Правовые акты Кемеровской области - Кузбасса
ПРАВОВЫЕ АКТЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Постановление Правительства Кемеровской области -Кузбасса от 18.10.2023 N 690 "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.09.2016 N 362 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области – Кузбасса "Экология, недропользование и рациональное водопользование" на 2017 – 2025 годы"

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ - КУЗБАСС

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 18 октября 2023 г. N 690

г. Кемерово

 

О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.09.2016 N 362 «Об утверждении государственной программы Кемеровской области – Кузбасса «Экология, недропользование и рациональное водопользование» на 2017 – 2025 годы»

 

 

 

В соответствии с Законом Кемеровской области – Кузбасса от 15.12.2022 N 145-ОЗ «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (в редакции законов Кемеровской области – Кузбасса от 27.03.2023 N 12-ОЗ, от 21.06.2023 N 49-ОЗ) Правительство Кемеровской области – Кузбасса

 

постановляет:

 

1. Внести в государственную программу Кемеровской области – Кузбасса «Экология, недропользование и рациональное водопользование» на 2017-2025 годы, утверждённую постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.09.2016 N 362 «Об утверждении государственной программы Кемеровской области – Кузбасса «Экология, недропользование и рациональное водопользование» на 2017-2025 годы» (далее - Государственная программа) (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.12.2016 N 504, от 11.01.2017 N 7, от 28.09.2017 N 505, от 18.01.2018 N 14, от 19.07.2018 N 302, от 27.08.2018 N 350, от 24.12.2018 N 600, постановлений Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 17.05.2019 N 303, от 30.08.2019 N 510, от 26.11.2019 N 679, от 23.12.2019 N 735, от 06.05.2020 N 266, от 21.08.2020 N 517, от 25.12.2020 N 787, от 12.05.2021 N 237, от 22.09.2021 N 565, от 29.12.2021 N 833, от 12.07.2022 N 458, от 15.11.2022 N 748, от 23.03.2023 N 161, от 08.06.2023 N 373), следующие изменения:

1.1. Позицию «Объёмы и источники финансирования Государственной программы в целом и с разбивкой по годам её реализации» паспорта Государственной программы изложить в следующей редакции:


«

Объёмы и источники финансирования Государственной программы в целом и с разбивкой по годам её реализации

Всего – 5 135 092,0 тыс. руб., в том числе:

2017 год – 438 589,8 тыс. руб.;

2018 год – 210 285,1 тыс. руб.;

2019 год – 113 166,2 тыс. руб.;

2020 год – 107 431,8 тыс. руб.;

2021 год – 749 521,9 тыс. руб.;

2022 год – 848 567,7 тыс. руб.;

2023 год – 648 331,8 тыс. руб.;

2024 год – 981 362,0 тыс. руб.;

2025 год – 1 037 835,7 тыс. руб.

Из них:

областной бюджет – 2 868 540,8 тыс. руб.,

в том числе:

2017 год – 116 716,1 тыс. руб.;

2018 год – 97 861,3 тыс. руб.;

2019 год – 81 237,5 тыс. руб.;

2020 год – 90 446,3 тыс. руб.;

2021 год – 116 372,1 тыс. руб.;

2022 год – 273 096,3 тыс. руб.;

2023 год – 539 718,2 тыс. руб.;

2024 год – 855 248,7 тыс. руб.;

2025 год – 697 844,3 тыс. руб.;

федеральный бюджет – 2 224 671,7 тыс. руб.,

в том числе:

2017 год – 320 029,9 тыс. руб.;

2018 год – 111 431,8 тыс. руб.;

2019 год – 31 928,7 тыс. руб.;

2020 год – 16 985,5 тыс. руб.;

2021 год – 633 149,8 тыс. руб.;

2022 год – 573 055,1 тыс. руб.;

2023 год – 103 265,7 тыс. руб.;

2024 год – 110 274,4 тыс. руб.;

2025 год – 324 550,8 тыс. руб.;

местный бюджет – 41 879,5 тыс. руб.,

в том числе:

2017 год – 1 843,8 тыс. руб.;

2018 год – 992,0 тыс. руб.;

2019 год – 0,0 тыс. руб.;

2020 год – 0,0 тыс. руб.;

2021 год – 0,0 тыс. руб.;

2022 год – 2 416,3 тыс. руб.;

2023 год – 5 347,9 тыс. руб.;

2024 год – 15 838,9 тыс. руб.;

2025 год – 15 440,6 тыс. руб.

».


 

1.2. Подраздел 1.1 раздела 1 изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

1.3. В подразделе «III этап - 2021 - 2025 годы» раздела 3:

1.3.1. Строку 1.5 изложить в следующей редакции:


«

1.5

 

 

1.5.1

 

 

 

 

1.5.2

Основное мероприятие «Природоохранные мероприятия».

Мероприятие «Природоохранные мероприятия, реализуемые муниципальными образованиями».

Мероприятие «Развитие государственной системы экологического мониторинга (организация государственного мониторинга радиационной обстановки; осуществление мониторинга, содержание, модернизация и обеспечение функционирования наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха, за загрязнением водных объектов, предусмотренные планом мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»

Реализация указанных в настоящем пункте мероприятий планируется за счёт экологических платежей в соответствии с утверждённым планом природоохранных мероприятий.

В рамках мероприятия 1.5.1 планируется предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам на указанные цели. Правила, устанавливающие порядок, условия и методику предоставления субсидий, приведены в приложении N 4 к Государственной программе.

Муниципальными заказчиками по мероприятию являются органы местного самоуправления.

В рамках мероприятия 1.5.2 планируется проведение исследований качества атмосферного воздуха, воды из поверхностных и подземных источников, радиационной обстановки и др.

на территориях интенсивного природопользования, влияния объектов прошлой хозяйственной деятельности.

В соответствии с пунктом 83 Указа Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» достижение целей обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования осуществляется путём реализации государственной политики, направленной на решение ряда задач, в том числе задачи по развитию системы государственного экологического мониторинга и контроля за соблюдением экологических нормативов и природоохранных требований хозяйствующими субъектами, повышение эффективности прогнозирования опасных природных явлений и процессов, последствий влияния изменений климата на условия хозяйствования и жизнедеятельности человека (подпункт 14 пункта 83)

Количество муниципальных образований, реализующих природоохранные мероприятия за счёт субсидии из областного бюджета, нарастающим итогом с 01.09.2022 (П1.5.1, единиц).

Доля населения, проживающего в населённых пунктах, охваченных системой наблюдения за состоянием окружающей среды, от общего количества жителей Кемеровской области - Кузбасса (П1.5.2, процентов).

Количество приобретённых передвижных лабораторий (П1.5.3, шт.)

Значение показателя П1.5.1 равно абсолютному числу муниципальных образований, на территории которых в отчётном году за счёт субсидии из областного бюджета выполнялись природоохранные мероприятия.

Значение показателя зависит от количества поданных заявок на выделение субсидии с учётом лимита бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование мероприятия.

Расчёт значения показателя П1.5.2 осуществляется по формуле:

П1.5.2 = К / Кобщ Ч 100%,

где:

К - количество жителей, проживающих в населённых пунктах, на территориях которых проводятся наблюдения за состоянием окружающей среды (атмосферного воздуха, воды, радиационной обстановки и др.) с использованием стационарных и передвижных постов;

Кобщ - общее количество жителей Кемеровской области – Кузбасса (на основании данных статистического бюллетеня «Численность Кузбасса» Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области – Кузбассу). Данный показатель определяется на конец отчётного периода.

Значение показателя П1.5.3 равно абсолютному числу приобретённых передвижных лабораторий (определяется на основании документа(ов) о приёмке, размещённом(ых) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок)

».


1.3.2. Дополнить строкой 1.11 следующего содержания:

«

1.11

Мероприятие «Разработка паспорта климатической безопасности территории Кемеровской области – Кузбасса и корректировка плана адаптации к изменениям климата»

Планируется проведение работ по разработке паспорта климатической безопасности с целью корректировки плана адаптации к изменениям климата

Количество актуализированных планов адаптации к изменениям климата Кемеровской области – Кузбасса (П1.11, шт.)

Значение показателя П1.11 равно абсолютному числу разработанных паспортов климатической безопасности и планов адаптации к изменениям климата

».


1.3.3. Дополнить строкой 3.5 следующего содержания:

«

3.5

Мероприятие «Обоснование показателей для расчёта субвенций из федерального бюджета»

Планируется проведение обоснования показателей для расчёта субвенций из федерального бюджета

Количество подготовленных обоснований показателей для расчёта субвенций из федерального бюджета (П3.5, шт.)

Значение показателя П3.5 равно абсолютному числу подготовленных обоснований показателей для расчёта субвенций из федерального бюджета

».


1.4. В подразделе «III этап - 2021 - 2025 годы» раздела 4:

1.4.1. Строки «Государственная программа Кемеровской области – Кузбасса «Экология, недропользование и рациональное водопользование» на 2017 – 2025 годы», 1 изложить в следующей редакции:


«

Государственная программа Кемеровской области – Кузбасса «Экология, недропользование и рациональное водопользование» на 2017 – 2025 годы

Всего

749 521,9

848 567,7

648 331,8

981 362,0

1 037 835,7

областной бюджет

116 372,1

273 096,3

539 718,2

855 248,7

697 844,3

иные не запрещённые законодательством источники:

 

 

 

 

 

федеральный бюджет

633 149,8

573 055,1

103 265,7

110 274,4

324 550,8

местный бюджет

0,0

2 416,3

5 347,9

15 838,9

15 440,6

1

Подпрограмма «Охрана окружающей среды»

Всего

474 258,5

615 407,1

379 430,1

549 793,4

507 778,0

областной бюджет

4 258,5

119 810,9

361 433,4

508 178,0

507 778,0

иные не запрещённые законодательством источники:

 

 

 

 

 

федеральный бюджет

470 000,0

493 179,9

15 777,6

36 484,0

0,0

местный бюджет

0,0

2 416,3

2 219,1

5 131,4

0,0

».

1.4.2. Строки 1.5, 1.5.1 изложить в следующей редакции:


«

1.5

Основное мероприятие «Природоохранные мероприятия»

Всего

0,0

114 123,4

349 172,4

495 912,6

505 211,0

областной бюджет

0,0

114 123,4

349 172,4

495 912,6

505 211,0

иные не запрещённые законодательством источники:

 

 

 

 

 

федеральный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

местный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

1.5.1

Мероприятие «Природоохранные мероприятия, реализуемые муниципальными образованиями»

Всего

0,0

114 123,4

292 780,4

377 530,2

496 508,6

областной бюджет

0,0

114 123,4

292 780,4

377 530,2

496 508,6

иные не запрещённые законодательством источники:

 

 

 

 

 

федеральный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

местный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

».

1.4.3. Дополнить строкой 1.5.2 следующего содержания:


«

1.5.2

Мероприятие «Развитие государственной системы экологического мониторинга (организация государственного мониторинга радиационной обстановки; осуществление мониторинга, содержание, модернизация и обеспечение функционирования наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха, за загрязнением водных объектов, предусмотренные планом мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»

Всего

0,0

0,0

56 392,0

118 382,4

8 702,4

областной бюджет

0,0

0,0

56 392,0

118 382,4

8 702,4

иные не запрещённые законодательством источники:

 

 

 

 

 

федеральный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

местный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

».

1.4.4. Строку 1.7 изложить в следующей редакции:


«

1.7

Мероприятие «Организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора)»

Всего

0,0

350,0

6 700,0

1 200,0

1 200,0

областной бюджет

0,0

350,0

6 700,0

1 200,0

1 200,0

».

1.4.5. Дополнить строкой 1.11 следующего содержания:


«

1.11

Мероприятие «Разработка паспорта климатической безопасности территории Кемеровской области – Кузбасса и корректировка плана адаптации к изменениям климата»

Всего

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

областной бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

».

1.4.6. Строку 3 изложить в следующей редакции:


«

3

Мероприятие «Развитие водохозяйственного комплекса»

Всего

198 232,1

144 869,8

150 184,0

315 037,2

414 106,2

областной бюджет

35 082,3

64 994,6

59 567,1

230 539,3

74 114,8

иные не запрещённые законодательством источники:

 

 

 

 

 

федеральный бюджет

163 149,8

79 875,2

87 488,1

73 790,4

324 550,8

местный бюджет

0,0

0,0

3 128,8

10 707,5

15 440,6

».

1.4.7. Строку 3.3 изложить в следующей редакции:


«

3.3

Мероприятие «Строительство, реконструкция объектов инженерной защиты и берегоукрепительных сооружений»

Всего

150 000,0

71 166,3

78 219,5

267 686,7

386 014,0

областной бюджет

25 500,0

17 883,5

15 769,1

211 281,1

74 114,8

иные не запрещённые законодательством источники:

 

 

 

 

 

федеральный бюджет

124 500,00

53 282,8

59 321,6

45 698,1

296 458,6

местный бюджет

0,0

0,0

3 128,8

10 707,5

15 440,6

».

1.4.8. Строки 3.3.2, 3.4 изложить в следующей редакции:


«

3.3.2

Реконструкция левобережной дамбы на р. Томь в районе Чебал-Су Междуреченского городского округа Кемеровской области, 2-я очередь

Всего

0,0

0,0

78 219,5

267 686,7

386 014,0

областной бюджет

0,0

0,0

15 769,1

211 281,1

74 114,8

иные не запрещённые законодательством источники:

 

 

 

 

 

федеральный бюджет

0,0

0,0

59 321,6

45 698,1

296 458,6

местный бюджет

0,0

0,0

3 128,8

10 707,5

15 440,6

3.4

Мероприятие «Разработка документации в целях установления границ зон затопления и подтопления»

Всего

5 706,4

47 111,1

43 798,0

19 258,0

0,0

областной бюджет

5 706,4

47 111,1

43 798,0

19 258,0

0,0

».

1.4.9. Дополнить строкой 3.5 следующего содержания:


«

3.5

Мероприятие «Обоснование показателей для расчёта субвенций из федерального бюджета»

Всего

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

областной бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

».

1.4.10. Строку 4 изложить в следующей редакции:


«

4

Подпрограмма «Обеспечение реализации Государственной программы»

Всего

76 900,2

88 285,8

118 557,7

116 371,4

115 791,5

областной бюджет

76 900,2

88 285,8

118 557,7

116 371,4

115 791,5

».

1.4.11. Строки 4.2, 4.3 изложить в следующей редакции:


«

4.2

Мероприятие «Обеспечение деятельности органов государственной власти»

Всего

30 850,6

36 888,0

63 062,8

61 295,0

60 715,1

областной бюджет

30 850,6

36 888,0

63 062,8

61 295,0

60 715,1

4.3

Мероприятие «Обеспечение деятельности (оказание услуг) подведомственных учреждений»

Всего

45 813,5

51 397,8

55 494,9

55 076,4

55 076,4

областной бюджет

45 813,5

51 397,8

55 494,9

55 076,4

55 076,4

».


1.5. В подразделе «III этап - 2021 - 2025 годы» раздела 5:

1.5.1. Строку 1.5 изложить в следующей редакции:

«

1.5

 

 

 

1.5.1

Основное мероприятие «Природоохранные мероприятия».

Мероприятие «Природоохранные мероприятия, реализуемые муниципальными образованиями»

Количество муниципальных образований, реализующих природоохранные мероприятия за счёт субсидии из областного бюджета, нарастающим итогом с 01.09.2022, П1.5.1

единиц

1

14

14

14

1.5.2

Мероприятие «Развитие государственной системы экологического мониторинга (организация государственного мониторинга радиационной обстановки; осуществление мониторинга, содержание, модернизация и обеспечение функционирования наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха, за загрязнением водных объектов, предусмотренные планом мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»

Доля населения, проживающего в населённых пунктах, охваченных системой наблюдения за состоянием окружающей среды, от общего количества жителей Кемеровской области - Кузбасса, П1.5.2

процентов

-

-

-

30,4

53,1

Количество приобретённых передвижных лабораторий,

П1.5.3

шт.

-

-

2

-

-

».

1.5.2. Дополнить строкой 1.11 следующего содержания:


«

1.11

Мероприятие «Разработка паспорта климатической безопасности территории Кемеровской области – Кузбасса и корректировка плана адаптации к изменениям климата»

Количество актуализированных планов адаптации к изменениям климата Кемеровской области - Кузбасса

шт.

-

-

-

1

-

».

1.5.3. Дополнить строкой 3.5 следующего содержания:


«

3.5

Мероприятие «Обоснование показателей для расчёта субвенций из федерального бюджета»

Количество подготовленных обоснований показателей для расчёта субвенций из федерального бюджета

шт.

-

-

-

1

-

».


1.6. Пункт 7 Правил предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Кемеровской области – Кузбасса в рамках подпрограммы «Охрана окружающей среды» государственной программы Кемеровской области – Кузбасса «Экология, недропользование и рациональное водопользование» на 2017 - 2025 годы, являющихся приложением N 4 к Государственной программе, изложить в следующей редакции:

«7. Субсидия предоставляется на основании соглашения, заключённого МПР Кузбасса с уполномоченным органом муниципального образования, подготовленного (сформированного) с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (в случае отсутствия технической возможности - на бумажном носителе), и в соответствии с пунктами 8–10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Кемеровской области – Кузбасса, утверждённых постановлением Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 30.06.2020 N 377 (далее – Правила, утверждённые постановлением Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 30.06.2020 N 377).».

2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса».

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области – Кузбасса (по топливно-энергетическому комплексу, транспорту и экологии) Панова А.А.

 

 

 

Первый заместитель Губернатора

Кемеровской области – Кузбасса –

председатель Правительства

Кемеровской области – Кузбасса          И.В. Середюк


 

 

 

 

Приложение

к постановлению Правительства

Кемеровской области – Кузбасса

от 18 октября 2023 г. N 690

 

 

1.1. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Кемеровской области – Кузбасса

 

Кемеровская область – Кузбасс располагает крупной многоотраслевой промышленностью и топливно-энергетическим комплексом, что обеспечивает стабильное развитие экономики области. Ежегодный рост добычи полезных ископаемых, увеличение выпуска продукции металлургической и химической промышленности, энергетики приводит к неизбежному загрязнению окружающей среды.

Благодаря проводимой экологической политике и осуществлению природоохранных мероприятий экологическая обстановка в области в настоящее время является стабильной.

К числу основных экологических проблем по-прежнему относятся: загрязнение атмосферного воздуха; загрязнение и истощение водных объектов; образование отходов производства и потребления; загрязнение и деградация почвенно-земельных ресурсов; снижение биологического разнообразия Кемеровской области – Кузбасса, увеличение числа редких и исчезающих видов животных, растений и грибов; низкая экологическая культура населения.

При этом сценарий долгосрочного социально-экономического развития Кемеровской области – Кузбасса показывает дальнейшее увеличение техногенной нагрузки на все компоненты природной среды региона.

В 2021 году суммарный объём выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, по данным Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора, составил 1 667,814 тыс. т, что на 11,053 тыс. т меньше соответствующей величины 2020 года.

В 2021 году выбросы от стационарных источников снизились на 8,603 тыс. т по сравнению с 2020 годом и составили 1603,214 тыс. т, или 96,1 % от суммарного объёма выбросов.

Распределение объёма выбросов от стационарных источников по муниципальным образованиям Кемеровской области – Кузбасса неравномерно. Наибольшая величина отмечается в Новокузнецком муниципальном округе – 403,630 тыс. т (25,18 %) и Новокузнецком городском округе - 268,297 тыс. т (16,73 %). Далее следуют Междуреченский городской округ (168,826 тыс. т), Прокопьевский муниципальный округ (117,669 тыс. т), Беловский городской округ (98,324 тыс. т).

В 2021 году объём образования отходов производства и потребления составил 3,805 млрд т. Основной объём образовавшихся отходов приходится на предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых. В 2021 году их вклад составил 3,619 млрд т (95,129 % от общего количества отходов, образовавшихся на территории Кемеровской области – Кузбасса).

Необходимость решения экологических проблем является основой реализации Государственной программы.

В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьёй 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации.

Мониторинг качества атмосферного воздуха и водных объектов на территории Кемеровской области – Кузбасса осуществляется Кемеровским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».

Наблюдательная федеральная государственная сеть в Кемеровской области – Кузбассе включает в себя 18 стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в городских округах: Кемеровском (8), Новокузнецком (8), Прокопьевском (2).

В течение 2022 года наблюдения на территории Кемеровской области – Кузбасса за состоянием водных объектов проводились на 18 водных объектах, в 27 населённых пунктах, 39 створах.

В то же время сложившаяся экологическая ситуация в Кемеровской области – Кузбассе, а также дальнейшее расширение производств ввиду развития промышленного потенциала региона, несущее дополнительную нагрузку на экологическую обстановку, без сомнения, требуют существенного расширения и совершенствования региональной системы экологического мониторинга.

В рамках реализации мероприятия «Развитие государственной системы экологического мониторинга» планируется установка постов за наблюдением состояния атмосферного воздуха в муниципальных образованиях Кемеровской области – Кузбасса с высоким объёмом валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Калтанский городской округ, Междуреченский городской округ, Киселёвский городской округ), а также приобретение передвижной лаборатории мониторинга атмосферного воздуха и передвижной лаборатории мониторинга водных объектов.

Принятые меры позволят вести наблюдения за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия на окружающую среду с целью оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды, принятия управленческих решений в области природопользования и охраны окружающей среды, регулирования выбросов в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, а также в целях обеспечения заинтересованных лиц достоверной информацией, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

В целях предотвращения негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности, установления соответствия документации, обосновывающей такую деятельность, экологическим требованиям, предусмотренным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в Кемеровской области – Кузбассе организуется и проводится государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня.

Одной из значимых проблем, решаемых в рамках Государственной программы, является сохранение растительного и животного мира на территории Кемеровской области – Кузбасса. С 2000 года ведётся Красная книга Кузбасса, повышающая возможность сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов.

В Красную книгу Кузбасса, изданную в 2021 году, внесён 371 вид, из них 183 вида животных и 188 видов растений, грибов и лишайников.

В настоящее время в соответствии с Законом Кемеровской области от 03.08.2000 N 56-ОЗ «О Красной книге Кузбасса» осуществляются мероприятия по ведению Красной книги Кузбасса, включая сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира, ежегодный мониторинг состояния видов животного и растительного мира, занесённых в Красную книгу Кузбасса.

Кемеровская область – Кузбасс является крупнейшим индустриальным регионом России, имеющим выраженную сырьевую специализацию. Интенсивное развитие региона привело к возникновению такой проблемы, как накопленный вред окружающей среде.

На территории Кемеровской области – Кузбасса существует ряд объектов накопленного вреда окружающей среде (бывшие заводы, терриконы бывших шахт, хвостохранилища обогатительных фабрик и др.).

01.09.2022 вступили в силу пункты 5, 10, 12 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2021 N 446-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.12.2021 N 446-ФЗ), согласно которым Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дополнен статьями 16.6, 75.1 и 78.2. Указанными статьями устанавливаются положения о направлении поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации средств от платы за негативное воздействие на окружающую среду, от платежей по искам о возмещении вреда, причинённого окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, платежей при добровольном возмещении такого вреда (за исключением нарушений обязательных требований на особо охраняемых природных территориях федерального значения), а также от административных штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (за исключением штрафов за административные правонарушения, совершённые в отношении особо охраняемых природных территорий федерального значения) на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия – на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (далее - природоохранные мероприятия).

Согласно нормам Федерального закона от 30.12.2021 N 446-ФЗ использование средств от экологических платежей, зачисленных в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, в соответствии с планом природоохранных мероприятий, утверждённым уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее - план природоохранных мероприятий).

При этом в планы природоохранных мероприятий в первоочередном порядке необходимо включать мероприятия, направленные на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде.

План природоохранных мероприятий Кемеровской области – Кузбасса утверждается МПР Кузбасса по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Реализация проектов по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде Кемеровской области – Кузбасса позволит улучшить экологическую ситуацию в регионе, вовлечь высвобождающиеся земельные участки в хозяйственный оборот.

В настоящее время Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации ведёт формирование государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде (далее – ОНВОС). Ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на ОНВОС, включённых в указанный государственный реестр, в рамках федерального проекта «Чистая страна», паспорт которого утверждён протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Экология» от 21.12.2018 N 3.

Для включения расположенных на территории региона объектов в указанный реестр необходимо проведение дополнительных исследований с привлечением аккредитованных лабораторий.

В целях реализации пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в рамках федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта «Экология» разработан и утверждён региональный проект «Чистый воздух».

Участниками регионального проекта «Чистый воздух» совместно с МПР Кузбасса являются Министерство промышленности и торговли Кузбасса, Министерство транспорта Кузбасса, администрация г. Новокузнецка, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области – Кузбассу, Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Кемеровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиал ФГБУ «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», крупные промышленные предприятия г. Новокузнецка, в том числе АО «ЕВРАЗ ЗСМК», АО «Кузнецкая ТЭЦ», АО «РУСАЛ Новокузнецк», АО «Кузнецкие ферросплавы».

В рамках регионального проекта «Чистый воздух» разработан комплексный план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в г. Новокузнецке на период 2019-2024 гг. (далее – комплексный план), который утверждён заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко (26.05.2021 N 5049п-П11).

Комплексный план направлен на кардинальное снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и обеспечение благоприятных условий проживания жителей г. Новокузнецка. К 2024 году планируется уменьшить выбросы в атмосферный воздух на 77,07 тыс. т (21,51 % к уровню 2017 года).

Не менее важным является повышение уровня экологической культуры, развитие системы экологического образования и просвещения населения Кемеровской области – Кузбасса. Это достигается благодаря проведению массовых мероприятий экологической направленности, в том числе уроков экологической грамотности, акций, субботников, конкурсов, семинаров, конференций и других.

В соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.10.2012 N 449 ежегодно в Кемеровской области – Кузбассе проводятся Дни защиты от экологической опасности, в которых активное участие принимают около одного миллиона человек.

Традиционно проводятся массовые международные, всероссийские и областные акции и субботники «Час Земли», «Зелёная весна», «Зелёная Россия», «Вода России», «Чистая река – чистые берега», «Соберём. Сдадим. Переработаем», «Живи, родник!», областные конкурсы «Семья. Экология. Культура», «Зелёный листок» и др.

В целях информирования и экологического просвещения населения о состоянии окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления, МПР Кузбасса совместно с ГКУ «Комитет охраны окружающей среды Кузбасса» осуществляется следующее:

ежегодно проводятся областной экологический квест на территории особо охраняемой природной территории местного значения «Природный комплекс «Рудничный бор» и областная акция «Соберём. Сдадим. Переработаем»;

ежегодно издаётся доклад о состоянии и охране окружающей среды Кемеровской области – Кузбасса;

ежеквартально на официальном сайте ГКУ «Комитет охраны окружающей среды Кузбасса» публикуется электронная газета «Экологический вестник Кузбасса»;

по мере необходимости в региональных печатных и телевизионных средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» освещаются вопросы качества окружающей среды и путей решения экологических проблем Кемеровской области – Кузбасса.

Необходимо и дальше проводить мероприятия, направленные на повышение экологической культуры жителей Кемеровской области – Кузбасса.


 

Постановление Правительства Кемеровской области -Кузбасса "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.09.2016 N 362 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области – Кузбасса "Экология, недропользование и рациональное водопользование" на 2017 – 2025 годы" от 18.10.2023 N 690