Правовые акты Кемеровской области - Кузбасса
ПРАВОВЫЕ АКТЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА
Сборник законов и других нормативно-правовых документов

Постановление Правительства Кемеровской области -Кузбасса от 29.12.2023 N 917 "Об утверждении Положения о региональной системе оповещения населения Кемеровской области – Кузбасса"

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ КУЗБАСС

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ КУЗБАССА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 29 декабря 2023 г. N 917

г. Кемерово

 

Об утверждении Положения о региональной системе оповещения населения Кемеровской области – Кузбасса

 

 

 

В целях реализации Федерального закона от 21.12.94 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федерального закона от 12.02.98 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2023 N 769 «О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения», Положением о системах оповещения населения, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365, Правительство Кемеровской области – Кузбасса

 

постановляет:

 

1. Утвердить прилагаемое Положение о региональной системе оповещения населения Кемеровской области – Кузбасса.

2. Признать утратившими силу постановления Правительства Кемеровской области – Кузбасса:

от 15.04.2021 N 193 «О системах оповещения населения Кемеровской области – Кузбасса»;

от 31.03.2022 N 175 «О внесении изменений в постановление Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 15.04.2021 N 193 «О системах оповещения населения Кемеровской области – Кузбасса».

3. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса».

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области – Кузбасса (по вопросам безопасности и правопорядка) Догадова В.А.

 

 

 

Первый заместитель Губернатора

Кемеровской области – Кузбасса –

председатель Правительства

Кемеровской области – Кузбасса           И.В. Середюк

 


 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства

Кемеровской области – Кузбасса

 от 29 декабря 2023 г. N 917

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о региональной системе оповещения населения Кемеровской области – Кузбасса

 

I.       Общие положения

 

1. Настоящее Положение определяет назначение, состав, основные задачи и требования к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Кемеровской области – Кузбасса, порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.

2. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий.

3. Системы оповещения населения Кемеровской области – Кузбасса создаются на следующих уровнях:

на региональном уровне – региональная система оповещения населения (далее – РСО);

на муниципальном уровне – муниципальная система оповещения населения (далее – МСО);

на объектовом уровне – локальная система оповещения населения (далее – ЛСО).

РСО создает Департамент по чрезвычайным ситуациям Кузбасса.

МСО создают органы местного самоуправления.

ЛСО создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.

4. РСО является составной частью системы управления гражданской обороной (далее – ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации.

5. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее – КСЭОН) – это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Зона экстренного оповещения населения – это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.

 

II.      Назначение и основные задачи РСО

 

6. РСО предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС.

7. Основной задачей РСО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации:

до руководящего состава ГО и территориальной подсистемы РСЧС Кемеровской области – Кузбасса (далее – ТП РСЧС);

до органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, – Главного управления МЧС России по Кемеровской области – Кузбассу;

до сил ГО и ТП РСЧС;

до единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Кемеровской области – Кузбасса (далее – ЕДДС муниципальных образований);

до дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в абзаце седьмом пункта 3 настоящего Положения;

до людей, находящихся на территории Кемеровской области – Кузбасса путем подачи сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» через МСО, подключенные к РСО.

8. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления РСЧС.

9. Границами зон действия РСО являются административные границы Кемеровской области – Кузбасса.

Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зоны экстренного оповещения населения.

 

III.    Порядок задействования РСО

 

10. Задействование по предназначению РСО планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, планом гражданской обороны и защиты населения Кемеровской области – Кузбасса и планом действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Кемеровской области – Кузбасса.

11. Оперативная дежурная смена Главного управления МЧС России по Кемеровской области – Кузбассу, получив в системе управления ГО и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждает получение и немедленно доводит их до Губернатора Кемеровской области – Кузбасса или лица, исполняющего его обязанности.

12. Решение на задействование РСО принимается Губернатором Кемеровской области – Кузбасса или лицом, исполняющим его обязанности.

13. КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению Губернатора Кемеровской области – Кузбасса или лица, исполняющего его обязанности.

14. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.

Основной режим функционирования РСО – автоматизированный, КСЭОН – автоматический, при этом допускается функционирование КСЭОН в автоматизированном режиме.

В автоматическом режиме функционирования РСО включается (запускается) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала ГКУ «Агентство по защите населения и территории Кузбасса».

В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) РСО осуществляется дежурным (дежурно-диспетчерским) персоналом ГКУ «Агентство по защите населения и территории Кузбасса» с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.

В ручном режиме функционирования:

дежурный (дежурно-диспетчерский) персонал ГКУ «Агентство по защите населения и территории Кузбасса» направляет заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.

15. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи – сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).

Сигналы оповещения и экстренная информация при задействовании РСО передаются непосредственно с рабочих мест дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала ГКУ «Агентство по защите населения и территории Кузбасса».

Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи – повтор передачи сообщения осуществляется не ранее чем закончится передача предыдущего сообщения).

Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно Главным управлением МЧС России по Кемеровской области – Кузбассу.

16. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:

сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;

сети проводного радиовещания;

сети уличной радиофикации;

сети кабельного телерадиовещания;

сети эфирного телерадиовещания;

сети подвижной радиотелефонной связи;

сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;

сети связи операторов связи и ведомственные;

сети систем персонального радиовызова;

информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет»;

громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.

17. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Кемеровской области – Кузбасса (далее – КЧС и ОПБ).

18. Порядок действий дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала ГКУ «Агентство по защите населения и территории Кузбасса», а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации и Кемеровской области – Кузбасса.

19. Департамент по чрезвычайным ситуациям Кузбасса, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации при задействовании РСО.

 

IV.    Поддержание в готовности РСО

 

20. Поддержание РСО в готовности организуется и осуществляется Департаментом по чрезвычайным ситуациям Кузбасса.

21. Готовность РСО достигается:

наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования РСО;

наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) РСО, и уровнем его профессиональной подготовки;

наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения РСО, и уровнем его профессиональной подготовки;

наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на РСО технических средств оповещения;

готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;

регулярным проведением проверок готовности РСО;

своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения РСО;

наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;

своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, РСО.

22. С целью контроля за поддержанием в готовности РСО организуются и проводятся следующие виды проверок:

комплексная проверка готовности РСО и КСЭОН с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;

технические проверки готовности к задействованию РСО и КСЭОН без включения оконечных средств оповещения населения.

В Кемеровской области – Кузбассе при проведении комплексной проверки готовности систем оповещения населения проверке подлежат региональная, все муниципальные системы оповещения и КСЭОН.

Комплексные проверки готовности региональной, муниципальных систем оповещения и КСЭОН проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления РСЧС и органов повседневного управления РСЧС регионального и муниципального уровней, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей (при наличии филиала и (или) представительства на территории Кемеровской области – Кузбасса, муниципального образования), задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.

По решению КЧС и ОПБ могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности РСО и КСЭОН, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.

Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом «Техническая проверка».

В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365, и настоящего Положения.

По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, определяемая в соответствии с приложением N 3 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365.

Технические проверки готовности к задействованию РСО и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей дежурным (дежурно-диспетчерским) персоналом ГКУ «Агентство по защите населения и территории Кузбасса» путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения «Техническая проверка» с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала «Техническая проверка» не производится.

Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска РСО.

Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок системы оповещения населения не допускается.

23. О предстоящей комплексной проверке РСО население информируется через средства массовой информации не менее чем за 2 недели.

24. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).

Проверки готовности РСО проводятся в соответствии с Порядком проведения комплексных и технических проверок готовности систем оповещения населения (приложение к Правилам создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2023 N769).

25. План проведения комплексной проверки РСО разрабатывается ГКУ «Агентство по защите населения и территории Кузбасса», согласовывается с Департаментом по чрезвычайным ситуациям Кузбасса и Главным управлением МЧС России по Кемеровской области – Кузбассу.

26. Номенклатура, объем, порядок создания и использования резерва технических средств оповещения РСО устанавливаются Департаментом по чрезвычайным ситуациям Кузбасса.

 

V. Мероприятия по созданию, реконструкции РСО

 

27. Мероприятия по созданию, реконструкции РСО проводятся в соответствии с Правилами создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2023 N 769 «О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения», требованиями к системам оповещения населения, в том числе к комплексной системе экстренного оповещения населения, являющимися приложением N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365, постановлением Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 18.04.2023 N 222 «О модернизации (реконструкции) систем оповещения населения Кемеровской области – Кузбасса».

28. РСО и КСЭОН программно и технически сопрягаются с МСО и ЛСО. При сопряжении используется единый протокол информационного обмена между техническими средствами оповещения различных производителей, разработанный с целью создания единого информационного пространства для обеспечения совместимости систем оповещения населения всех уровней, построенных на технических средствах оповещения различных производителей.

Сопряжение РСО и МСО обеспечивается ГКУ «Агентство по защите населения и территории Кузбасса».

Сопряжение ЛСО с МСО осуществляется организациями, указанными в абзаце седьмом пункта 3 настоящего Положения.

29. Поддержание в состоянии постоянной готовности РСО достигается за счет:

осуществления обучения уполномоченного на задействование РСО дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала ГКУ «Агентство по защите населения и территории Кузбасса»;

заблаговременного формирования сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

регулярного проведения проверок наличия и готовности технических средств оповещения РСО в соответствии с проектно-технической документацией;

эксплуатационно-технического обслуживания, ремонта неисправных и замены выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;

создания запасов (резервов) средств оповещения населения и поддержания их в готовности к использованию по предназначению в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»;

осуществления реконструкции РСО в случаях, установленных пунктом 6 Правил создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2023 N 769 «О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения».

30. Вывод из эксплуатации действующей РСО осуществляется по окончанию эксплуатационного ресурса технических средств РСО, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой РСО.

31. Финансовое обеспечение расходов, связанных с созданием, реконструкцией и поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию РСО осуществляется за счет средств бюджета Кемеровской области – Кузбасса и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Постановление Правительства Кемеровской области -Кузбасса "Об утверждении Положения о региональной системе оповещения населения Кемеровской области – Кузбасса" от 29.12.2023 N 917