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых в непосредственной близости от отдельно стоящих объектов капитального строительства в границах жилых зон.

Минимально допустимое количество машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых в непосредственной близости от отдельно стоящих объектов капитального строительства в границах жилых зон, установлено расчетным способом на основе методического документа «Стандарт комплексного развития территорий», разработанного акционерным обществом «ДОМ.РФ» совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» и направленного письмом акционерного общества «ДОМ.РФ» от 22.12.2020 N 20287-ДФ (далее – методический документ «Стандарт комплексного развития территорий»).

3.2.4. Обоснование определения минимально допустимой площади озелененных территорий общего пользования в границах городских округов и поселений.

Минимально допустимая площадь озелененных территорий общего пользования в границах городских округов и поселений определена с использованием нормативно-методического подхода на основе СП 42.13330.2016, методического документа «Стандарт комплексного развития территорий».

 

Постановление Правительства Кемеровской области -Кузбасса "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.10.2009 N 406 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Кемеровской области" от 26.10.2022 N 711