Постановление Правительства Кемеровской области -Кузбасса от 18.10.2023 N 690 "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.09.2016 N 362 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области – Кузбасса "Экология, недропользование и рациональное водопользование" на 2017 – 2025 годы"
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ - КУЗБАСС
ПРАВИТЕЛЬСТВО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2023 г. N 690
г. Кемерово
О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.09.2016 N 362 «Об утверждении государственной программы Кемеровской области – Кузбасса «Экология, недропользование и рациональное водопользование» на 2017 – 2025 годы»
В соответствии с Законом Кемеровской области – Кузбасса от 15.12.2022 N 145-ОЗ «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (в редакции законов Кемеровской области – Кузбасса от 27.03.2023 N 12-ОЗ, от 21.06.2023 N 49-ОЗ) Правительство Кемеровской области – Кузбасса
постановляет:
1. Внести в государственную программу Кемеровской области – Кузбасса «Экология, недропользование и рациональное водопользование» на 2017-2025 годы, утверждённую постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.09.2016 N 362 «Об утверждении государственной программы Кемеровской области – Кузбасса «Экология, недропользование и рациональное водопользование» на 2017-2025 годы» (далее - Государственная программа) (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.12.2016 N 504, от 11.01.2017 N 7, от 28.09.2017 N 505, от 18.01.2018 N 14, от 19.07.2018 N 302, от 27.08.2018 N 350, от 24.12.2018 N 600, постановлений Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 17.05.2019 N 303, от 30.08.2019 N 510, от 26.11.2019 N 679, от 23.12.2019 N 735, от 06.05.2020 N 266, от 21.08.2020 N 517, от 25.12.2020 N 787, от 12.05.2021 N 237, от 22.09.2021 N 565, от 29.12.2021 N 833, от 12.07.2022 N 458, от 15.11.2022 N 748, от 23.03.2023 N 161, от 08.06.2023 N 373), следующие изменения:
1.1. Позицию «Объёмы и источники финансирования Государственной программы в целом и с разбивкой по годам её реализации» паспорта Государственной программы изложить в следующей редакции:
«
Объёмы и источники финансирования Государственной программы в целом и с разбивкой по годам её реализации | Всего – 5 135 092,0 тыс. руб., в том числе: 2017 год – 438 589,8 тыс. руб.; 2018 год – 210 285,1 тыс. руб.; 2019 год – 113 166,2 тыс. руб.; 2020 год – 107 431,8 тыс. руб.; 2021 год – 749 521,9 тыс. руб.; 2022 год – 848 567,7 тыс. руб.; 2023 год – 648 331,8 тыс. руб.; 2024 год – 981 362,0 тыс. руб.; 2025 год – 1 037 835,7 тыс. руб. Из них: областной бюджет – 2 868 540,8 тыс. руб., в том числе: 2017 год – 116 716,1 тыс. руб.; 2018 год – 97 861,3 тыс. руб.; 2019 год – 81 237,5 тыс. руб.; 2020 год – 90 446,3 тыс. руб.; 2021 год – 116 372,1 тыс. руб.; 2022 год – 273 096,3 тыс. руб.; 2023 год – 539 718,2 тыс. руб.; 2024 год – 855 248,7 тыс. руб.; 2025 год – 697 844,3 тыс. руб.; федеральный бюджет – 2 224 671,7 тыс. руб., в том числе: 2017 год – 320 029,9 тыс. руб.; 2018 год – 111 431,8 тыс. руб.; 2019 год – 31 928,7 тыс. руб.; 2020 год – 16 985,5 тыс. руб.; 2021 год – 633 149,8 тыс. руб.; 2022 год – 573 055,1 тыс. руб.; 2023 год – 103 265,7 тыс. руб.; 2024 год – 110 274,4 тыс. руб.; 2025 год – 324 550,8 тыс. руб.; местный бюджет – 41 879,5 тыс. руб., в том числе: 2017 год – 1 843,8 тыс. руб.; 2018 год – 992,0 тыс. руб.; 2019 год – 0,0 тыс. руб.; 2020 год – 0,0 тыс. руб.; 2021 год – 0,0 тыс. руб.; 2022 год – 2 416,3 тыс. руб.; 2023 год – 5 347,9 тыс. руб.; 2024 год – 15 838,9 тыс. руб.; 2025 год – 15 440,6 тыс. руб. |
».
1.2. Подраздел 1.1 раздела 1 изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
1.3. В подразделе «III этап - 2021 - 2025 годы» раздела 3:
1.3.1. Строку 1.5 изложить в следующей редакции:
«
1.5
1.5.1
1.5.2 | Основное мероприятие «Природоохранные мероприятия». Мероприятие «Природоохранные мероприятия, реализуемые муниципальными образованиями». Мероприятие «Развитие государственной системы экологического мониторинга (организация государственного мониторинга радиационной обстановки; осуществление мониторинга, содержание, модернизация и обеспечение функционирования наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха, за загрязнением водных объектов, предусмотренные планом мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»)» | Реализация указанных в настоящем пункте мероприятий планируется за счёт экологических платежей в соответствии с утверждённым планом природоохранных мероприятий. В рамках мероприятия 1.5.1 планируется предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам на указанные цели. Правила, устанавливающие порядок, условия и методику предоставления субсидий, приведены в приложении N 4 к Государственной программе. Муниципальными заказчиками по мероприятию являются органы местного самоуправления. В рамках мероприятия 1.5.2 планируется проведение исследований качества атмосферного воздуха, воды из поверхностных и подземных источников, радиационной обстановки и др. на территориях интенсивного природопользования, влияния объектов прошлой хозяйственной деятельности. В соответствии с пунктом 83 Указа Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» достижение целей обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования осуществляется путём реализации государственной политики, направленной на решение ряда задач, в том числе задачи по развитию системы государственного экологического мониторинга и контроля за соблюдением экологических нормативов и природоохранных требований хозяйствующими субъектами, повышение эффективности прогнозирования опасных природных явлений и процессов, последствий влияния изменений климата на условия хозяйствования и жизнедеятельности человека (подпункт 14 пункта 83) | Количество муниципальных образований, реализующих природоохранные мероприятия за счёт субсидии из областного бюджета, нарастающим итогом с 01.09.2022 (П1.5.1, единиц). Доля населения, проживающего в населённых пунктах, охваченных системой наблюдения за состоянием окружающей среды, от общего количества жителей Кемеровской области - Кузбасса (П1.5.2, процентов). Количество приобретённых передвижных лабораторий (П1.5.3, шт.) | Значение показателя П1.5.1 равно абсолютному числу муниципальных образований, на территории которых в отчётном году за счёт субсидии из областного бюджета выполнялись природоохранные мероприятия. Значение показателя зависит от количества поданных заявок на выделение субсидии с учётом лимита бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование мероприятия. Расчёт значения показателя П1.5.2 осуществляется по формуле: П1.5.2 = К / Кобщ Ч 100%, где: К - количество жителей, проживающих в населённых пунктах, на территориях которых проводятся наблюдения за состоянием окружающей среды (атмосферного воздуха, воды, радиационной обстановки и др.) с использованием стационарных и передвижных постов; Кобщ - общее количество жителей Кемеровской области – Кузбасса (на основании данных статистического бюллетеня «Численность Кузбасса» Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области – Кузбассу). Данный показатель определяется на конец отчётного периода. Значение показателя П1.5.3 равно абсолютному числу приобретённых передвижных лабораторий (определяется на основании документа(ов) о приёмке, размещённом(ых) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок) |
».
1.3.2. Дополнить строкой 1.11 следующего содержания:
«
1.11 | Мероприятие «Разработка паспорта климатической безопасности территории Кемеровской области – Кузбасса и корректировка плана адаптации к изменениям климата» | Планируется проведение работ по разработке паспорта климатической безопасности с целью корректировки плана адаптации к изменениям климата | Количество актуализированных планов адаптации к изменениям климата Кемеровской области – Кузбасса (П1.11, шт.) | Значение показателя П1.11 равно абсолютному числу разработанных паспортов климатической безопасности и планов адаптации к изменениям климата |
».
1.3.3. Дополнить строкой 3.5 следующего содержания:
«
3.5 | Мероприятие «Обоснование показателей для расчёта субвенций из федерального бюджета» | Планируется проведение обоснования показателей для расчёта субвенций из федерального бюджета | Количество подготовленных обоснований показателей для расчёта субвенций из федерального бюджета (П3.5, шт.) | Значение показателя П3.5 равно абсолютному числу подготовленных обоснований показателей для расчёта субвенций из федерального бюджета |
».
1.4. В подразделе «III этап - 2021 - 2025 годы» раздела 4:
1.4.1. Строки «Государственная программа Кемеровской области – Кузбасса «Экология, недропользование и рациональное водопользование» на 2017 – 2025 годы», 1 изложить в следующей редакции:
«
Государственная программа Кемеровской области – Кузбасса «Экология, недропользование и рациональное водопользование» на 2017 – 2025 годы | Всего | 749 521,9 | 848 567,7 | 648 331,8 | 981 362,0 | 1 037 835,7 | |
областной бюджет | 116 372,1 | 273 096,3 | 539 718,2 | 855 248,7 | 697 844,3 | ||
иные не запрещённые законодательством источники: |
|
|
|
|
| ||
федеральный бюджет | 633 149,8 | 573 055,1 | 103 265,7 | 110 274,4 | 324 550,8 | ||
местный бюджет | 0,0 | 2 416,3 | 5 347,9 | 15 838,9 | 15 440,6 | ||
1 | Подпрограмма «Охрана окружающей среды» | Всего | 474 258,5 | 615 407,1 | 379 430,1 | 549 793,4 | 507 778,0 |
областной бюджет | 4 258,5 | 119 810,9 | 361 433,4 | 508 178,0 | 507 778,0 | ||
иные не запрещённые законодательством источники: |
|
|
|
|
| ||
федеральный бюджет | 470 000,0 | 493 179,9 | 15 777,6 | 36 484,0 | 0,0 | ||
местный бюджет | 0,0 | 2 416,3 | 2 219,1 | 5 131,4 | 0,0 |
».
1.4.2. Строки 1.5, 1.5.1 изложить в следующей редакции:
«
1.5 | Основное мероприятие «Природоохранные мероприятия» | Всего | 0,0 | 114 123,4 | 349 172,4 | 495 912,6 | 505 211,0 |
областной бюджет | 0,0 | 114 123,4 | 349 172,4 | 495 912,6 | 505 211,0 | ||
иные не запрещённые законодательством источники: |
|
|
|
|
| ||
федеральный бюджет | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
местный бюджет | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
1.5.1 | Мероприятие «Природоохранные мероприятия, реализуемые муниципальными образованиями» | Всего | 0,0 | 114 123,4 | 292 780,4 | 377 530,2 | 496 508,6 |
областной бюджет | 0,0 | 114 123,4 | 292 780,4 | 377 530,2 | 496 508,6 | ||
иные не запрещённые законодательством источники: |
|
|
|
|
| ||
федеральный бюджет | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
местный бюджет | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
».
1.4.3. Дополнить строкой 1.5.2 следующего содержания:
«
1.5.2 | Мероприятие «Развитие государственной системы экологического мониторинга (организация государственного мониторинга радиационной обстановки; осуществление мониторинга, содержание, модернизация и обеспечение функционирования наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха, за загрязнением водных объектов, предусмотренные планом мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»)» | Всего | 0,0 | 0,0 | 56 392,0 | 118 382,4 | 8 702,4 |
областной бюджет | 0,0 | 0,0 | 56 392,0 | 118 382,4 | 8 702,4 | ||
иные не запрещённые законодательством источники: |
|
|
|
|
| ||
федеральный бюджет | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
местный бюджет | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
».
1.4.4. Строку 1.7 изложить в следующей редакции:
«
1.7 | Мероприятие «Организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора)» | Всего | 0,0 | 350,0 | 6 700,0 | 1 200,0 | 1 200,0 |
областной бюджет | 0,0 | 350,0 | 6 700,0 | 1 200,0 | 1 200,0 |
».
1.4.5. Дополнить строкой 1.11 следующего содержания:
«
1.11 | Мероприятие «Разработка паспорта климатической безопасности территории Кемеровской области – Кузбасса и корректировка плана адаптации к изменениям климата» | Всего | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
областной бюджет | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
».
1.4.6. Строку 3 изложить в следующей редакции:
«
3 | Мероприятие «Развитие водохозяйственного комплекса» | Всего | 198 232,1 | 144 869,8 | 150 184,0 | 315 037,2 | 414 106,2 |
областной бюджет | 35 082,3 | 64 994,6 | 59 567,1 | 230 539,3 | 74 114,8 | ||
иные не запрещённые законодательством источники: |
|
|
|
|
| ||
федеральный бюджет | 163 149,8 | 79 875,2 | 87 488,1 | 73 790,4 | 324 550,8 | ||
местный бюджет | 0,0 | 0,0 | 3 128,8 | 10 707,5 | 15 440,6 |
».
1.4.7. Строку 3.3 изложить в следующей редакции:
«
3.3 | Мероприятие «Строительство, реконструкция объектов инженерной защиты и берегоукрепительных сооружений» | Всего | 150 000,0 | 71 166,3 | 78 219,5 | 267 686,7 | 386 014,0 |
областной бюджет | 25 500,0 | 17 883,5 | 15 769,1 | 211 281,1 | 74 114,8 | ||
иные не запрещённые законодательством источники: |
|
|
|
|
| ||
федеральный бюджет | 124 500,00 | 53 282,8 | 59 321,6 | 45 698,1 | 296 458,6 | ||
местный бюджет | 0,0 | 0,0 | 3 128,8 | 10 707,5 | 15 440,6 |
».
1.4.8. Строки 3.3.2, 3.4 изложить в следующей редакции:
«
3.3.2 | Реконструкция левобережной дамбы на р. Томь в районе Чебал-Су Междуреченского городского округа Кемеровской области, 2-я очередь | Всего | 0,0 | 0,0 | 78 219,5 | 267 686,7 | 386 014,0 |
областной бюджет | 0,0 | 0,0 | 15 769,1 | 211 281,1 | 74 114,8 | ||
иные не запрещённые законодательством источники: |
|
|
|
|
| ||
федеральный бюджет | 0,0 | 0,0 | 59 321,6 | 45 698,1 | 296 458,6 | ||
местный бюджет | 0,0 | 0,0 | 3 128,8 | 10 707,5 | 15 440,6 | ||
3.4 | Мероприятие «Разработка документации в целях установления границ зон затопления и подтопления» | Всего | 5 706,4 | 47 111,1 | 43 798,0 | 19 258,0 | 0,0 |
областной бюджет | 5 706,4 | 47 111,1 | 43 798,0 | 19 258,0 | 0,0 |
».
1.4.9. Дополнить строкой 3.5 следующего содержания:
«
3.5 | Мероприятие «Обоснование показателей для расчёта субвенций из федерального бюджета» | Всего | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
областной бюджет | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
».
1.4.10. Строку 4 изложить в следующей редакции:
«
4 | Подпрограмма «Обеспечение реализации Государственной программы» | Всего | 76 900,2 | 88 285,8 | 118 557,7 | 116 371,4 | 115 791,5 |
областной бюджет | 76 900,2 | 88 285,8 | 118 557,7 | 116 371,4 | 115 791,5 |
».
1.4.11. Строки 4.2, 4.3 изложить в следующей редакции:
«
4.2 | Мероприятие «Обеспечение деятельности органов государственной власти» | Всего | 30 850,6 | 36 888,0 | 63 062,8 | 61 295,0 | 60 715,1 |
областной бюджет | 30 850,6 | 36 888,0 | 63 062,8 | 61 295,0 | 60 715,1 | ||
4.3 | Мероприятие «Обеспечение деятельности (оказание услуг) подведомственных учреждений» | Всего | 45 813,5 | 51 397,8 | 55 494,9 | 55 076,4 | 55 076,4 |
областной бюджет | 45 813,5 | 51 397,8 | 55 494,9 | 55 076,4 | 55 076,4 |
».
1.5. В подразделе «III этап - 2021 - 2025 годы» раздела 5:
1.5.1. Строку 1.5 изложить в следующей редакции:
«
1.5
1.5.1 | Основное мероприятие «Природоохранные мероприятия». Мероприятие «Природоохранные мероприятия, реализуемые муниципальными образованиями» | Количество муниципальных образований, реализующих природоохранные мероприятия за счёт субсидии из областного бюджета, нарастающим итогом с 01.09.2022, П1.5.1 | единиц | – | 1 | 14 | 14 | 14 |
1.5.2 | Мероприятие «Развитие государственной системы экологического мониторинга (организация государственного мониторинга радиационной обстановки; осуществление мониторинга, содержание, модернизация и обеспечение функционирования наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха, за загрязнением водных объектов, предусмотренные планом мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»)» | Доля населения, проживающего в населённых пунктах, охваченных системой наблюдения за состоянием окружающей среды, от общего количества жителей Кемеровской области - Кузбасса, П1.5.2 | процентов | - | - | - | 30,4 | 53,1 |
Количество приобретённых передвижных лабораторий, П1.5.3 | шт. | - | - | 2 | - | - |
».
1.5.2. Дополнить строкой 1.11 следующего содержания:
«
1.11 | Мероприятие «Разработка паспорта климатической безопасности территории Кемеровской области – Кузбасса и корректировка плана адаптации к изменениям климата» | Количество актуализированных планов адаптации к изменениям климата Кемеровской области - Кузбасса | шт. | - | - | - | 1 | - |
».
1.5.3. Дополнить строкой 3.5 следующего содержания:
«
3.5 | Мероприятие «Обоснование показателей для расчёта субвенций из федерального бюджета» | Количество подготовленных обоснований показателей для расчёта субвенций из федерального бюджета | шт. | - | - | - | 1 | - |
».
1.6. Пункт 7 Правил предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Кемеровской области – Кузбасса в рамках подпрограммы «Охрана окружающей среды» государственной программы Кемеровской области – Кузбасса «Экология, недропользование и рациональное водопользование» на 2017 - 2025 годы, являющихся приложением N 4 к Государственной программе, изложить в следующей редакции:
«7. Субсидия предоставляется на основании соглашения, заключённого МПР Кузбасса с уполномоченным органом муниципального образования, подготовленного (сформированного) с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (в случае отсутствия технической возможности - на бумажном носителе), и в соответствии с пунктами 8–10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Кемеровской области – Кузбасса, утверждённых постановлением Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 30.06.2020 N 377 (далее – Правила, утверждённые постановлением Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 30.06.2020 N 377).».
2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса».
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области – Кузбасса (по топливно-энергетическому комплексу, транспорту и экологии) Панова А.А.
Первый заместитель Губернатора
Кемеровской области – Кузбасса –
председатель Правительства
Кемеровской области – Кузбасса И.В. Середюк
Приложение
к постановлению Правительства
Кемеровской области – Кузбасса
от 18 октября 2023 г. N 690
1.1. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Кемеровской области – Кузбасса
Кемеровская область – Кузбасс располагает крупной многоотраслевой промышленностью и топливно-энергетическим комплексом, что обеспечивает стабильное развитие экономики области. Ежегодный рост добычи полезных ископаемых, увеличение выпуска продукции металлургической и химической промышленности, энергетики приводит к неизбежному загрязнению окружающей среды.
Благодаря проводимой экологической политике и осуществлению природоохранных мероприятий экологическая обстановка в области в настоящее время является стабильной.
К числу основных экологических проблем по-прежнему относятся: загрязнение атмосферного воздуха; загрязнение и истощение водных объектов; образование отходов производства и потребления; загрязнение и деградация почвенно-земельных ресурсов; снижение биологического разнообразия Кемеровской области – Кузбасса, увеличение числа редких и исчезающих видов животных, растений и грибов; низкая экологическая культура населения.
При этом сценарий долгосрочного социально-экономического развития Кемеровской области – Кузбасса показывает дальнейшее увеличение техногенной нагрузки на все компоненты природной среды региона.
В 2021 году суммарный объём выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, по данным Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора, составил 1 667,814 тыс. т, что на 11,053 тыс. т меньше соответствующей величины 2020 года.
В 2021 году выбросы от стационарных источников снизились на 8,603 тыс. т по сравнению с 2020 годом и составили 1603,214 тыс. т, или 96,1 % от суммарного объёма выбросов.
Распределение объёма выбросов от стационарных источников по муниципальным образованиям Кемеровской области – Кузбасса неравномерно. Наибольшая величина отмечается в Новокузнецком муниципальном округе – 403,630 тыс. т (25,18 %) и Новокузнецком городском округе - 268,297 тыс. т (16,73 %). Далее следуют Междуреченский городской округ (168,826 тыс. т), Прокопьевский муниципальный округ (117,669 тыс. т), Беловский городской округ (98,324 тыс. т).
В 2021 году объём образования отходов производства и потребления составил 3,805 млрд т. Основной объём образовавшихся отходов приходится на предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых. В 2021 году их вклад составил 3,619 млрд т (95,129 % от общего количества отходов, образовавшихся на территории Кемеровской области – Кузбасса).
Необходимость решения экологических проблем является основой реализации Государственной программы.
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьёй 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации.
Мониторинг качества атмосферного воздуха и водных объектов на территории Кемеровской области – Кузбасса осуществляется Кемеровским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».
Наблюдательная федеральная государственная сеть в Кемеровской области – Кузбассе включает в себя 18 стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в городских округах: Кемеровском (8), Новокузнецком (8), Прокопьевском (2).
В течение 2022 года наблюдения на территории Кемеровской области – Кузбасса за состоянием водных объектов проводились на 18 водных объектах, в 27 населённых пунктах, 39 створах.
В то же время сложившаяся экологическая ситуация в Кемеровской области – Кузбассе, а также дальнейшее расширение производств ввиду развития промышленного потенциала региона, несущее дополнительную нагрузку на экологическую обстановку, без сомнения, требуют существенного расширения и совершенствования региональной системы экологического мониторинга.
В рамках реализации мероприятия «Развитие государственной системы экологического мониторинга» планируется установка постов за наблюдением состояния атмосферного воздуха в муниципальных образованиях Кемеровской области – Кузбасса с высоким объёмом валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Калтанский городской округ, Междуреченский городской округ, Киселёвский городской округ), а также приобретение передвижной лаборатории мониторинга атмосферного воздуха и передвижной лаборатории мониторинга водных объектов.
Принятые меры позволят вести наблюдения за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия на окружающую среду с целью оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды, принятия управленческих решений в области природопользования и охраны окружающей среды, регулирования выбросов в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, а также в целях обеспечения заинтересованных лиц достоверной информацией, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.
В целях предотвращения негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности, установления соответствия документации, обосновывающей такую деятельность, экологическим требованиям, предусмотренным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в Кемеровской области – Кузбассе организуется и проводится государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня.
Одной из значимых проблем, решаемых в рамках Государственной программы, является сохранение растительного и животного мира на территории Кемеровской области – Кузбасса. С 2000 года ведётся Красная книга Кузбасса, повышающая возможность сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов.
В Красную книгу Кузбасса, изданную в 2021 году, внесён 371 вид, из них 183 вида животных и 188 видов растений, грибов и лишайников.
В настоящее время в соответствии с Законом Кемеровской области от 03.08.2000 N 56-ОЗ «О Красной книге Кузбасса» осуществляются мероприятия по ведению Красной книги Кузбасса, включая сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира, ежегодный мониторинг состояния видов животного и растительного мира, занесённых в Красную книгу Кузбасса.
Кемеровская область – Кузбасс является крупнейшим индустриальным регионом России, имеющим выраженную сырьевую специализацию. Интенсивное развитие региона привело к возникновению такой проблемы, как накопленный вред окружающей среде.
На территории Кемеровской области – Кузбасса существует ряд объектов накопленного вреда окружающей среде (бывшие заводы, терриконы бывших шахт, хвостохранилища обогатительных фабрик и др.).
01.09.2022 вступили в силу пункты 5, 10, 12 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2021 N 446-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.12.2021 N 446-ФЗ), согласно которым Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дополнен статьями 16.6, 75.1 и 78.2. Указанными статьями устанавливаются положения о направлении поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации средств от платы за негативное воздействие на окружающую среду, от платежей по искам о возмещении вреда, причинённого окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, платежей при добровольном возмещении такого вреда (за исключением нарушений обязательных требований на особо охраняемых природных территориях федерального значения), а также от административных штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (за исключением штрафов за административные правонарушения, совершённые в отношении особо охраняемых природных территорий федерального значения) на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия – на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (далее - природоохранные мероприятия).
Согласно нормам Федерального закона от 30.12.2021 N 446-ФЗ использование средств от экологических платежей, зачисленных в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, в соответствии с планом природоохранных мероприятий, утверждённым уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее - план природоохранных мероприятий).
При этом в планы природоохранных мероприятий в первоочередном порядке необходимо включать мероприятия, направленные на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде.
План природоохранных мероприятий Кемеровской области – Кузбасса утверждается МПР Кузбасса по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Реализация проектов по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде Кемеровской области – Кузбасса позволит улучшить экологическую ситуацию в регионе, вовлечь высвобождающиеся земельные участки в хозяйственный оборот.
В настоящее время Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации ведёт формирование государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде (далее – ОНВОС). Ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на ОНВОС, включённых в указанный государственный реестр, в рамках федерального проекта «Чистая страна», паспорт которого утверждён протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Экология» от 21.12.2018 N 3.
Для включения расположенных на территории региона объектов в указанный реестр необходимо проведение дополнительных исследований с привлечением аккредитованных лабораторий.
В целях реализации пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в рамках федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта «Экология» разработан и утверждён региональный проект «Чистый воздух».
Участниками регионального проекта «Чистый воздух» совместно с МПР Кузбасса являются Министерство промышленности и торговли Кузбасса, Министерство транспорта Кузбасса, администрация г. Новокузнецка, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области – Кузбассу, Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Кемеровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиал ФГБУ «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», крупные промышленные предприятия г. Новокузнецка, в том числе АО «ЕВРАЗ ЗСМК», АО «Кузнецкая ТЭЦ», АО «РУСАЛ Новокузнецк», АО «Кузнецкие ферросплавы».
В рамках регионального проекта «Чистый воздух» разработан комплексный план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в г. Новокузнецке на период 2019-2024 гг. (далее – комплексный план), который утверждён заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко (26.05.2021 N 5049п-П11).
Комплексный план направлен на кардинальное снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и обеспечение благоприятных условий проживания жителей г. Новокузнецка. К 2024 году планируется уменьшить выбросы в атмосферный воздух на 77,07 тыс. т (21,51 % к уровню 2017 года).
Не менее важным является повышение уровня экологической культуры, развитие системы экологического образования и просвещения населения Кемеровской области – Кузбасса. Это достигается благодаря проведению массовых мероприятий экологической направленности, в том числе уроков экологической грамотности, акций, субботников, конкурсов, семинаров, конференций и других.
В соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.10.2012 N 449 ежегодно в Кемеровской области – Кузбассе проводятся Дни защиты от экологической опасности, в которых активное участие принимают около одного миллиона человек.
Традиционно проводятся массовые международные, всероссийские и областные акции и субботники «Час Земли», «Зелёная весна», «Зелёная Россия», «Вода России», «Чистая река – чистые берега», «Соберём. Сдадим. Переработаем», «Живи, родник!», областные конкурсы «Семья. Экология. Культура», «Зелёный листок» и др.
В целях информирования и экологического просвещения населения о состоянии окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления, МПР Кузбасса совместно с ГКУ «Комитет охраны окружающей среды Кузбасса» осуществляется следующее:
ежегодно проводятся областной экологический квест на территории особо охраняемой природной территории местного значения «Природный комплекс «Рудничный бор» и областная акция «Соберём. Сдадим. Переработаем»;
ежегодно издаётся доклад о состоянии и охране окружающей среды Кемеровской области – Кузбасса;
ежеквартально на официальном сайте ГКУ «Комитет охраны окружающей среды Кузбасса» публикуется электронная газета «Экологический вестник Кузбасса»;
по мере необходимости в региональных печатных и телевизионных средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» освещаются вопросы качества окружающей среды и путей решения экологических проблем Кемеровской области – Кузбасса.
Необходимо и дальше проводить мероприятия, направленные на повышение экологической культуры жителей Кемеровской области – Кузбасса.