Постановление Правительства Кемеровской области -Кузбасса от 18.07.2024 N 456 "О внесении изменений в постановление Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 29.09.2023 N 639 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области – Кузбасса "Охрана, защита, воспроизводство и использование лесов Кузбасса"
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ - КУЗБАСС
ПРАВИТЕЛЬСТВО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2024 г. N 456
г. Кемерово
О внесении изменений в постановление Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 29.09.2023 N 639 «Об утверждении государственной программы Кемеровской области – Кузбасса «Охрана, защита, воспроизводство и использование лесов Кузбасса»
Правительство Кемеровской области – Кузбасса постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 29.09.2023 N 639 «Об утверждении государственной программы Кемеровской области – Кузбасса «Охрана, защита, воспроизводство и использование лесов Кузбасса» следующие изменения:
1.1. Пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области – Кузбасса (по промышленности, транспорту и цифровизации) Старосвета Л.В.».
1.2. Государственную программу Кемеровской области – Кузбасса «Охрана, защита, воспроизводство и использование лесов Кузбасса», утвержденную постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса».
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области – Кузбасса (по промышленности, транспорту и цифровизации) Старосвета Л.В.
Первый заместитель Губернатора
Кемеровской области – Кузбасса –
председатель Правительства
Кемеровской области – Кузбасса А.А. Панов
Приложение
к постановлению Правительства
Кемеровской области – Кузбасса
от 18 июля 2024 г. N 456
Государственная программа
Кемеровской области – Кузбасса
«Охрана, защита, воспроизводство и использование
лесов Кузбасса»
Стратегические приоритеты
государственной программы Кемеровской области –
Кузбасса «Охрана, защита, воспроизводство и использование
лесов Кузбасса»
1. Оценка текущего состояния лесного хозяйства
Леса являются преобладающим элементом окружающей природной среды на территории Кемеровской области – Кузбасса. Своими размерами и разнообразием экологических и социально-экономических функций леса образуют основу всех природных комплексов Кемеровской области – Кузбасса. Леса определяют глобальную составляющую экологической безопасности населения Кемеровской области – Кузбасса и сопредельных территорий.
Лесное хозяйство является видом экономической деятельности, в рамках которой осуществляется система мероприятий, направленных на воспроизводство лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредных организмов и иных негативных факторов, регулирование использования лесов и учет лесных ресурсов в целях удовлетворения потребностей экономики в древесине при сохранении экологических и социальных функций леса.
По данным государственного лесного реестра, по состоянию на 01.01.2024 общая площадь лесов на территории Кемеровской области – Кузбасса составляет 6 279,6 тыс. га (65,6% общей площади территории области). Лесистость – 59,4%.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.08.2014 N 367 «Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации» леса, расположенные на территории Кемеровской области – Кузбасса, находятся в таежной, лесостепной и Южно-Сибирской горной лесорастительных зонах.
По состоянию на 01.01.2024 площадь лесов, расположенных на землях населенных пунктов на территории Кемеровской области – Кузбасса, составляет 39,5 тыс. га, на землях особо охраняемых природных территорий – 822,3 тыс. га, на землях обороны и безопасности – 29,1 тыс. га.
Площадь лесов, расположенных на землях лесного фонда, составляет 5 422,6 тыс. га (86,4% от общей площади лесов Кемеровской области – Кузбасса), из них: 5 404,1 тыс. га лесов, в отношении которых имеются материалы лесоустройства, и 18,5 тыс. га лесов, в отношении которых лесоустройство не проводилось.
Леса из состава земель лесного фонда, в отношении которых имеются материалы лесоустройства, распределяются по целевому назначению:
1. Защитные леса – 954,7 тыс. га (17,7%), в том числе леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, – 613,8 тыс. га; ценные леса – 336,6 тыс. га; леса, расположенные в водоохранных зонах, – 4,3 тыс. га.
2. Эксплуатационные леса – 4 449,4 тыс. га (82,3%).
Площадь покрытых лесной растительностью земель лесного фонда составляет 5 047,2 тыс. га, из них мягколиственные насаждения занимают 2 857,9 тыс. га (56,6%), хвойные насаждения – 2 177,2 тыс. га (43,1%), кустарники – 12,0 тыс. га (0,2%), прочие древесные породы – 0,1 тыс. га (0,1%).
Запас древесины в Кемеровской области – Кузбассе достигает 658,58 млн куб. м, в том числе по хвойным породам – 305,81 млн куб. м (46,4%), по лиственным породам – 352,52 млн куб. м (53,5%), по кустарникам – 0,25 млн куб. м (0,1%). Запас спелых и перестойных насаждений составляет 325,33 млн куб. м (49,4%).
Общий средний прирост древесины составляет 11,24 млн куб. м в год.
Запас на одном гектаре – 130,5 куб. м.
Расчетная лесосека с 01.01.2024 в Кемеровской области – Кузбассе составляет 9 545,5 тыс. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству – 2 602,6 тыс. куб. м.
Спрос на древесные ресурсы в Кемеровской области – Кузбассе определяется в основном уровнем развития и финансовой стабильностью организаций лесоперерабатывающей промышленности.
Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда по состоянию на 01.01.2024 составил 234,7 руб., что выше аналогичного периода 2022 года на 1,4%.
Доходы от использования лесов в бюджет Российской Федерации и бюджет Кемеровской области – Кузбасса в 2023 году составили 1 272 570,5 тыс. руб.
В Кемеровской области – Кузбассе активно развиваются социальные и культурные аспекты лесных отношений через организацию лесного просвещения, пропаганды, движения школьных лесничеств, акций и мероприятий по посадке леса, очистке, восполнению, обустройству лесных массивов.
Исполнительным органом Кемеровской области – Кузбасса, проводящим государственную политику в сфере лесных отношений на территории Кемеровской области – Кузбасса, является Департамент лесного комплекса Кузбасса (далее – ДЛК Кузбасса), полномочия которого определены Положением о Департаменте лесного комплекса Кузбасса, утвержденным постановлением Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 02.04.2020 N 195 «О Департаменте лесного комплекса Кузбасса».
Основным направлением деятельности ДЛК Кузбасса в области лесных отношений является осуществление переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Организуя использование лесов в границах земель лесного фонда, ДЛК Кузбасса:
предоставляет лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации), безвозмездное пользование;
заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда;
осуществляет подготовку, организацию и проведение торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений;
устанавливает сервитуты, публичные сервитуты в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда;
выдает разрешения:
на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства;
на строительство в случае осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на землях лесного фонда, которые допускаются к строительству на них при использовании лесов для осуществления рекреационной деятельности, в соответствии с лесным законодательством (в случае утверждения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов);
на использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с осуществлением геологического изучения недр, разведкой и добычей полезных ископаемых;
на размещение объектов, перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов»;
на использование лесов для проведения инженерных изысканий для линейных объектов; капитального или текущего ремонта линейного объекта; строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
на ввод объектов в эксплуатацию в случае осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на землях лесного фонда, которые допускаются к строительству на них при использовании лесов для осуществления рекреационной деятельности, в соответствии с лесным законодательством;
устанавливает коэффициент для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, применяемый при расчете платы по договору купли-продажи лесных насаждений, заключаемому с субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 4 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Создание условий для рационального и эффективного осуществления лесопользования, сохранения экологического, ресурсного и рекреационного потенциала лесов является основной целью в развитии лесного хозяйства.
Сдерживающим фактором предоставления лесных участков в аренду является устаревшее и неактуальное в данный момент лесоустройство на землях лесного фонда. В настоящее время проведение мероприятий по лесоустройству в лесах, расположенных на землях лесного фонда, осуществляется федеральным государственным бюджетным учреждением «Рослесинфорг» (далее – ФГБУ «Рослесинфорг»), подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти (Рослесхозу).
Наличие у ФГБУ «Рослесинфорг» исключительных прав по проведению работ по лесоустройству при ограниченном финансировании и недостаточном количестве таксаторов существенно повышает стоимость этих работ и увеличивает сроки их выполнения.
На сегодняшний момент более 80% земель лесного фонда региона имеют давность лесоустройства более 10 лет, а в некоторых лесничествах она достигает 25–30 лет, что связано с отсутствием целевого бюджетного финансирования проведения лесоустроительных работ. Данные о количественных и качественных характеристиках лесных участков являются условно достоверными, что существенно затрудняет эффективное использование лесов.
В целях реализации увеличивающихся потребностей в древесине, рекреационных услугах и прочих видах использования лесов, предоставляемых в аренду, на ДЛК Кузбасса возлагаются полномочия по проектированию лесных участков под каждого потенциального арендатора. Отсутствие таких проектов лесных участков делает невозможным передачу лесов в аренду и организацию проведения лесных аукционов на право заключения договоров аренды в связи с превышением сроков давности материалов лесоустройства (более 10 лет) и отсутствием финансирования на проектирование.
На ДЛК Кузбасса возложены полномочия по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны с целью обеспечения соблюдения лесного законодательства в интересах государства и граждан.
На землях лесного фонда на территории Кемеровской области – Кузбасса в 2023 году имела место положительная динамика снижения количества незаконных рубок. В 2023 году в сравнении с 2022 годом количество случаев незаконной рубки уменьшилось с 177 до 131, или на 25,9%. Вместе с тем объем незаконных рубок увеличился на 4,8% к уровню прошлого года. Основными причинами несвоевременного выявления незаконных рубок являются: удаленность мест незаконных рубок от населенных пунктов, что влияет на время их обнаружения, недостаточное материально-техническое обеспечение патрулирования земель лесного фонда, износ автотранспорта.
Одной из задач ДЛК Кузбасса в области информатизации является активное внедрение современных информационных технологий на всех уровнях государственного управления лесами и среди широкого круга пользователей – участников лесных отношений. Переход на оказание государственных услуг в электронном виде и электронный документооборот требует обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечения доступа к надежным высокоскоростным каналам связи и к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», развития системы межведомственного электронного взаимодействия, расширения функциональных возможностей и интеграции специализированных информационных систем.
Лесные пожары наносят значительный ущерб не только лесному хозяйству, но и в целом Кемеровской области – Кузбассу. Решение задачи охраны лесов от пожаров обеспечивается путем пресечения нарушений Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614, путем проведения работ по профилактике возникновения лесных пожаров.
Лесной фонд Кемеровской области – Кузбасса характеризуется средним классом природной пожарной опасности, равным 3,7 балла по пятибалльной шкале. Относительно невысокий класс природной пожарной опасности характеризуется преобладанием насаждений травяных групп типов леса – 62,5%. Высоким классом природной пожарной опасности (14,8%) характеризуются хвойные молодняки и вырубки, гари сухих и свежих типов леса. Площадь лесных насаждений первого и второго классов природной пожарной опасности составляет 475,0 тыс. га, или 8,77% от площади земель лесного фонда.
В 2023 году на территории Кемеровской области – Кузбасса зарегистрировано 3 лесных пожара на общей площади 19,7 га. Причиной возникновения лесных пожаров стало нарушение правил пожарной безопасности в лесах гражданами (33%) и переход огня с земель иных категорий (67%).
Ущерб от лесных пожаров составил 126,7 тыс. руб., затраты на тушение лесных пожаров – 112,5 тыс. руб.
Мониторинг пожарной опасности осуществляется на территории всего лесного фонда Кемеровской области – Кузбасса. Зона наземного мониторинга составляет 3265,9 тыс. га. Зона авиационного мониторинга составляет 2145,3 тыс. га. Район применения наземных сил и средств в зоне авиационного мониторинга составляет 460,08 тыс. га.
Планами тушения лесных пожаров на территории 19 лесничеств ДЛК Кузбасса в 2024 году предусмотрено 232 маршрута наземного патрулирования общей протяженностью 24 597,6 км и 2 маршрута авиационного патрулирования общей протяженностью 1 518 км.
В Кемеровской области – Кузбассе создано 8 специализированных государственных автономных учреждений по тушению лесных пожаров и выполнению отдельных мер пожарной безопасности в лесах наземным способом, подведомственных ДЛК Кузбасса.
Авиационные работы по охране лесов от пожаров на землях лесного фонда, расположенных на территории Кемеровской области – Кузбасса, осуществляются путем размещения ДЛК Кузбасса государственного заказа на выполнение указанных работ.
В 2024 году в составе государственных автономных учреждений – специализированных учреждений для оказания услуг по охране лесов от пожаров, подведомственных ДЛК Кузбасса, действуют 2 лесопожарные станции 3-го типа (сезонные формирования) и 12 лесопожарных станций 1-го типа (сезонные формирования) общей численностью 449 человек.
Для доукомплектования существующих лесопожарных станций необходимой техникой и оборудованием необходимо выделить дополнительные денежные средства. Также необходимо обеспечить ежегодное финансирование содержания 14 лесопожарных станций.
В 2024 году нормативная кратность авиационного патрулирования лесов для Кемеровской области – Кузбасса составляет 958 часов в объеме финансового обеспечения 90 998 тыс. руб.
Назначенная (расчетная) кратность авиационного патрулирования лесов в 2024 году, утвержденная для Кемеровской области – Кузбасса, составляет 252 часа на сумму 23 937 тыс. руб. Ежегодно наблюдается недофинансирование мероприятия по авиационному патрулированию лесов.
В связи с этим необходимо предусмотреть дополнительное выделение денежных средств из федерального бюджета, достаточное для обеспечения нормативной кратности авиапатрулирования в течение пожароопасного сезона.
В соответствии со Стратегией развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2023 N 1630-р, в рамках реализации национального проекта «Беспилотные авиационные системы» с 2024 года реализуется региональный проект «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы», основной задачей которого является формирование комплексной системы стимулирования использования беспилотных авиационных систем отечественного производства. Реализация регионального проекта позволит укомплектовать лесопожарные формирования государственных автономных учреждений подведомственных ДЛК Кузбасса 14 единицами беспилотных авиационных систем в целях дистанционного мониторинга пожарной опасности в лесах и обследования лесных пожаров на землях лесного фонда.
Начиная с 2019 года на территории Кемеровской области – Кузбасса в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» реализуется региональный проект «Сохранение лесов» в рамках национального проекта «Экология», основной задачей которого является сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.
Лесовосстановительные мероприятия направлены на обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100%.
Фонд восстановления лесов на землях лесного фонда Кемеровской области – Кузбасса на 01.01.2024 составляет 57 тыс. га, в том числе гари – 0,1 тыс. га, погибшие древостои – 2,9 тыс. га, вырубки – 46,6 тыс. га, прогалины и пустыри – 7,4 тыс. га.
Лесовосстановление должно обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического разнообразия лесов, сохранение полезных функций лесов.
Естественное восстановление лесов осуществляется вследствие как природных процессов, так и мер содействия лесовосстановлению: путем сохранения жизнеспособного поколения главных древесных пород лесных насаждений при проведении рубок лесных насаждений, минерализации поверхности почвы.
Искусственное восстановление лесов осуществляется путем создания лесных культур: посадки сеянцев, саженцев, в том числе с закрытой корневой системой, черенков или посева семян лесных растений.
Комбинированное восстановление лесов (далее – комбинированное лесовосстановление) осуществляется за счет сочетания естественного и искусственного лесовосстановления.
Основным способом восстановления лесов в Кемеровской области – Кузбассе является содействие естественному восстановлению лесов.
Под искусственное восстановление лесов намечены участки имеющегося фонда восстановления лесов и лесосеки сплошных рубок хвойных пород, на которых естественное восстановление лесов хозяйственно ценными породами не обеспечено, а также лесные участки, на которых погибли лесные культуры.
В 2023 году площадь лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, составила 12515,6 га.
В 2023 году на землях лесного фонда Кемеровской области – Кузбасса лесовосстановление выполнено на площади 11 847,0 га, из них: искусственное лесовосстановление проведено на площади 1 916,0 га, комбинированное лесовосстановление – на площади 22,0 га, естественное лесовосстановление – на площади 9 909,0 га, из них содействие естественному лесовосстановлению проведено на площади 9 329,0 га.
Согласно Лесному кодексу Российской Федерации при воспроизводстве лесов должны использоваться улучшенные и сортовые семена лесных растений или, если такие семена отсутствуют, нормальные семена лесных растений. Лесорастительные условия Кемеровской области – Кузбасса обуславливают создание лесных культур следующими основными древесными породами: сосна, кедр, ель, лиственница.
Потребность в семенах в предыдущие годы удовлетворялась путем сбора семян с объектов единого генетико-селекционного комплекса, с плюсовых деревьев и в высокобонитетных насаждениях, а также путем приобретения в других субъектах районированных семян лесных растений. По состоянию на 01.01.2024 в лесном фонде Кемеровской области – Кузбасса имеется 105 аттестованных плюсовых деревьев.
В Кемеровской области – Кузбассе заготовка семян лесных растений с улучшенными наследственными свойствами и посадка лесных культур, созданных посадочным материалом с улучшенными наследственными свойствами, не осуществляется в связи с отсутствием соответствующей лесосеменной базы.
На территории Кемеровской области – Кузбасса создано 7 постоянных лесных питомников общей площадью 86,4 га и 1 временный питомник площадью 4,0 га, которые переданы в пользование государственным автономным учреждениям (лесхозам), подведомственным ДЛК Кузбасса.
На постоянных лесных питомниках ежегодно выращивается около 3,8 млн штук стандартного посадочного материала, что не в полной мере обеспечивает потребность Кемеровской области – Кузбасса при проведении лесовосстановительных работ. Необходимо дополнительное выделение финансирования на развитие лесосеменной базы и выращивание районированного стандартного посадочного материала на территории Кемеровской области – Кузбасса.
В 2023 году рекультивация проведена на площади 34,4 га. Проблемы восстановления земель, нарушенных горными работами при их использовании для разработки месторождений полезных ископаемых, остаются нерешенными, требующими новаций и финансирования.
По состоянию на 01.01.2024 на землях лесного фонда Кемеровской области – Кузбасса числятся лесные насаждения с повреждениями разной степени устойчивости на площади 32,0 тыс. га, или 0,7% площади земель лесного фонда. Причинами повреждения насаждений являются: некрозно-раковые болезни, корневые и стволовые гнили деревьев (14,9%), вредоносная деятельность стволовых насекомых (63,6%), неблагоприятные почвенно-климатические условия, преимущественно ветровая нагрузка (17,23%) и лесные пожары (1,98%).
Широкое распространение корневых и стволовых гнилей деревьев пихты и осины обусловлено малой устойчивостью этих пород к негативному воздействию внешних факторов, в том числе к заражению гнилевыми болезнями, и высоким возрастом древостоев. Отсутствие развитой лесной инфраструктуры (лесных дорог) не позволяет в полной мере включить в освоение спелые насаждения и насаждения, поврежденные и погибшие в результате влияния болезней и вредителей леса, поэтому происходит накопление перестойных лесов с низкой биологической устойчивостью, вызванной естественными процессами старения деревьев. Наибольшая концентрация ослабленных лесов приурочена к среднегорным и высокогорным районам Кузнецкого Алатау.
Процесс ослабления пихтарников носит хронический характер. К выявленным ранее эпифитотиям грибковых заболеваний на пихте добавилось негативное воздействие стволовых насекомых (ксилофагов). По состоянию на 31.12.2023 площадь очагов вредных организмов составляет 21 534,3 га, в том числе требуют мер борьбы 3 031,5 га. Главным благоприятным фактором для дальнейшего роста их численности является резко увеличившаяся кормовая база в насаждениях с прогрессирующими грибковыми заболеваниями древостоев.
Наиболее агрессивными вредителями являются инвазивные (внедренные) виды: наиболее распространенный – уссурийский полиграф, ранее известный как хозяйственно важный вредитель дальневосточных видов пихты, и короед многоходный (союзный), который вызывает усыхание по вершинному типу кедра сибирского (сосны сибирской кедровой).
К настоящему времени отмечена встречаемость уссурийского полиграфа в пихтовых лесах Ижморского, Кемеровского, Промышленновского, Таштагольского, Тисульского, Чебулинского, Яшкинского, Яйского лесничеств, что позволяет предположить его широкое распространение в пихтовых насаждениях на всей территории области. Очаг короеда многоходного (союзного) зафиксирован в Яшкинском лесничестве. Работы по мониторингу распространения этого вредителя в лесах Кемеровской области – Кузбасса продолжаются.
Стволовые насекомые, возбудители стволовых и корневых гнилей деревьев не только приводят насаждения к ослаблению и распаду, но и значительно влияют на товарность древесины, снижение ее деловых качеств – выход деловых сортиментов и, как следствие, уменьшение количества пиломатериалов и строевого леса.
В сложившейся практике лесного хозяйства основным способом борьбы со стволовыми насекомыми, ведущими скрытый образ жизни, является снижение их кормовой базы путем своевременной вырубки погибшей и поврежденной части древостоев (санитарные рубки). Охватить санитарными рубками все насаждения, поврежденные насекомыми и болезнями, не представляется возможным из-за труднодоступности большей части лесов, особенно горных, отсутствия сбыта поврежденной древесины с низкими техническими качествами и, следовательно, низкой рентабельности таких рубок.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы
Приоритеты и цели государственной программы соответствуют основным направлениям деятельности ДЛК Кузбасса и национальным целям и стратегическим задачам развития Российской Федерации, определенным Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» (далее – национальные цели), а также Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области – Кузбасса на период до 2035 года, утвержденной Законом Кемеровской области от 26.12.2018 N 122-ОЗ (далее – Стратегия).
Для обеспечения достижения национальной цели «Экологическое благополучие» установлены целевой показатель и задача «Сохранение лесов и биологического разнообразия, устойчивое развитие особо охраняемых природных территорий и создание условий для экологического туризма во всех национальных парках».
Одной из целей Стратегии является создание комфортных условий для жизни населения Кемеровской области – Кузбасса на основе улучшения качества окружающей среды и снижения негативных последствий от чрезвычайных ситуаций и пожаров. Достижение цели в области лесного хозяйства достигается решением следующих задач: сохранение лесов Кузбасса, в том числе на основе их воспроизводства; проведение превентивных противопожарных мероприятий; бережное и рациональное использование лесов; преодоление последствий экстенсивной модели лесопользования.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
В государственной программе отражена взаимосвязь с целями и показателями государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 318 (далее – государственная программа Российской Федерации).
Государственная программа Российской Федерации включает в себя:
цель 1. Обеспечение воспроизводства лесов на уровне не менее 100% к объему вырубленных и погибших лесов;
цель 2. Повышение эффективности ведения лесного хозяйства, охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов, обеспечение кадрового развития лесного хозяйства, а также обеспечение комфортной и безопасной среды для жителей Российской Федерации.
Государственной программой предусмотрены декомпозированные с государственной программой Российской Федерации показатели:
площадь лесных пожаров на землях лесного фонда к 2027 году не должна превышать 239,1 га;
лесистость территории Российской Федерации должна быть сохранена на уровне 59,4%;
доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров к 2027 году не должна быть менее 85,1%;
доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда должна быть увеличена до уровня 18,6%;
объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда должен быть увеличен до 354,3 руб. к 2027 году;
отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины должно быть увеличено до уровня 13,7% к 2027 году;
отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений должно быть обеспечено на уровне не менее 100%.
Приоритетным является направление охраны лесов в части планирования и проведения взаимосвязанных мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение возникновения негативных ситуаций в лесной сфере, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, экологии региона, а также объектам экономики.
Кроме того, основные мероприятия государственной программы направлены на сокращение потерь лесного хозяйства от вредных организмов и незаконных рубок, создание условий для рационального и интенсивного использования лесов, баланса выбытия и восстановления лесов, а также на повышение продуктивности и качества лесов.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере лесного хозяйства
Цель государственной программы – повышение эффективности ведения лесного хозяйства, охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов, а также обеспечение комфортной и безопасной среды для жителей Кемеровской области – Кузбасса к 2030 году.
Достижение цели государственной программы реализуется за счет исполнения следующих целевых показателей:
лесистость территории Российской Федерации;
площадь лесных пожаров на землях лесного фонда.
Для достижения цели государственной программы предусмотрено решение следующих задач:
повышение эффективности предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров, а также их тушения;
обеспечение своевременного обнаружения изменений санитарного и лесопатологического состояния лесов для повышения эффективности защиты лесов от вредных организмов, улучшения санитарного состояния лесов;
сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений;
улучшение породного состава лесных насаждений и увеличение продуктивности и качества лесов;
создание условий для рационального и эффективного использования лесов;
обеспечение мероприятий по подготовке земель для последующего целевого использования, восстановлению продуктивности хозяйственной ценности нарушенных земель лесного фонда, по сохранению и повышению полезных функций лесов вокруг промышленных городов;
формирование комплексной системы стимулирования использования беспилотных авиационных систем отечественного производства;
обеспечение деятельности ДЛК Кузбасса.
Способом эффективного решения задач государственной программы является своевременное и полноценное обеспечение достижения ожидаемых эффектов в рамках ее структурных элементов по направлению «Охрана, защита, воспроизводство и использование лесов», обеспечивающему достижение показателей государственной программы и ее структурных элементов.
В ходе реализации государственной программы предусматривается обеспечить:
сокращение площади лесов, пройденных лесными пожарами;
оснащение специализированных учреждений Кемеровской области – Кузбасса лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров;
улучшение санитарного состояния лесов, сокращение потерь лесного хозяйства от вредных организмов и других неблагоприятных факторов;
осуществление интенсивного лесовосстановления и лесоразведения, обеспечивающих сохранение экологического потенциала лесов, а также ухода за лесами, повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов;
организацию интенсивного использования лесов с учетом сохранения их экологического потенциала, лесного планирования и регламентирования; ведение государственного лесного реестра;
баланс выбытия и восстановления лесов;
разработку проектно-сметной документации в целях реализации мероприятий, направленных на рекультивацию объектов размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;
внесение сведений о границах лесопарковых зеленых поясов в Единый государственный реестр недвижимости;
осуществление федерального государственного контроля (надзора) и лесной охраны на землях лесного фонда.
Достижение целей государственной программы также обеспечивается посредством реализации системы мероприятий, предусмотренных региональными проектами:
«Сохранение лесов (Кемеровская область)» на 2019–2024 годы реализуемым в рамках реализации федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология»;
«Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы (Кемеровская область – Кузбасс)» на 2024–2030 годы, реализуемым в рамках реализации федерального проекта «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы» национального проекта «Беспилотные авиационные системы».