Правовые акты Кемеровской области - Кузбасса
ПРАВОВЫЕ АКТЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Постановление Правительства Кемеровской области -Кузбасса от 29.07.2024 N 492 "Об утверждении Стратегии развития внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса до 2035 года"

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ - КУЗБАСС

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 29 июля 2024 г. N 492

г. Кемерово

 

Об утверждении Стратегии развития внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса до 2035 года

 

 

 

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 25.08.2023 N 642 «Об усилении координации внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» Правительство Кемеровской области – Кузбасса

 

постановляет:

 

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса до 2035 года.

2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса».

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Кемеровской области – Кузбасса (по экономике) Терзитскую Е.В.

 

 

 

Первый заместитель Губернатора

Кемеровской области – Кузбасса –

председатель Правительства

Кемеровской области – Кузбасса          А.А. Панов

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Кемеровской области – Кузбасса

от 29 июля 2024 г. N 492

 

 

СТРАТЕГИЯ

развития внешнеэкономических связей

Кемеровской области – Кузбасса до 2035 года

 

I. Общие положения

 

Стратегия развития внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса до 2035 года (далее – Стратегия) разработана с учетом долгосрочных задач социально-экономического развития Российской Федерации и Кемеровской области – Кузбасса, а также задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», целей и задач национального проекта «Международная кооперация и экспорт», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации от 24.12.2018 N 16, национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», утвержденного Минэкономразвития России, и других национальных проектов в части развития экспортной деятельности, Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 N 1083-р, Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р, Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2023 N 229, Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.01.2023 N 129-р, Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области – Кузбасса на период до 2035 года, утвержденной Законом Кемеровской области от 26.12.2018 N 122-ОЗ, Стратегии развития экспорта Кемеровской области – Кузбасса до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 14.12.2022 N 683-р, Концепции развития внешнеэкономической и межрегиональной деятельности Кемеровской области на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.03.2012 N 242-р.

Цели и задачи Стратегии способствуют реализации национальных интересов и приоритетов развития Российской Федерации в новых геоэкономических условиях с учетом места и роли Кемеровской области – Кузбасса в экономике страны, ее особенностей и преимуществ.

 

II. Цели, задачи и приоритеты внешнеэкономических связей

 

В настоящее время мировая экономика претерпевает масштабную трансформацию. На ситуацию в мире влияет множество факторов: внедрение технологий искусственного интеллекта, новейших информационно-коммуникационных, энергетических, биологических технологий и нанотехнологий, а также климатические изменения. В средне- и долгосрочной перспективе развитие мировых рынков сложно прогнозируемо. Россия сталкивается с серьезными вызовами, обусловленными переформатированием сложившегося мироустройства и мировой экономики, а также острым противостоянием по линии «Россия – условный Запад». Для Кемеровской области – Кузбасса вопрос развития международных и внешнеэкономических связей имеет первостепенное значение.

Вовлеченность в международную торговлю и внешнеэкономические связи оказывает существенное влияние и на развитие Кемеровской области – Кузбасса. Поэтому большое значение приобретает комплексное и равноценное развитие региона, в том числе за счет использования внешнеэкономического потенциала Кузбасса.

Необходимо обеспечить позитивную динамику внешнеэкономической деятельности за счет создания в регионе благоприятных условий для развития внешних связей путем создания условий для роста объема и диверсификации структуры регионального товарооборота, расширения географии внешних контактов, привлечения иностранных инвестиций, развития совместных с зарубежными партнерами инвестиционных проектов, разработки и реализации транспортно-логистических инфраструктурных проектов и создания конкурентоспособных производств на международном уровне. Необходимо использовать преимущества особых экономических зон и территорий опережающего развития, содействовать обеспечению образовательного потенциала, увеличению количества и качества рабочих мест, притоку квалифицированной рабочей силы и др.

В условиях формирования новой модели мироустройства, сопровождающейся ростом нестабильности на глобальном и региональном уровнях, важнейшим стратегическим приоритетом внешнеэкономических связей продолжают оставаться укрепление тесных дружественных связей со странами СНГ, особенно в рамках Евразийского экономического союза, расширение сотрудничества с Китаем, укрепление отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также динамичное развитие отношений со странами Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки.

Главная цель Стратегии – устойчивое развитие внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса, направленное на наиболее полное представление интересов Кемеровской области – Кузбасса в глобальной экономике, и повышение вклада международной и внешнеэкономической деятельности в социально-экономическое развитие Кемеровской области – Кузбасса.

Приоритеты развития внешнеэкономических связей в Кемеровской области – Кузбассе на период до 2035 года:

диверсификация товарной структуры экспорта в пользу товаров средних и высоких переделов, обладающих повышенным потенциалом увеличения экспорта;

наращивание числа экспортеров (в том числе малых и средних);

развитие экспорта услуг, прежде всего образовательных, медицинских, туристических;

расширение географии экспорта;

привлечение иностранных инвестиций;

реализация совместных с зарубежными партнерами инвестиционных проектов;

разработка и реализация транспортно-логистических инфраструктурных проектов.

 

III. Оценка состояния, условий и перспектив развития внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса

 

1. Общая характеристика

 

Базовыми отраслями промышленности региона являются угольная промышленность и металлургия. Также в регионе развита химическая промышленность, энергетика и машиностроительная отрасль. Кемеровская область – Кузбасс по праву считается индустриальным сердцем, опорной базой для промышленного развития России.

За 2023 год Кемеровская область – Кузбасс обеспечила 49,2% добычи всех углей России, 66,2% добычи всех коксующихся углей (при этом 100% по группе марок особо ценных коксующихся углей), 73,7% общероссийского производства ферросилиция, 18,4% общероссийского производства кокса. Кроме того, в общем объеме производства России Кемеровская область – Кузбасс производит 8,4% стали, 9,9% чугуна, 6,9% азотных удобрений.

На протяжении многих лет Кемеровская область – Кузбасс входит в первую десятку по внешней торговле среди российских регионов, при этом доля Кемеровской области – Кузбасса в объеме внешней торговли Российской Федерации стабильно составляет 2,1%. Однако только 33% экспорта составляют несырьевые товары (согласно методологии Акционерного общества «Российский экспортный центр»). Несырьевой неэнергетический экспорт (промышленный и агропромышленный комплекс) занимает значимую, но нестабильную долю в экспорте Кемеровской области – Кузбасса. В период с 2019 по 2022 год доля несырьевого неэнергетического экспорта (далее – ННЭ) в структуре экспорта региона значительно изменялась: в 2021 году доля ННЭ в экспорте региона незначительно снизилась – на 0,4 процентных пункта относительно показателей 2020 года (25,4%). В 2020 году доля ННЭ увеличилась относительно показателей 2019 года (21,8%) на 3,6 процентных пункта.

В 2022 году наблюдалось значительное сокращение доли ННЭ, что обусловлено увеличением мировых цен на энергоресурсы, составляющие значимую долю кузбасского экспорта.

Таблица 1

 

Объем внешнеторгового оборота, млн долларов США

 

 

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Внешнеторговый оборот

10103,7

14519,4

17328,2

15751,1

12414,7

16152,8

Экспорт

9602,5

13873,2

13435,6

14866,0

11624,8

15327,2

Несырьевой неэнергетический экспорт

2177,2

2872,3

3303

3242,1

2947,9

3829,4

Доля несырьевого неэнергетического экспорта в экспорте, процентов

22,6

20,7

24,6

21,8

25,4

25

Импорт

501,2

646,2

892,6

865,1

789,9

825,6

 

Преобладание в экспорте топливно-энергетической и металлургической продукции ставит Кемеровскую область – Кузбасс в зависимость от конъюнктуры на мировых рынках угля и металла.

Экспортный потенциал Кемеровской области – Кузбасса поддерживается наличием следующих объективных конкурентных преимуществ территории:

наличие и доступность разведанных полезных ископаемых;

накопленный опыт добычи и первичной переработки полезных ископаемых;

вовлеченность транспортной инфраструктуры Кемеровской области – Кузбасса в систему Транссибирской железнодорожной магистрали, обеспечивающей доступ экономики региона к быстрорастущему рынку Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе к масштабному китайскому;

высокая концентрация предприятий-лидеров по различным направлениям, наличие высокого уровня научно-технологических и производственных компетенций;

наличие внешнеторговых преференций федерального и регионального уровней для товаропроизводителей в части организации экспорта продукции.

Однако для качественного изменения структуры экспорта необходима диверсификация экономики региона. Для этого в Кемеровской области – Кузбассе совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации разработан и активно реализуется план мероприятий по диверсификации экономики Кемеровской области – Кузбасса на 2021–2026 годы, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 05.07.2021 N 410. План мероприятий по диверсификации экономики нацелен на внедрение инноваций и технологических решений для увеличения производительности труда, снижения ресурсоемкости производства, на минимизацию воздействия на окружающую среду и компенсацию экологического ущерба. Главная стратегическая цель диверсификации экономики области – качественное и надежное обеспечение высокого уровня жизни кузбассовцев, повышение конкурентоспособности предприятий региона и комплексное развитие сфер специализации промышленности, а также образования, культуры и спорта, эффективная реализация региональных интересов.

 

2. География международного сотрудничества и внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса

 

Кемеровская область – Кузбасс является крупнейшим экспортно ориентированным регионом Сибирского федерального округа. Кузбасс в 2021 году обеспечил более 38% экспорта СФО и более 7% импорта.

 

Таблица 2

 

Структура экспорта Кемеровской области –

Кузбасса по категориям товаров, 2016–2021 годы,

процентов (доля от общего объема экспорта)

 

Категория

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Минеральные продукты

68,1

79,3

79,9

78,2

74,7

75,1

Металлы и изделия из них

20,3

16,1

15,9

16,9

20,0

20,0

Продукция химической промышленности

1,5

2,8

2,2

2,4

2,5

2,2

Продукция АПК

8,7

1,5

1,7

2,1

2,5

2,4

Машины, оборудование и транспортные средства

1,1

0,1

0,2

0,3

0,2

0,2

 

По итогам 2021 года сложилась следующая структура товарных потоков. Топливно-энергетические товары в экспорте региона занимают более 75%, в том числе 66,8% – каменный уголь, который поставлялся в основном в Китай, Республику Корея и Японию. Кокс из каменного угля занимает почти 3% экспорта и поставлялся в основном в Казахстан, на Украину и во Вьетнам. Нефтепродукты и масла занимают более 5% в экспорте.

Экспорт металлов и изделий из них обеспечивает 20% экспорта региона. Черные металлы поставляются в основном в азиатские страны Тайвань (Китай), Казахстан, Монголию; алюминий необработанный – в Турцию, Тайвань (Китай), Болгарию и Малайзию.

Поставки продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на экспорт занимают 2,4% от общего объема экспорта, в основном поставляются шоколад и прочие готовые пищевые продукты, содержащие какао, в Казахстан, Узбекистан и Киргизию, мучные кондитерские изделия в Казахстан, Киргизию и Беларусь.

Экспорт продукции химической промышленности обеспечил 2,2% всего экспорта Кузбасса. Соединения гетероциклические поставлялись в Тайвань (Китай) и Китай, азотные удобрения – в Индию, Кот Д'Ивуар и Мексику.

Основу импортных поставок составляла в основном машиностроительная продукция – 44%. Запасные части для двигателей товарной позиции 8407 или 8408 ввозились в основном из США, Японии, Индии, Китая; двигатели и силовые установки – из Китая и Польши; насосы жидкостные – из Германии и Испании. Ввозилась химическая продукция (19,1%), минеральные продукты (17,9%), металлы и изделия из них (12,3%), текстильная продукция (3,8%).

Лидером в торгово-экономических связях Кемеровской области – Кузбасса является Тайвань (Китай). Оборот торговли с этой страной остается практически стабильным и составляет в среднем около 2 млрд долларов США (около 13% от всего оборота), более 99% из которых приходится на экспорт (в основном металлургическая продукция).

До 2022 года страны ЕС (в основном Нидерланды, Германия, Польша, Украина) входили в десятку стран – основных торговых партнеров Кемеровской области – Кузбасса. На долю этих стран приходилось более 15% от всего товарооборота. По данному направлению экспорт (в основном каменный уголь) превышает импорт (машиностроительная продукция из Германии, Польши; материалы смазочные из Нидерландов).

После 2022 года десятку стран – основных торговых партнеров Кузбасса покинули Украина, Германия и Нидерланды, их сменили азиатские страны.

Замещение европейских рынков привело к удлинению и удорожанию логистики, сокращению маршрутов перевозок (запрет на пролет российских самолетов, закрытие портов, блокирование грузов, следующих в Россию или из страны, в пунктах транзита и перевалки). Кроме того, введение ограничений в банковской сфере привело к осложнению в финансовых расчетах при осуществлении торговых операций.

В перспективе внешнеэкономическая деятельность Кемеровской области – Кузбасса будет зависеть прежде всего от конъюнктуры на международных отраслевых рынках, спроса на конкретную продукцию со стороны стран-контрагентов. В долгосрочной перспективе рост экспорта будет также поддерживаться за счет диверсификации кузбасского экспорта и расширения географии экспортных поставок. Прежде всего это продовольствие и продукты химического комплекса, в том числе продукция с более высокой добавленной стоимостью (машиностроительного сектора и IT).

В прогнозном периоде продолжится развитие торговых отношений с дружественными странами, в том числе по поставкам, кроме угля, также и металлургической продукции, продукции химической промышленности, машиностроения, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья.

Кемеровская область – Кузбасс обладает необходимой базой для диверсификации промышленного экспорта, в регионе действуют предприятия, выпускающие востребованную во многих дружественных странах продукцию: оборудование для горнодобывающей промышленности, продукцию сельскохозяйственного машиностроения, взрывчатые вещества для горнодобывающей промышленности, фармацевтическая продукция, продукты питания.

 

IV. Конкурентные преимущества, с опорой на которые Кемеровская область – Кузбасс осуществляет и планирует осуществлять внешнеэкономические связи

 

Кемеровская область – Кузбасс является крупнейшим промышленным центром Западной Сибири. Здесь сконцентрированы различные производственные кластеры, основанные на месторождениях природных ресурсов, которыми богат регион. Так, на территории области разведано и учтено Государственным балансом полезных ископаемых Российской Федерации порядка 500 месторождений полезных ископаемых (черные, цветные металлы, энергетическое сырье разных сортов, нерудное сырье и прочее). В регионе сосредоточены десятки предприятий-лидеров по разным направлениям: угледобывающая, металлургическая, машиностроительная отрасли, химическая промышленность и др.

Транспортная система региона является одной из наиболее развитых в азиатской части России. Инфраструктура представлена железнодорожными и автомобильными магистралями федерального значения, двумя международными аэропортами.

Территория региона высоко обеспечена железнодорожной инфраструктурой. Указанный вид транспорта является преобладающим в грузовых перевозках (через него осуществляется около 90% отправок грузов, преобладающую часть которых составляет каменный уголь). По территории области в северной части проходит Транссибирская магистраль с ответвлениями у города Юрги (на города Кемерово и Новокузнецк), у города Тайги (на город Томск), у города Анжеро-Судженска (на город Новокузнецк), в южной части – Южно-Сибирская магистраль (через город Новокузнецк). Южно-Кузбасская ветка пересекает область с севера на юг от города Юрги до города Таштагола.

Плотность железных дорог в Кузбассе составляет 175 км на 10 тыс. кв. км. По отправке грузов железнодорожным транспортом Кемеровская область – Кузбасс занимает лидирующее положение в стране (обеспечивает 20,2% общесетевой погрузки всей Российской Федерации).

Инфраструктура автомобильного транспорта представлена федеральной автомагистралью Р-255 «Сибирь», проходящей через север области и город Кемерово. Региональная магистраль Р-384 соединяет самые крупные города региона – Кемерово и Новокузнецк.

Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 180 км на 1 тыс. кв. км (47-е место среди субъектов Российской Федерации).

Транспортно-логистическая инфраструктура Кемеровской области – Кузбасса является важным фактором ее социально-экономического развития, что связано со структурой экономики, где главное место отведено добывающей промышленности, и глубинным положением региона, находящимся в удалении от основных портовых мощностей. Конкуренция за транспортную инфраструктуру может негативно сказываться на возможностях доступа кузбасской продукции на мировые рынки. В то же время развитию возможностей транспортной системы Кемеровской области – Кузбасса могут способствовать реализуемые в регионе проекты по увеличению пропускной способности железнодорожных магистралей.

Объем валового регионального продукта Кемеровской области – Кузбасса за 2021 год составил 1827,9 млрд рублей, что составляет около 1,5% совокупного валового внутреннего продукта Российской Федерации (16-е место среди регионов России, 3-е место среди регионов Сибирского федерального округа).

Валовый региональный продукт на душу населения в 2021 году составил 690 тыс. рублей. По данному показателю Кузбасс занимает 27-е место среди субъектов Российской Федерации и 3-е место среди субъектов Сибирского федерального округа (после Красноярского края и Иркутской области).

Инвестиции в основной капитал по итогам 2022 года составили 375,4 млрд рублей (-7,2% к уровню 2021 года). По абсолютному значению объема инвестиций в основной капитал Кемеровская область – Кузбасс заняла среди субъектов 19-е место в Российской Федерации и 3-е место в Сибирском федеральном округе.

В Кемеровской области – Кузбассе в настоящее время действует комплексная система инфраструктуры поддержки инвесторов. С 2008 года работает специальный совет по инвестиционной и инновационной деятельности при Губернаторе Кемеровской области – Кузбасса, который рассматривает инвестиционные и инновационные проекты в целях принятия решения о предоставлении им государственной поддержки. Создано государственное казанное учреждение «Инвестиционное агентство Кузбасса», которое работает по принципу «одного окна» и бесплатно оказывает консультации и юридическую помощь инвесторам, помогает получать разрешения и согласования.

В 2022 году Кузбасс вошел в тридцатку регионов, где внедряется Региональный инвестиционный стандарт. Стандарт позволяет установить единые правила и требования к институтам развития и нормативным документам, регулирующим инвестиционную деятельность. В настоящее время в Кузбассе утверждены все 5 элементов стандарта: инвестиционная декларация, агентство развития, инвестиционный комитет, инвестиционная карта, свод инвестиционных правил, которые должны сократить путь инвестора от возникновения идеи проекта до осуществления капиталовложений.

В 2023 году Кузбасс повторно подтвердил внедрение Регионального инвестиционного стандарта, продолжена работа по совершенствованию элементов стандарта.

В регионе действуют объекты инновационной инфраструктуры и территории с преференциальными налоговыми режимами. Инвестиционная инфраструктура Кемеровской области – Кузбасса представлена следующими элементами:

действуют 4 территории опережающего развития (далее – ТОР): «Юрга» (с 07.07.2016), «Анжеро-Судженск» (с 19.09.2016), «Новокузнецк» (с 16.03.2018) и «Прокопьевск» (с 03.12.2018). С даты создания ТОР статус резидентов получили 83 организации. Резидентам ТОР предоставляются федеральные, региональные и местные льготы по налогам;

создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Кузбасс» (далее – ОЭЗ ППТ «Кузбасс»). Для установления налоговых льгот для резидентов ОЭЗ ППТ «Кузбасс» Законом Кемеровской области – Кузбасса от 03.02.2023 N 4-ОЗ внесены изменения в Закон Кемеровской области от 26.11.2008 N 101-ОЗ «О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, базовым организациям технопарков, резидентам территорий опережающего развития и особых экономических зон». Общая площадь ОЭЗ ППТ «Кузбасс» составляет 628,8 га. Она разделена на две площадки: часть расположена в городе Кемерово, а другая часть на территории Топкинского муниципального округа. Обе площадки находятся в непосредственной близости от железнодорожных станций, федеральной трассы P-255 «Сибирь» и будущего обхода города Кемерово;

ведется работа по созданию в регионе особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Горная Шория» (далее – ОЭЗ ТРТ «Горная Шория»). Общая площадь территории особой экономической зоны составит почти 1,5 тыс. га.

В Кемеровской области – Кузбассе действуют нефинансовые меры поддержки. Одной из них является признание инвестиционного проекта соответствующим критериям масштабных инвестиционных проектов для предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов.

Еще одной мерой поддержки инвесторов в Кемеровской области – Кузбассе является софинансирование строительства объектов инфраструктуры, необходимых для снятия инфраструктурных ограничений в муниципальных образованиях Кемеровской области – Кузбасса при реализации новых инвестиционных проектов.

В Кемеровской области – Кузбассе реализуются последовательные меры бюджетной и налоговой политики, направленной на развитие малого и среднего предпринимательства.

До 01.01.2025 действуют «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, патентную систему налогообложения и осуществляющих свою деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.

Бессрочно действуют льготы по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для налогоплательщиков, осуществляющих 23 приоритетных вида деятельности (сельское хозяйство, производственная сфера, ремонт машин и оборудования, предоставление социальных услуг).

В целях снижения негативных последствий санкций, введенных в отношении Российской Федерации со стороны недружественных иностранных государств, в 2022–2025 годах действуют налоговые льготы по налогу на имущество организаций и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

В целях поддержки социального предпринимательства до 01.01.2026 действуют пониженные ставки налога при применении упрощенной системы налогообложения для социально ориентированных некоммерческих организаций (действует с 2020 года) и для субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия (действует с 2023 года).

В целях обеспечения структурной трансформации экономики Кузбасса и стимулирования инвестиций и инноваций в Кемеровской области – Кузбассе действуют следующие меры налоговой поддержки:

инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль для организаций в отношении расходов на капитальные вложения и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

ставка 0 процентов в отношении прибыли, полученной от деятельности по предоставлению прав использования результатов интеллектуальной деятельности;

пониженные ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для налогоплательщиков, с которыми заключено соглашение о реализации мер по поддержке приоритетных направлений развития внутреннего и въездного туризма в Кемеровской области – Кузбассе;

льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций для резидентов территорий опережающего развития;

льготы по налогу на прибыль организаций и освобождение от уплаты транспортного налога для резидентов особых экономических зон. Дополнительно для резидентов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа до минимума понижены налоговые ставки при применении упрощенной системы налогообложения: с 15 до 5 процентов, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, и с 6 до 1 процента, если объектом налогообложения являются доходы;

начиная с 2024 года льгота по налогу на имущество организаций в отношении новых гостиниц категории «три звезды» и выше.

Кузбасским предпринимателям оказывается грантовая поддержка и предоставляются льготные займы.

При содействии Автономной некоммерческой организации «Центр поддержки экспорта Кузбасса» в 2023 году 24 субъекта малого и среднего предпринимательства заключили экспортные контракты, объем поддержанного экспорта составил 4,5 млн долларов США.

 

V. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры, соответствующей приоритетам в международной сфере

 

Кемеровская область – Кузбасс расположена на юго-востоке Западной Сибири и находится почти на равном расстоянии от западных и восточных границ Российской Федерации. Кемеровская область – Кузбасс географически занимает срединное положение между Москвой и Владивостоком.

На севере Кемеровская область – Кузбасс граничит с Томской областью, на востоке с Красноярским краем и Республикой Хакасия. На юге границы проходят по главным хребтам Горной Шории и Салаирского кряжа с Республикой Алтай и Алтайским краем, на западе – по равнинной местности с Новосибирской областью.

Важной особенностью географического положения Кемеровской области – Кузбасса является то, что она находится в глубине огромной части суши, вблизи центра материка Евразия, на стыке Западной и Восточной Сибири, значительно удалена от морей и океанов.

Кемеровская область – Кузбасс обладает развитой транспортной системой, способной обеспечить не только собственные нужды, но и потребности сопредельных территорий. Здесь сосредоточены значительные природные ресурсы, активно развивается металлургическая промышленность.

Исходя из вышеизложенного, Кемеровская область – Кузбасс имеет благоприятные условия для развития посреднической роли в формировании товаропотоков, финансовых и инвестиционных потоков. Также на ее территории есть потенциал для создания центра деловых и финансовых услуг, транспортно-экспедиционных операций, торговых сделок и проведения выставочно-ярмарочной деятельности как на российском, так и на международном уровне.

Формирование мультимодального транспортно-логистического узла мирового уровня будет способствовать развитию внешнеэкономической деятельности. Мультимодальный узел предоставляет возможность эффективного перемещения грузов различными видами транспорта, что способствует увеличению объемов международной торговли и привлечению инвестиций. Такой узел может стать центром логистических операций и обеспечивать удобство и эффективность взаимодействия между различными транспортными маршрутами и рынками.

Кемеровская область – Кузбасс имеет транспортное соединение с Транссибирской железнодорожной магистралью, особый интерес представляет его центральное и стратегическое экономико-географическое расположение между европейской и азиатской частями России. Особую важность имеет близость с Китайской Народной Республикой, прежде всего с Синьцзян-Уйгурским автономным районом, который обладает потенциалом экономического роста в долгосрочной перспективе. Все это открывает стратегические возможности для развития не только Кузбасса, но и всего Сибирского федерального округа.

Строительство железнодорожного транспортного хода от порта Ямбург до города Урумчи (Китайская Народная Республика) через города Томск и Кемерово образует пересечение транспортных потоков, что позволит использовать российскую территорию как уникальный ресурс между Восточной Азией и Европой, снизит геополитические риски, а комбинированный сухопутный и морской маршрут сократит время пути.

Сбалансированному развитию Кемеровской области – Кузбасса и Сибири в целом будет способствовать реализация крупного инфраструктурного проекта железнодорожного транспорта – строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали на участке Белый Яр – Нижневартовск протяженностью 600 км, а также железнодорожного транспортного хода до Урумчи (Китайская Народная Республика) через Таштагол протяженностью 900 км. Расположение международного транспортного коридора через территорию Западной Сибири в Китай имеет важное конкурентное преимущество по сравнению с другими транспортными коридорами, позволяет организовать движение напрямую, не пересекая границы соседних государств Монголии и Казахстана.

Кроме того, строительство Северо-Западного обхода города Кемерово, реконструкция аэропортового комплекса аэропорта имени А.А. Леонова в городе Кемерове, строительство нового аэровокзального комплекса Международного аэропорта имени Б.В. Волынова в городе Новокузнецке, который станет транспортным хабом для всей южной агломерации, проектирование и строительство международного аэропорта рядом с горнолыжным курортом «Шерегеш» делают возможным более свободное маневрирование грузами, разгрузив Транссибирскую железнодорожную магистраль, повышение инвестиционной привлекательности Сибири на основе диверсификации экономики Кемеровской области – Кузбасса, кардинальных преобразований туристической инфраструктуры, а также создания новой транспортной инфраструктуры.

 

VI. Приоритетные страновые и региональные направления внешнеэкономических связей и механизмы их реализации

 

В 2022 году Президент Российской Федерации поставил задачу расширить внешнеэкономическое взаимодействие с перспективными партнерами из дружественных стран.

В новой Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2023 N 229, отмечен приоритет ближнего зарубежья. Согласно указанной Концепции внешняя политика России носит миролюбивый, открытый, предсказуемый, последовательный, прагматичный характер, основанный на уважении общепризнанных принципов и норм международного права и стремлении к равноправному международному сотрудничеству в целях решения общих задач и продвижения общих интересов. При этом подчеркивается, что отношения с другими странами Россия будет выстраивать исходя из того, как эти государства относятся к ней – конструктивно, нейтрально или недружественно.

В основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2024 год, утвержденных на заседании Высшего Евразийского экономического совета 25.12.2023, определены основные приоритетные страны для развития внешних связей. Среди них государства СНГ и страны ближнего зарубежья, страны – члены Шанхайской организации сотрудничества, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, страны БРИКС и другие государства и интеграционные объединения Центральной Азии и Ближнего Востока.

Кроме того, отмечена необходимость развития взаимодействия с ключевыми государствами – партнерами в Евразии, Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке, а также с Китаем, Вьетнамом, Сербией, Сингапуром и Ираном.

В концепции продвижения туристического потенциала России на зарубежных рынках отмечены Китай, Индия, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия. Ожидается, что к 2030 году ежегодный поток из указанных стран составит 16 млн туристов. В рамках реализации концепции планируется работа над продвижением туристического бренда России на внешних международных выставках, деловые миссии для российских туроператоров, ознакомительные туры для зарубежных турагентов и другие меры.

 

VII. Развитие и укрепление положительного имиджа Кемеровской области – Кузбасса за рубежом

 

Формирование положительного имиджа Кемеровской области – Кузбасса как современного делового и промышленного центра проводится в том числе путем организации масштабных мероприятий международного уровня.

Международная специализированная выставка технологий горных разработок «Уголь России и Майнинг» является главным ежегодным отраслевым событием, посвященным технологиям горных разработок, которое уже 31 год является местом притяжения ведущих российских и зарубежных производителей в «угольном сердце» России Новокузнецке. В 2023 году в выставке приняли участие более 600 компаний из 6 стран мира, за 4 дня выставку посетили 59,5 тыс. человек.

В Кемеровской области – Кузбассе реализован ряд крупномасштабных событий международного уровня, среди которых международный фестиваль «Ночь Юрия Гагарина», «Динотерра», международные игры «Дети Азии».

Стимулирование спроса на продукцию предприятий Кемеровской области – Кузбасса осуществляется путем использования отличительного знака «Бренд Кузбасса». Только в 2023 году 8 экспортеров получили право размещать бренд на своей продукции. Использование бренда позволяет увеличить узнаваемость кузбасских товаров, повысить их конкурентоспособность, тиражировать наиболее эффективные и результативные маркетинговые и коммуникативные практики по продвижению регионального бренда, а также стимулировать к формированию и разработке современных маркетинговых стратегий.

 

VIII. Полномочия органов государственной власти Кемеровской области – Кузбасса в сфере международных и внешнеэкономических связей

 

Отношения органов государственной власти Кемеровской области – Кузбасса, связанные с осуществлением международных и внешнеэкономических связей, регулируются Законом Кемеровской области – Кузбасса от 12.01.2021 N 7-ОЗ «О некоторых вопросах в сфере координации международных и внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса» (далее – Закон Кемеровской области – Кузбасса от 12.01.2021 N 7-ОЗ), согласно которому полномочия государственной власти в сфере международных и внешнеэкономических связей определены следующим образом.

Законодательное Собрание Кемеровской области – Кузбасса осуществляет законодательное регулирование в сфере международных и внешнеэкономических связей, обеспечивает контроль за исполнением законов в сфере осуществления международных и внешнеэкономических связей, а также осуществляет другие полномочия в сфере международных и внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса в соответствии с действующим законодательством.

Губернатор Кемеровской области – Кузбасса представляет Кемеровскую область – Кузбасс при осуществлении международных и внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса, определяет приоритетные направления осуществления международных и внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса и принимает решение о вступлении в переговоры с иностранными партнерами, в том числе по вопросам заключения исполнительными органами Кемеровской области – Кузбасса соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса, осуществляет ведение переговоров с иностранными партнерами либо поручает их ведение иным должностным лицам, осуществляет иные полномочия в сфере международных и внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса в соответствии с Законом Кемеровской области – Кузбасса от 12.01.2021 N 7-ОЗ и действующим законодательством.

Правительство Кемеровской области – Кузбасса заключает соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса с иностранными партнерами по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства Кемеровской области – Кузбасса, обеспечивает исполнение соглашений, взаимодействует по вопросам осуществления международных и внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса с исполнительными органами субъектов иностранных федеративных государств, административно-территориальных образований иностранных государств, органами государственной власти иностранных государств (с согласия Правительства Российской Федерации), а также участвует в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели, определяет уполномоченный исполнительный орган Кемеровской области – Кузбасса в сфере международных связей, а также уполномоченный исполнительный орган в сфере внешнеэкономических связей, осуществляет иные полномочия в сфере международных и внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса в соответствии с Законом Кемеровской области – Кузбасса от 12.01.2021 N 7-ОЗ и действующим законодательством.

Исполнительные органы Кемеровской области – Кузбасса организуют в рамках исполнения своих полномочий прием иностранных делегаций в соответствии с целью и программой пребывания вне зависимости от того, проводятся ли эти мероприятия на территории Кемеровской области – Кузбасса или за ее пределами, организуют в рамках исполнения своих полномочий выезд делегаций исполнительных органов Кемеровской области – Кузбасса в иностранные государства в соответствии с целью и программой пребывания, обеспечивают исполнение соглашений, заключенных Правительством Кемеровской области – Кузбасса и иными исполнительными органами Кемеровской области – Кузбасса по вопросам, отнесенным к компетенции исполнительных органов Кемеровской области – Кузбасса, с согласия Губернатора Кемеровской области – Кузбасса заключают соглашения с иностранными партнерами в рамках вопросов, относящихся к полномочиям исполнительных органов Кемеровской области – Кузбасса, уведомляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти о вступлении в переговоры с иностранными партнерами по вопросу заключения соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, а также обеспечивают согласование проекта соглашения с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, участвуют в межведомственном взаимодействии исполнительных органов Кемеровской области – Кузбасса по вопросам осуществления международных и внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса в курируемой сфере деятельности, взаимодействуют в рамках исполнения своих полномочий по вопросам осуществления международных и внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса с исполнительными органами субъектов иностранных федеративных государств, административно-территориальных образований иностранных государств, а также участвуют в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели, организуют информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о развитии международных и внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса в курируемой сфере деятельности, осуществляют иные полномочия в сфере международных и внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса в соответствии с действующим законодательством.

 

IХ. Обеспечение благоприятных условий для развития внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса

 

Кемеровская область – Кузбасс активно развивает и укрепляет связи с зарубежными странами в том числе за счет расширения и укрепления международного торгово-экономического сотрудничества, развития культурно-гуманитарных связей и научно-образовательного сотрудничества.

Заключены международные соглашения с дружественными странами: соглашения о сотрудничестве с двумя регионами Республики Казахстан, с правительственными организациями Монголии, с Правительством Республики Беларусь и Могилевским областным исполнительным комитетом Республики Беларусь, Народным Правительством города Чунцин Китайской Народной Республики.

В целях развития и расширения социально-экономических связей Кемеровская область – Кузбасс заключает соглашения с субъектами Российской Федерации о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве, утверждает планы мероприятий по их реализации.

Кроме того, для развития туризма как одного из видов внешнеэкономических связей в 2022 году заключены:

соглашение о всестороннем сотрудничестве и предоставлении приоритетных условий по продвижению туристической индустрии между Туристско-экскурсионным унитарным предприятием «Беларустурист», Государственным учреждением «Национальное агентство по туризму» Республики Беларусь и Государственным автономным учреждением «Агентство по туризму Кузбасса»;

соглашение о развитии отношений в сфере туризма, создании благоприятных условий для развития двухсторонних отношений, улучшении взаимных знаний о жизни, истории и культуре между Государственным автономным учреждением «Агентство по туризму Кузбасса» и Национальным PR-центром Республики Узбекистан.

В рамках соглашений проводятся презентации туристического потенциала, турпродуктов и национальных туристических маршрутов, а также организовываются рекламно-ознакомительные туры.

В марте 2023 г. на международной выставке туризма и индустрии гостеприимства «MITT» Государственным автономным учреждением «Агентство по туризму Кузбасса» подписан ряд соглашений по партнерству в сфере развития туриндустрии – с авиакомпанией Nordwind и Российским Союзом Предприятий Туристской индустрии.

В целях продвижения регионального туристского продукта необходимо презентовать туристический потенциал Кемеровской области – Кузбасса в Китае, Индии, ОАЭ, а также в странах Средней Азии (Республика Узбекистан, Кыргызская Республика) в формате участия в международных туристических выставках.

Для обеспечения благоприятных условий для развития внешнеэкономических связей необходимо использовать все формы организации сотрудничества для расширения комплекса мер и мероприятий, направленных на повышение уровня информированности зарубежных партнеров о Кемеровской области – Кузбассе.

Среди приоритетных мероприятий:

обеспечение доступа к передовым зарубежным технологиям для повышения конкурентоспособности предприятий и организаций Кузбасса и развития экспортного потенциала;

повышение транспортной доступности за счет ремонта и реконструкции отдельных участков автомобильных дорог регионального и федерального значения, а также развития аэропортового комплекса, в том числе за счет строительства третьего международного аэропорта;

развитие внешнеэкономических связей посредством участия в межправительственных комиссиях, подкомиссиях, рабочих группах (в том числе по вопросам межрегионального сотрудничества), межрегиональных форумах и конференциях, бизнес-миссиях, выставках, ярмарках с участием представителей делового сообщества, деловых советах с зарубежными партнерами, межгосударственных, межправительственных программах межрегионального и приграничного сотрудничества, а также развитие сотрудничества с представительствами в иностранных государствах (посольства, консульства, торговые представительства);

реализация комплекса мероприятий и механизмов в рамках внедрения Регионального экспортного стандарта 2.0. В Кузбассе с 2022 года региональный экспортный стандарт внедрен. Проводится работа по развитию экспортной деятельности, кадровому обеспечению, расширению деловых связей субъектов предпринимательства, информационной поддержке и популяризации экспортной деятельности, реализации акселерационных программ для экспортеров, направленных на рост экспорта;

организация встреч, консультаций и иных мероприятий с органами власти иностранных государств в соответствии с законодательством Российской Федерации;

проведение международных спортивных и культурных мероприятий;

информирование об историческом и культурном наследии;

стимулирование добровольческих объединений в сфере сохранения культурного наследия народов России;

развитие санаторно-курортного лечения, медицинского туризма, в т.ч. такого направления, как телемедицина для туристов, прибывающих из другой страны;

развитие выставочно-конгрессной деятельность по направлениям экология, спорт, образование, медицина, велнес-индустрия, санаторно-курортное лечение.

 

Х. Участие в межрегиональных форумах и конференциях, а также заседаниях межправительственных комиссий

 

Важным условием для расширения внешнеэкономических связей является развитие сотрудничества Российской Федерации и Кемеровской области – Кузбасса с иностранными государствами и регионами иностранных государств, которое будет осуществляться в разных форматах – реализации двусторонних меморандумов, работе постоянно действующих групп, осуществлении многостороннего сотрудничества в рамках международных организаций и форумов.

Участие в таких форматах сотрудничества открывает большие возможности для развития бизнеса и охватывает все сферы экономики, способствует взаимовыгодному международному сотрудничеству без ущемления национальных интересов страны, а также поиску качественно новых векторов развития международного бизнеса.

В 2023 году представители Кемеровской области – Кузбасса приняли участие в нескольких международных форумах: Красноярский экономический форум; XIV Международный экономический форум «Россия – Исламский мир: KazanForum»; XXVI Петербургский международный экономический форум; VIII Восточный экономический форум; X Международный строительный форум. В результате почти вдвое увеличилось количество соглашений, подписанных в рамках форумов, и договоренностей о привлечении инвестиций и реализации крупных инвестиционных проектов в Кемеровской области – Кузбассе.

Важным событием 2023 года стала Международная выставка-форум «Россия» в городе Москве. В рамках выставки состоялся день региона для Кемеровской области – Кузбасса. Стенд «Кузбасс: будущее здесь» является самым технологичным стендом на выставке и имеет цель показать современный образ Кузбасса, отразить достижения региона в разных отраслях.

В рамках международного сотрудничества в 2024 году планируется принять участие в более 20 межрегиональных форумах и конференциях.

 

XI. Продвижение русского языка и создание условий для обучения детей трудовых мигрантов русскому языку

 

Одним из основных инструментов реализации внешнеполитических интересов Российской Федерации является деятельность по распространению и поддержке русского языка за рубежом, которая носит долгосрочный стратегический характер. Эта работа связана с обеспечением прав соотечественников, проживающих за рубежом, на получение образования на русском языке путем государственной поддержки организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере общего образования на русском языке в зарубежных странах, что, в свою очередь, способствует расширению возможностей для реализации субъектами Российской Федерации новых программ и проектов в сфере международного гуманитарного сотрудничества.

В Кузбассе продолжается работа по популяризации и продвижению культурного разнообразия региона в зарубежных странах, в том числе организация выставок и презентаций социально-экономического, научно-образовательного и туристского потенциала Кемеровской области – Кузбасса, а также тематические праздники и фестивали. Ведется работа по поддержке соотечественников за рубежом, популяризации, продвижению и поддержке русского языка в иностранных государствах, привлечению иностранной молодежи для обучения в образовательных организациях Кузбасса.

Продвижение русского языка проводится в рамках мероприятий по социальной и культурной адаптации иностранных граждан. Занятия и консультации по изучению русского языка организованы в рамках деятельности Центра информационно-правовой помощи иностранным гражданам, действующего на базе государственного автономного учреждения культуры «Государственная научная библиотека Кузбасса им. В.Д. Федорова». Основная цель работы – оказание бесплатных юридических и правовых консультаций, содействие в изучении русского языка, проведение просветительских мероприятий для иностранных граждан, направленных на знакомство с культурой, традициями и обычаями России.

На базе Центра социокультурной адаптации детей и молодежи инофонов «Солнечный кот» проводится работа по созданию дополнительных условий эффективной адаптации детей и молодежи мигрантов к русской культурной среде и их успешной социализации в российском обществе. Целевая аудитория проекта – воспитанники дошкольных учреждений, учащиеся общеобразовательных школ, студенты высших учебных заведений, вновь прибывшие семьи.

Также ежегодно реализуется образовательный проект – областной лингвистический лагерь для детей мигрантов «Белый журавль», основная цель которого – организация учебных занятий по русскому языку и культурно-просветительских мероприятий для детей и подростков разных национальностей – учащихся школ. В 2023 году проект реализован в 4 муниципальных образованиях Кемеровской области – Кузбасса: городе Кемерове, Новокузнецком городском округе, Прокопьевском городском округе, Гурьевском муниципальном округе.

В рамках популяризации русского языка в 2023 году также реализован проект на базе международного фестиваля русского языка и литературы «Матрица речи», который стал платформой для обмена идеями и опытом в области изучения и популяризации наследия русского языка, традиций русской культуры, объединения людей разных национальностей, культур и вероисповеданий. В рамках фестиваля в течение 2023 года состоялся комплекс мероприятий – образовательные платформы, диалоговые площадки, презентации новых книг, художественные, книжные, этно- и фотовыставки, спектакли, творческие встречи, литературные чтения, фестивали национальных культур, литературные конкурсы и концерты.

В целях развития внешнеэкономических связей, а также обеспечения языковой подготовки детей мигрантов до уровня владения русским языком, необходимым для освоения образовательных программ, используются следующие варианты обучения (в зависимости от специфики учебного процесса, кадровых ресурсов и финансовых возможностей конкретной общеобразовательной организации):

интенсивное обучение русскому языку в течение учебного года в отдельной возрастной группе общеобразовательной организации (индивидуальный учебный план);

сочетание занятий в классе и возможности обучения по индивидуальным планам с обязательным использованием специализированных учебных пособий на дополнительных занятиях для детей-инофонов;

дополнительные занятия по методике преподавания русского языка как иностранного во второй половине дня, в рамках внеурочной деятельности или системы дополнительного образования;

полное погружение детей иностранных граждан в новую языковую и культурную среду, посещение ими всех уроков наряду с обучающимися, владеющими русским языком, с обеспечением возможности получения ими консультаций педагогов, владеющих методикой преподавания русского языка как иностранного, либо с организацией тьюторского сопровождения.

 

ХII. Приоритетные задачи экономического развития, достижение которых осуществляется при помощи внешнеэкономических связей

 

Эффект развития международных и внешнеэкономических связей распространяется на всю территорию Кемеровской области – Кузбасса, увеличение экспортной выручки предприятий влечет за собой увеличение прибыли и налоговых отчислений, расширение возможности для инвестирования в производство и технологическое развитие, сохранение существующих и организация новых рабочих мест и другие эффекты мультипликативного характера.

Размещение предприятий-экспортеров в основном совпадает с размещением крупных промышленных предприятий Кемеровской области – Кузбасса. К муниципальным образованиям Кемеровской области – Кузбасса с высоким вкладом в общий объем экспорта относятся: город Кемерово, Новокузнецкий и Междуреченский городские округа, Беловский, Кемеровский, Новокузнецкий, Прокопьевский муниципальные округа. Так как большинство городов Кемеровской области – Кузбасса являются моногородами, то колебания цен и спроса на мировых рынках могут оказать значительное влияние на занятость населения, инфраструктуру и социальные вопросы.

Развитие внешнеэкономических связей позволяет обеспечить экономическую безопасность страны и регионов за счет получения надежных диверсифицированных источников сырья, продовольствия, энергоресурсов, получить доступ к новейшим технологиям для модернизации производства, привлечь иностранные инвестиции в приоритетные отрасли, а также снизить отток капитала и трудовых ресурсов.

Комплексная реализация мероприятий, направленных на обеспечение благоприятных условий для развития внешнеэкономических связей, будет содействовать решению приоритетных задач социально-экономического развития Кемеровской области – Кузбасса до 2035 года:

развитие международного сотрудничества Кемеровской области – Кузбасса, расширение присутствия кузбасских предприятий на мировых рынках;

диверсификация отраслевой структуры кузбасского экспорта, в том числе увеличение доли высокотехнологичной продукции и объема несырьевого экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства;

содействие привлечению иностранных инвестиций в наукоемкие и высокотехнологичные сектора экономики Кемеровской области – Кузбасса;

развитие необходимого импорта передового промышленного оборудования и технологий в целях создания высокотехнологичных производств и модернизации существующих мощностей;

создание эффективной региональной инфраструктуры поддержки экспорта, включающей расширение сотрудничества Кемеровской области – Кузбасса с институтами развития федерального и международного уровней;

развитие транспортно-логистической инфраструктуры, соответствующей приоритетам в международной сфере;

участие Кемеровской области – Кузбасса в реализации единой государственной политики Российской Федерации по развитию международных гуманитарных связей;

развитие и укрепление положительного делового имиджа Кемеровской области – Кузбасса в России и за рубежом;

повышение компетенций сотрудников предприятий, участвующих во внешнеторговых операциях.

Перечень задач Стратегии, методы их решения и планируемые результаты представлены в приложении N 1 к настоящей Стратегии.

 

XIII. Организационное обеспечение реализации Стратегии

 

Необходимо обеспечить информационную открытость и привлечение институтов гражданского общества к решению международных проблем в целях повышения эффективности развития региональных международных и внешнеэкономических связей.

В постоянно меняющихся условиях необходимо регулярное проведение опросов экспортеров в целях определения наиболее острых проблем и внешних факторов внешнеэкономической деятельности.

Ярко выраженный межотраслевой характер Стратегии предъявляет особые требования к эффективности межведомственного взаимодействия в рамках ее реализации.

Взаимодействие с соисполнителями из числа исполнительных органов Кемеровской области – Кузбасса планируется осуществлять в следующем порядке:

1) в рамках реализации региональных проектов «Системные меры содействия международной кооперации и экспорту в Кемеровской области», «Экспорт продукции АПК в Кузбассе», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»;

2) в рамках деятельности совета по развитию экспорта при Губернаторе Кемеровской области – Кузбасса, утвержденного постановлением Губернатора Кемеровской области от 05.06.2019 N 37-пг.

Исполнительные органы Кемеровской области – Кузбасса, в рамках полномочий которых планируется реализация мероприятий Стратегии:

1) Министерство экономического развития Кузбасса;

2) Министерство промышленности и торговли Кузбасса;

3) Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса;

4) Министерство транспорта Кузбасса;

5) Министерство здравоохранения Кузбасса;

6) Министерство образования Кузбасса;

7) Министерство науки, высшего образования и молодежной политики Кузбасса;

8) Министерство культуры и национальной политики Кузбасса;

9) Министерство туризма Кузбасса.

Мониторинг реализации Стратегии проводится на ежегодной основе с использованием матрицы ключевых показателей Стратегии развития внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса до 2035 года согласно приложению N 2 к настоящей Стратегии.

 

XIV. Ресурсное обеспечение реализации Стратегии

 

Достижение целей и показателей Стратегии будет осуществляться на основе эффективной реализации государственных программ Кемеровской области – Кузбасса и региональных проектов. Содержание мероприятий и объемы их финансового обеспечения за счет ассигнований федерального бюджета и бюджета Кемеровской области – Кузбасса определяются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

 

Таблица 3

 

Перечень государственных программ Кемеровской области –

Кузбасса и региональных проектов

 

 

Государственная программа

Федеральный проект/региональный проект/ведомственная целевая программа

1

2

Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса

Региональный проект «Системные меры содействия международной кооперации и экспорту в Кемеровской области» в рамках реализации федерального проекта «Системные меры содействия международной кооперации и экспорту» национального проекта «Международная кооперация и экспорт»

Региональный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» в рамках реализации федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

Региональный проект «Создание благоприятных условий для развития инвестиционной и предпринимательской деятельности в муниципальных образованиях»

Государственная поддержка агропромышленного комплекса Кузбасса

Региональный проект «Развитие отраслей агропромышленного комплекса»

Региональный проект «Развитие отраслей овощеводства и картофелеводства»

Региональный проект «Экспорт продукции АПК в Кузбассе»

Развитие здравоохранения Кузбасса

Региональный проект «Развитие экспорта медицинских услуг (Кемеровская область – Кузбасс)»

Наука, высшее образование и молодежная политика Кузбасса

Региональный проект «Создание условий для развития научной сферы (Кемеровская область – Кузбасс)»

 

Дополнительно источниками финансового обеспечения мероприятий по реализации Стратегии могут являться:

средства федерального бюджета, распределяемые государственными институтами развития в рамках реализации полномочий по поддержке экспортно ориентированных проектов;

средства частных инвесторов и заемные средства кредитных организаций, иностранные инвестиции, направленные на реализацию инвестиционных экспортно ориентированных проектов, определены в приложении N 3 к настоящей Стратегии.

 

 

 

 

Приложение N 1

к Стратегии развития

внешнеэкономических связей

Кемеровской области – Кузбасса

до 2035 года

 

 

Перечень задач Стратегии, методы их решения

и планируемые результаты

 


 

Номер строки

Метод (основные мероприятия)

Срок реализации

Ожидаемый результат (ключевые показатели, «критические точки», на решение которых направлена задача и мероприятия)

1

2

3

4

Задача 1. Развитие международного сотрудничества Кемеровской области – Кузбасса, расширение присутствия кузбасских предприятий на мировых рынках

1

Реализация исполнительными органами Кемеровской области – Кузбасса международных мероприятий в различных сферах деятельности, в том числе осуществление официальных контактов, прием в Кемеровской области – Кузбассе официальных делегаций, организация визитов делегаций Кузбасса в иностранные государства

 

2024–2035 годы

Охват приоритетных географических направлений мероприятиями, проводимыми Правительством Кемеровской области – Кузбасса, и бизнес-мероприятиями

2

Проведение на территории Кемеровской области – Кузбасса и за рубежом бизнес-мероприятий с целью содействия контактам кузбасских предприятий с иностранными партнерами, в том числе организуемых федеральными органами власти и Акционерного общества «Российский экспортный центр», обеспечение участия в них кузбасских организаций

2024–2035 годы

3

Обеспечение участия кузбасских товаропроизводителей в международных выставочно-ярмарочных мероприятиях на территории Российской Федерации и за рубежом

2024–2035 годы

4

Обеспечение участия кузбасских делегаций в международных форумах и конференциях на территории России и за рубежом

2024–2035 годы

5

Обеспечение участия в заседаниях межправительственных комиссий

2024–2035 годы

Задача 2. Диверсификация отраслевой структуры кузбасского экспорта, в том числе увеличение доли высокотехнологичной продукции и объема несырьевого экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства

6

Развитие сотрудничества промышленных предприятий с научными организациями и высшими учебными заведениями с целью создания высокотехнологических производств на экспорт

2024–2035 годы

Общий объем экспорта Кемеровской области – Кузбасса

7

Развитие внутри- и межрегиональной кооперации экспортно ориентированных предприятий Кузбасса для разработки и изготовления инновационной продукции и использование дополнительных возможностей по продвижению продукции и услуг на международном рынке

2024–2035 годы

Развитие экономических связей, обеспечение внешнеполитических и внешнеэкономических интересов региона

8

Привлечение иностранных партнеров к реализации проектов Кемеровской области – Кузбасса

2024–2035 годы

Содействие расширению и диверсификации экспорта товаров, применение передового зарубежного опыта и технологий

9

Создание условий для экспорта услуг (медицинских, образовательных, туристических), оказываемых организациями Кузбасса

2024–2035 годы

Диверсификация экспорта Кузбасса

Задача 3. Содействие привлечению иностранных инвестиций в наукоемкие и высокотехнологичные сектора экономики Кемеровской области – Кузбасса

10

Содействие созданию экспортно ориентированных предприятий с участием иностранного капитала

2024–2035 годы

Общий объем экспорта Кемеровской области – Кузбасса

Задача 4. Развитие необходимого импорта передового промышленного оборудования и технологий в целях создания высокотехнологичных производств и модернизации существующих мощностей

11

Определение импорта передового промышленного оборудования и технологий, необходимых для модернизации производственного комплекса, в том числе в целях диверсификации производства и экспорта, роста производства высокотехнологичной продукции, создания высокопроизводительных рабочих мест

2024–2035 годы

Формирование (актуализация) перечня необходимого импорта в Кемеровскую область – Кузбасс передового промышленного оборудования и технологий, в том числе продукции экологического машиностроения

 

12

Проведение анализа ввозимой на территорию Кемеровской области – Кузбасса импортной продукции экологического машиностроения, необходимого для модернизации производственного комплекса, для организации производства указанной продукции на территории региона

2024–2035 годы

Обеспечение природоохранных мероприятий, диверсификация производства Кузбасса и рост экспорта

 

Задача 5. Создание эффективной региональной инфраструктуры поддержки экспорта, включающей расширение сотрудничества Кемеровской области – Кузбасса с институтами развития федерального и международного уровней

13

Активизация взаимодействия с торговыми представительствами Российской Федерации в иностранных государствах по продвижению экономических интересов в глобальной экономике

2024–2035 годы

Общий объем экспорта Кемеровской области – Кузбасса

14

Разработка и принятие нормативного правового акта о региональных мерах поддержки экспортеров

2024–2035 годы

Задача 6. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры, соответствующей приоритетам в международной сфере

15

Развитие транспортно-логистической инфраструктуры, удовлетворяющей потребностям экономики, в соответствии с контуром 5 Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области – Кузбасса на период до 2035 года

2024–2035 годы

Реализация мероприятий по развитию транспортно-логистической инфраструктуры, диверсификация экспорта, расширение внешнеэкономических связей региона

Задача 7. Участие Кемеровской области – Кузбасса в реализации единой государственной политики Российской Федерации по развитию международных гуманитарных связей

16

Реализация государственной программы Кемеровской области – Кузбасса «Оказание содействия добровольному переселению в Кемеровскую область – Кузбасс соотечественников, проживающих за рубежом» на 2016-2027 годы

2024–2027 годы

Степень соответствия требованиям единой государственной политики Российской Федерации по развитию международных культурных, научных, образовательных, молодежных и иных гуманитарных связей

17

Оказание содействия некоммерческим общественным организациям и муниципальным образованиям в проведении мероприятий по развитию международного гуманитарного сотрудничества

2024–2035 годы

Задача 8. Развитие и укрепление положительного делового имиджа Кемеровской области – Кузбасса в России и за рубежом

18

Успешное проведение масштабных международных мероприятий в Кемеровской области – Кузбасса

2024–2035 годы

Проведение крупных международных мероприятий

19

Консолидация медийной поддержки в целях создания благоприятной среды для ведения международного бизнеса российскими компаниями и положительного восприятия продукции кузбасских предприятий

2024–2035 годы

20

Развитие регионального бренда для повышения узнаваемости на международных рынках в соответствии с контуром 5 Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области – Кузбасса на период до 2035 года

2024–2035 годы

Укрепление положительного имиджа Кузбасса

Задача 9. Повышение компетенций сотрудников предприятий, участвующих во внешнеторговых операциях

21

Проведение образовательных мероприятий для субъектов экспортно-импортной деятельности

2024–2035 годы

Увеличение экспорта Кемеровской области – Кузбасса

22

Подготовка кадров для осуществления внешнеторговых операций

2024–2035 годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Приложение N 2

к Стратегии развития

внешнеэкономических связей

Кемеровской области – Кузбасса

до 2035 года

 

 

Матрица ключевых показателей

Стратегии развития внешнеэкономических связей

Кемеровской области – Кузбасса до 2035 года


 

 

Показатель

2020 год (факт)

2021 год (факт)

2022 год (факт)

2023 год (факт)

2024 год

(оценка)

2025 год

(прогноз)

2030 год

(прогноз)

2035 год

(прогноз)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Объем инвестиций в основной капитал, млрд рублей

275,0

340,0

375,4

414,7

442,7

479,3

411,5

1024,1

Количество бизнес-миссий с участием представителей делового сообщества

 

2

2

2

2

2

3

4

6

Объем товарооборота с зарубежными партнерами, млрд долларов США

12,4

16,2

ДСП

ДСП

ДСП

(-5,3% к уровню предыдущего года)

 

 

ДСП

(+6,2% к уровню предыдущего года)

ДСП

(+6,5% к уровню предыдущего года)

ДСП

(+7,1% к уровню предыдущего года)

Объем экспорта, всего, млрд долларов США

 

11,6

15,3

ДСП

ДСП

ДСП

(-6,2% к уровню предыдущего года)

ДСП

(+6,4% к уровню предыдущего года)

ДСП

(+6,0% к уровню предыдущего года)

ДСП

(+8,4% к уровню предыдущего года)

Объем несырьевого неэнергетического экспорта субъектов МСП, млн долларов США

73,8

80,2

ДСП

ДСП

ДСП

(+8,0% к уровню предыдущего года)

ДСП

(+9,0% к уровню предыдущего года)

ДСП

(+14,0% к уровню предыдущего года)

ДСП

(+12,0% к уровню предыдущего года)


Приложение N 3

к Стратегии развития

внешнеэкономических связей

Кемеровской области – Кузбасса

до 2035 года

 

Инвестиционные экспортно ориентированные проекты

 


 

N п/п

Наименование проекта

Ожидаемый эффект

Создано рабочих мест

Сроки реализации (проектирования и строительства)

1

2

3

4

5

1

Строительство завода по производству твердых и полутвердых сыров

Создание нового конкурентоспособного производства на территории Кузбасса, удовлетворение потребностей потребителей региона в продукции

40

20252030 годы

2

Создание производства по переработке зерна амаранта на территории особой экономической зоны в Кемеровской области – Кузбассе ООО Научно-производственный холдинг «Амарантагро»

Создание нового производства на территории Кузбасса, удовлетворение потребностей потребителей региона в продукции

1 660

20252031 годы

3

Строительство производства гранулированного сульфата аммония мощностью 250 тыс. тонн в год

Выпуск высокомаржинального продукта, ориентированного на экспорт

60

20212024 годы

4

Строительство производства жидкой углекислоты мощностью 50 тыс. тонн в год

Увеличение объема производства до 50 тыс. тонн в год.

Получение дополнительной прибыли за счет продажи жидкой углекислоты на внутреннем и внешнем рынках.

Решение экологической задачи по снижению выбросов в атмосферу СО2 (парникового газа), образующегося от агрегатов аммиака

45

20232025 годы

5

Производство углеродных сорбентов и молекулярных сит

Освоение новых технологий, увеличение экспорта продукции

30

20252030 годы

6

Строительство завода по глубокой переработке зерна

В результате реализации проекта будет осуществляться глубокая переработка зерна объемом 250 тыс. тонн пшеницы в год

560

20252030 годы

7

Строительство завода по глубокой переработке сырого молока

Строительство завода по глубокой переработке молока мощностью до 1000 тонн в сутки и переработки кислой сыворотки до 100 тонн в сутки

350

20272029 годы

8

Строительство линейного элеватора мощностью 200 тыс. тонн единовременного хранения

Развитие инвестиционного климата. Создание условий для развития агропромышленного комплекса Кузбасса

120

20222028 годы

 


 

Постановление Правительства Кемеровской области -Кузбасса "Об утверждении Стратегии развития внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса до 2035 года" от 29.07.2024 N 492