Постановление Правительства Кемеровской области -Кузбасса от 29.07.2024 N 492 "Об утверждении Стратегии развития внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса до 2035 года"
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ - КУЗБАСС
ПРАВИТЕЛЬСТВО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2024 г. N 492
г. Кемерово
Об утверждении Стратегии развития внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса до 2035 года
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 25.08.2023 N 642 «Об усилении координации внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» Правительство Кемеровской области – Кузбасса
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса до 2035 года.
2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса».
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Кемеровской области – Кузбасса (по экономике) Терзитскую Е.В.
Первый заместитель Губернатора
Кемеровской области – Кузбасса –
председатель Правительства
Кемеровской области – Кузбасса А.А. Панов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Кемеровской области – Кузбасса
от 29 июля 2024 г. N 492
СТРАТЕГИЯ
развития внешнеэкономических связей
Кемеровской области – Кузбасса до 2035 года
I. Общие положения
Стратегия развития внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса до 2035 года (далее – Стратегия) разработана с учетом долгосрочных задач социально-экономического развития Российской Федерации и Кемеровской области – Кузбасса, а также задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», целей и задач национального проекта «Международная кооперация и экспорт», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации от 24.12.2018 N 16, национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», утвержденного Минэкономразвития России, и других национальных проектов в части развития экспортной деятельности, Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 N 1083-р, Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р, Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2023 N 229, Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.01.2023 N 129-р, Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области – Кузбасса на период до 2035 года, утвержденной Законом Кемеровской области от 26.12.2018 N 122-ОЗ, Стратегии развития экспорта Кемеровской области – Кузбасса до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 14.12.2022 N 683-р, Концепции развития внешнеэкономической и межрегиональной деятельности Кемеровской области на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.03.2012 N 242-р.
Цели и задачи Стратегии способствуют реализации национальных интересов и приоритетов развития Российской Федерации в новых геоэкономических условиях с учетом места и роли Кемеровской области – Кузбасса в экономике страны, ее особенностей и преимуществ.
II. Цели, задачи и приоритеты внешнеэкономических связей
В настоящее время мировая экономика претерпевает масштабную трансформацию. На ситуацию в мире влияет множество факторов: внедрение технологий искусственного интеллекта, новейших информационно-коммуникационных, энергетических, биологических технологий и нанотехнологий, а также климатические изменения. В средне- и долгосрочной перспективе развитие мировых рынков сложно прогнозируемо. Россия сталкивается с серьезными вызовами, обусловленными переформатированием сложившегося мироустройства и мировой экономики, а также острым противостоянием по линии «Россия – условный Запад». Для Кемеровской области – Кузбасса вопрос развития международных и внешнеэкономических связей имеет первостепенное значение.
Вовлеченность в международную торговлю и внешнеэкономические связи оказывает существенное влияние и на развитие Кемеровской области – Кузбасса. Поэтому большое значение приобретает комплексное и равноценное развитие региона, в том числе за счет использования внешнеэкономического потенциала Кузбасса.
Необходимо обеспечить позитивную динамику внешнеэкономической деятельности за счет создания в регионе благоприятных условий для развития внешних связей путем создания условий для роста объема и диверсификации структуры регионального товарооборота, расширения географии внешних контактов, привлечения иностранных инвестиций, развития совместных с зарубежными партнерами инвестиционных проектов, разработки и реализации транспортно-логистических инфраструктурных проектов и создания конкурентоспособных производств на международном уровне. Необходимо использовать преимущества особых экономических зон и территорий опережающего развития, содействовать обеспечению образовательного потенциала, увеличению количества и качества рабочих мест, притоку квалифицированной рабочей силы и др.
В условиях формирования новой модели мироустройства, сопровождающейся ростом нестабильности на глобальном и региональном уровнях, важнейшим стратегическим приоритетом внешнеэкономических связей продолжают оставаться укрепление тесных дружественных связей со странами СНГ, особенно в рамках Евразийского экономического союза, расширение сотрудничества с Китаем, укрепление отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также динамичное развитие отношений со странами Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки.
Главная цель Стратегии – устойчивое развитие внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса, направленное на наиболее полное представление интересов Кемеровской области – Кузбасса в глобальной экономике, и повышение вклада международной и внешнеэкономической деятельности в социально-экономическое развитие Кемеровской области – Кузбасса.
Приоритеты развития внешнеэкономических связей в Кемеровской области – Кузбассе на период до 2035 года:
диверсификация товарной структуры экспорта в пользу товаров средних и высоких переделов, обладающих повышенным потенциалом увеличения экспорта;
наращивание числа экспортеров (в том числе малых и средних);
развитие экспорта услуг, прежде всего образовательных, медицинских, туристических;
расширение географии экспорта;
привлечение иностранных инвестиций;
реализация совместных с зарубежными партнерами инвестиционных проектов;
разработка и реализация транспортно-логистических инфраструктурных проектов.
III. Оценка состояния, условий и перспектив развития внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса
1. Общая характеристика
Базовыми отраслями промышленности региона являются угольная промышленность и металлургия. Также в регионе развита химическая промышленность, энергетика и машиностроительная отрасль. Кемеровская область – Кузбасс по праву считается индустриальным сердцем, опорной базой для промышленного развития России.
За 2023 год Кемеровская область – Кузбасс обеспечила 49,2% добычи всех углей России, 66,2% добычи всех коксующихся углей (при этом 100% по группе марок особо ценных коксующихся углей), 73,7% общероссийского производства ферросилиция, 18,4% общероссийского производства кокса. Кроме того, в общем объеме производства России Кемеровская область – Кузбасс производит 8,4% стали, 9,9% чугуна, 6,9% азотных удобрений.
На протяжении многих лет Кемеровская область – Кузбасс входит в первую десятку по внешней торговле среди российских регионов, при этом доля Кемеровской области – Кузбасса в объеме внешней торговли Российской Федерации стабильно составляет 2,1%. Однако только 33% экспорта составляют несырьевые товары (согласно методологии Акционерного общества «Российский экспортный центр»). Несырьевой неэнергетический экспорт (промышленный и агропромышленный комплекс) занимает значимую, но нестабильную долю в экспорте Кемеровской области – Кузбасса. В период с 2019 по 2022 год доля несырьевого неэнергетического экспорта (далее – ННЭ) в структуре экспорта региона значительно изменялась: в 2021 году доля ННЭ в экспорте региона незначительно снизилась – на 0,4 процентных пункта относительно показателей 2020 года (25,4%). В 2020 году доля ННЭ увеличилась относительно показателей 2019 года (21,8%) на 3,6 процентных пункта.
В 2022 году наблюдалось значительное сокращение доли ННЭ, что обусловлено увеличением мировых цен на энергоресурсы, составляющие значимую долю кузбасского экспорта.
Таблица 1
Объем внешнеторгового оборота, млн долларов США
| 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
Внешнеторговый оборот | 10103,7 | 14519,4 | 17328,2 | 15751,1 | 12414,7 | 16152,8 |
Экспорт | 9602,5 | 13873,2 | 13435,6 | 14866,0 | 11624,8 | 15327,2 |
Несырьевой неэнергетический экспорт | 2177,2 | 2872,3 | 3303 | 3242,1 | 2947,9 | 3829,4 |
Доля несырьевого неэнергетического экспорта в экспорте, процентов | 22,6 | 20,7 | 24,6 | 21,8 | 25,4 | 25 |
Импорт | 501,2 | 646,2 | 892,6 | 865,1 | 789,9 | 825,6 |
Преобладание в экспорте топливно-энергетической и металлургической продукции ставит Кемеровскую область – Кузбасс в зависимость от конъюнктуры на мировых рынках угля и металла.
Экспортный потенциал Кемеровской области – Кузбасса поддерживается наличием следующих объективных конкурентных преимуществ территории:
наличие и доступность разведанных полезных ископаемых;
накопленный опыт добычи и первичной переработки полезных ископаемых;
вовлеченность транспортной инфраструктуры Кемеровской области – Кузбасса в систему Транссибирской железнодорожной магистрали, обеспечивающей доступ экономики региона к быстрорастущему рынку Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе к масштабному китайскому;
высокая концентрация предприятий-лидеров по различным направлениям, наличие высокого уровня научно-технологических и производственных компетенций;
наличие внешнеторговых преференций федерального и регионального уровней для товаропроизводителей в части организации экспорта продукции.
Однако для качественного изменения структуры экспорта необходима диверсификация экономики региона. Для этого в Кемеровской области – Кузбассе совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации разработан и активно реализуется план мероприятий по диверсификации экономики Кемеровской области – Кузбасса на 2021–2026 годы, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 05.07.2021 N 410. План мероприятий по диверсификации экономики нацелен на внедрение инноваций и технологических решений для увеличения производительности труда, снижения ресурсоемкости производства, на минимизацию воздействия на окружающую среду и компенсацию экологического ущерба. Главная стратегическая цель диверсификации экономики области – качественное и надежное обеспечение высокого уровня жизни кузбассовцев, повышение конкурентоспособности предприятий региона и комплексное развитие сфер специализации промышленности, а также образования, культуры и спорта, эффективная реализация региональных интересов.
2. География международного сотрудничества и внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса
Кемеровская область – Кузбасс является крупнейшим экспортно ориентированным регионом Сибирского федерального округа. Кузбасс в 2021 году обеспечил более 38% экспорта СФО и более 7% импорта.
Таблица 2
Структура экспорта Кемеровской области –
Кузбасса по категориям товаров, 2016–2021 годы,
процентов (доля от общего объема экспорта)
Категория | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
Минеральные продукты | 68,1 | 79,3 | 79,9 | 78,2 | 74,7 | 75,1 |
Металлы и изделия из них | 20,3 | 16,1 | 15,9 | 16,9 | 20,0 | 20,0 |
Продукция химической промышленности | 1,5 | 2,8 | 2,2 | 2,4 | 2,5 | 2,2 |
Продукция АПК | 8,7 | 1,5 | 1,7 | 2,1 | 2,5 | 2,4 |
Машины, оборудование и транспортные средства | 1,1 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,2 | 0,2 |
По итогам 2021 года сложилась следующая структура товарных потоков. Топливно-энергетические товары в экспорте региона занимают более 75%, в том числе 66,8% – каменный уголь, который поставлялся в основном в Китай, Республику Корея и Японию. Кокс из каменного угля занимает почти 3% экспорта и поставлялся в основном в Казахстан, на Украину и во Вьетнам. Нефтепродукты и масла занимают более 5% в экспорте.
Экспорт металлов и изделий из них обеспечивает 20% экспорта региона. Черные металлы поставляются в основном в азиатские страны Тайвань (Китай), Казахстан, Монголию; алюминий необработанный – в Турцию, Тайвань (Китай), Болгарию и Малайзию.
Поставки продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на экспорт занимают 2,4% от общего объема экспорта, в основном поставляются шоколад и прочие готовые пищевые продукты, содержащие какао, в Казахстан, Узбекистан и Киргизию, мучные кондитерские изделия в Казахстан, Киргизию и Беларусь.
Экспорт продукции химической промышленности обеспечил 2,2% всего экспорта Кузбасса. Соединения гетероциклические поставлялись в Тайвань (Китай) и Китай, азотные удобрения – в Индию, Кот Д'Ивуар и Мексику.
Основу импортных поставок составляла в основном машиностроительная продукция – 44%. Запасные части для двигателей товарной позиции 8407 или 8408 ввозились в основном из США, Японии, Индии, Китая; двигатели и силовые установки – из Китая и Польши; насосы жидкостные – из Германии и Испании. Ввозилась химическая продукция (19,1%), минеральные продукты (17,9%), металлы и изделия из них (12,3%), текстильная продукция (3,8%).
Лидером в торгово-экономических связях Кемеровской области – Кузбасса является Тайвань (Китай). Оборот торговли с этой страной остается практически стабильным и составляет в среднем около 2 млрд долларов США (около 13% от всего оборота), более 99% из которых приходится на экспорт (в основном металлургическая продукция).
До 2022 года страны ЕС (в основном Нидерланды, Германия, Польша, Украина) входили в десятку стран – основных торговых партнеров Кемеровской области – Кузбасса. На долю этих стран приходилось более 15% от всего товарооборота. По данному направлению экспорт (в основном каменный уголь) превышает импорт (машиностроительная продукция из Германии, Польши; материалы смазочные из Нидерландов).
После 2022 года десятку стран – основных торговых партнеров Кузбасса покинули Украина, Германия и Нидерланды, их сменили азиатские страны.
Замещение европейских рынков привело к удлинению и удорожанию логистики, сокращению маршрутов перевозок (запрет на пролет российских самолетов, закрытие портов, блокирование грузов, следующих в Россию или из страны, в пунктах транзита и перевалки). Кроме того, введение ограничений в банковской сфере привело к осложнению в финансовых расчетах при осуществлении торговых операций.
В перспективе внешнеэкономическая деятельность Кемеровской области – Кузбасса будет зависеть прежде всего от конъюнктуры на международных отраслевых рынках, спроса на конкретную продукцию со стороны стран-контрагентов. В долгосрочной перспективе рост экспорта будет также поддерживаться за счет диверсификации кузбасского экспорта и расширения географии экспортных поставок. Прежде всего это продовольствие и продукты химического комплекса, в том числе продукция с более высокой добавленной стоимостью (машиностроительного сектора и IT).
В прогнозном периоде продолжится развитие торговых отношений с дружественными странами, в том числе по поставкам, кроме угля, также и металлургической продукции, продукции химической промышленности, машиностроения, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья.
Кемеровская область – Кузбасс обладает необходимой базой для диверсификации промышленного экспорта, в регионе действуют предприятия, выпускающие востребованную во многих дружественных странах продукцию: оборудование для горнодобывающей промышленности, продукцию сельскохозяйственного машиностроения, взрывчатые вещества для горнодобывающей промышленности, фармацевтическая продукция, продукты питания.
IV. Конкурентные преимущества, с опорой на которые Кемеровская область – Кузбасс осуществляет и планирует осуществлять внешнеэкономические связи
Кемеровская область – Кузбасс является крупнейшим промышленным центром Западной Сибири. Здесь сконцентрированы различные производственные кластеры, основанные на месторождениях природных ресурсов, которыми богат регион. Так, на территории области разведано и учтено Государственным балансом полезных ископаемых Российской Федерации порядка 500 месторождений полезных ископаемых (черные, цветные металлы, энергетическое сырье разных сортов, нерудное сырье и прочее). В регионе сосредоточены десятки предприятий-лидеров по разным направлениям: угледобывающая, металлургическая, машиностроительная отрасли, химическая промышленность и др.
Транспортная система региона является одной из наиболее развитых в азиатской части России. Инфраструктура представлена железнодорожными и автомобильными магистралями федерального значения, двумя международными аэропортами.
Территория региона высоко обеспечена железнодорожной инфраструктурой. Указанный вид транспорта является преобладающим в грузовых перевозках (через него осуществляется около 90% отправок грузов, преобладающую часть которых составляет каменный уголь). По территории области в северной части проходит Транссибирская магистраль с ответвлениями у города Юрги (на города Кемерово и Новокузнецк), у города Тайги (на город Томск), у города Анжеро-Судженска (на город Новокузнецк), в южной части – Южно-Сибирская магистраль (через город Новокузнецк). Южно-Кузбасская ветка пересекает область с севера на юг от города Юрги до города Таштагола.
Плотность железных дорог в Кузбассе составляет 175 км на 10 тыс. кв. км. По отправке грузов железнодорожным транспортом Кемеровская область – Кузбасс занимает лидирующее положение в стране (обеспечивает 20,2% общесетевой погрузки всей Российской Федерации).
Инфраструктура автомобильного транспорта представлена федеральной автомагистралью Р-255 «Сибирь», проходящей через север области и город Кемерово. Региональная магистраль Р-384 соединяет самые крупные города региона – Кемерово и Новокузнецк.
Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 180 км на 1 тыс. кв. км (47-е место среди субъектов Российской Федерации).
Транспортно-логистическая инфраструктура Кемеровской области – Кузбасса является важным фактором ее социально-экономического развития, что связано со структурой экономики, где главное место отведено добывающей промышленности, и глубинным положением региона, находящимся в удалении от основных портовых мощностей. Конкуренция за транспортную инфраструктуру может негативно сказываться на возможностях доступа кузбасской продукции на мировые рынки. В то же время развитию возможностей транспортной системы Кемеровской области – Кузбасса могут способствовать реализуемые в регионе проекты по увеличению пропускной способности железнодорожных магистралей.
Объем валового регионального продукта Кемеровской области – Кузбасса за 2021 год составил 1827,9 млрд рублей, что составляет около 1,5% совокупного валового внутреннего продукта Российской Федерации (16-е место среди регионов России, 3-е место среди регионов Сибирского федерального округа).
Валовый региональный продукт на душу населения в 2021 году составил 690 тыс. рублей. По данному показателю Кузбасс занимает 27-е место среди субъектов Российской Федерации и 3-е место среди субъектов Сибирского федерального округа (после Красноярского края и Иркутской области).
Инвестиции в основной капитал по итогам 2022 года составили 375,4 млрд рублей (-7,2% к уровню 2021 года). По абсолютному значению объема инвестиций в основной капитал Кемеровская область – Кузбасс заняла среди субъектов 19-е место в Российской Федерации и 3-е место в Сибирском федеральном округе.
В Кемеровской области – Кузбассе в настоящее время действует комплексная система инфраструктуры поддержки инвесторов. С 2008 года работает специальный совет по инвестиционной и инновационной деятельности при Губернаторе Кемеровской области – Кузбасса, который рассматривает инвестиционные и инновационные проекты в целях принятия решения о предоставлении им государственной поддержки. Создано государственное казанное учреждение «Инвестиционное агентство Кузбасса», которое работает по принципу «одного окна» и бесплатно оказывает консультации и юридическую помощь инвесторам, помогает получать разрешения и согласования.
В 2022 году Кузбасс вошел в тридцатку регионов, где внедряется Региональный инвестиционный стандарт. Стандарт позволяет установить единые правила и требования к институтам развития и нормативным документам, регулирующим инвестиционную деятельность. В настоящее время в Кузбассе утверждены все 5 элементов стандарта: инвестиционная декларация, агентство развития, инвестиционный комитет, инвестиционная карта, свод инвестиционных правил, которые должны сократить путь инвестора от возникновения идеи проекта до осуществления капиталовложений.
В 2023 году Кузбасс повторно подтвердил внедрение Регионального инвестиционного стандарта, продолжена работа по совершенствованию элементов стандарта.
В регионе действуют объекты инновационной инфраструктуры и территории с преференциальными налоговыми режимами. Инвестиционная инфраструктура Кемеровской области – Кузбасса представлена следующими элементами:
действуют 4 территории опережающего развития (далее – ТОР): «Юрга» (с 07.07.2016), «Анжеро-Судженск» (с 19.09.2016), «Новокузнецк» (с 16.03.2018) и «Прокопьевск» (с 03.12.2018). С даты создания ТОР статус резидентов получили 83 организации. Резидентам ТОР предоставляются федеральные, региональные и местные льготы по налогам;
создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Кузбасс» (далее – ОЭЗ ППТ «Кузбасс»). Для установления налоговых льгот для резидентов ОЭЗ ППТ «Кузбасс» Законом Кемеровской области – Кузбасса от 03.02.2023 N 4-ОЗ внесены изменения в Закон Кемеровской области от 26.11.2008 N 101-ОЗ «О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, базовым организациям технопарков, резидентам территорий опережающего развития и особых экономических зон». Общая площадь ОЭЗ ППТ «Кузбасс» составляет 628,8 га. Она разделена на две площадки: часть расположена в городе Кемерово, а другая часть на территории Топкинского муниципального округа. Обе площадки находятся в непосредственной близости от железнодорожных станций, федеральной трассы P-255 «Сибирь» и будущего обхода города Кемерово;
ведется работа по созданию в регионе особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Горная Шория» (далее – ОЭЗ ТРТ «Горная Шория»). Общая площадь территории особой экономической зоны составит почти 1,5 тыс. га.
В Кемеровской области – Кузбассе действуют нефинансовые меры поддержки. Одной из них является признание инвестиционного проекта соответствующим критериям масштабных инвестиционных проектов для предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов.
Еще одной мерой поддержки инвесторов в Кемеровской области – Кузбассе является софинансирование строительства объектов инфраструктуры, необходимых для снятия инфраструктурных ограничений в муниципальных образованиях Кемеровской области – Кузбасса при реализации новых инвестиционных проектов.
В Кемеровской области – Кузбассе реализуются последовательные меры бюджетной и налоговой политики, направленной на развитие малого и среднего предпринимательства.
До 01.01.2025 действуют «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, патентную систему налогообложения и осуществляющих свою деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.
Бессрочно действуют льготы по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для налогоплательщиков, осуществляющих 23 приоритетных вида деятельности (сельское хозяйство, производственная сфера, ремонт машин и оборудования, предоставление социальных услуг).
В целях снижения негативных последствий санкций, введенных в отношении Российской Федерации со стороны недружественных иностранных государств, в 2022–2025 годах действуют налоговые льготы по налогу на имущество организаций и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
В целях поддержки социального предпринимательства до 01.01.2026 действуют пониженные ставки налога при применении упрощенной системы налогообложения для социально ориентированных некоммерческих организаций (действует с 2020 года) и для субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия (действует с 2023 года).
В целях обеспечения структурной трансформации экономики Кузбасса и стимулирования инвестиций и инноваций в Кемеровской области – Кузбассе действуют следующие меры налоговой поддержки:
инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль для организаций в отношении расходов на капитальные вложения и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
ставка 0 процентов в отношении прибыли, полученной от деятельности по предоставлению прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
пониженные ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для налогоплательщиков, с которыми заключено соглашение о реализации мер по поддержке приоритетных направлений развития внутреннего и въездного туризма в Кемеровской области – Кузбассе;
льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций для резидентов территорий опережающего развития;
льготы по налогу на прибыль организаций и освобождение от уплаты транспортного налога для резидентов особых экономических зон. Дополнительно для резидентов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа до минимума понижены налоговые ставки при применении упрощенной системы налогообложения: с 15 до 5 процентов, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, и с 6 до 1 процента, если объектом налогообложения являются доходы;
начиная с 2024 года льгота по налогу на имущество организаций в отношении новых гостиниц категории «три звезды» и выше.
Кузбасским предпринимателям оказывается грантовая поддержка и предоставляются льготные займы.
При содействии Автономной некоммерческой организации «Центр поддержки экспорта Кузбасса» в 2023 году 24 субъекта малого и среднего предпринимательства заключили экспортные контракты, объем поддержанного экспорта составил 4,5 млн долларов США.
V. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры, соответствующей приоритетам в международной сфере
Кемеровская область – Кузбасс расположена на юго-востоке Западной Сибири и находится почти на равном расстоянии от западных и восточных границ Российской Федерации. Кемеровская область – Кузбасс географически занимает срединное положение между Москвой и Владивостоком.
На севере Кемеровская область – Кузбасс граничит с Томской областью, на востоке с Красноярским краем и Республикой Хакасия. На юге границы проходят по главным хребтам Горной Шории и Салаирского кряжа с Республикой Алтай и Алтайским краем, на западе – по равнинной местности с Новосибирской областью.
Важной особенностью географического положения Кемеровской области – Кузбасса является то, что она находится в глубине огромной части суши, вблизи центра материка Евразия, на стыке Западной и Восточной Сибири, значительно удалена от морей и океанов.
Кемеровская область – Кузбасс обладает развитой транспортной системой, способной обеспечить не только собственные нужды, но и потребности сопредельных территорий. Здесь сосредоточены значительные природные ресурсы, активно развивается металлургическая промышленность.
Исходя из вышеизложенного, Кемеровская область – Кузбасс имеет благоприятные условия для развития посреднической роли в формировании товаропотоков, финансовых и инвестиционных потоков. Также на ее территории есть потенциал для создания центра деловых и финансовых услуг, транспортно-экспедиционных операций, торговых сделок и проведения выставочно-ярмарочной деятельности как на российском, так и на международном уровне.
Формирование мультимодального транспортно-логистического узла мирового уровня будет способствовать развитию внешнеэкономической деятельности. Мультимодальный узел предоставляет возможность эффективного перемещения грузов различными видами транспорта, что способствует увеличению объемов международной торговли и привлечению инвестиций. Такой узел может стать центром логистических операций и обеспечивать удобство и эффективность взаимодействия между различными транспортными маршрутами и рынками.
Кемеровская область – Кузбасс имеет транспортное соединение с Транссибирской железнодорожной магистралью, особый интерес представляет его центральное и стратегическое экономико-географическое расположение между европейской и азиатской частями России. Особую важность имеет близость с Китайской Народной Республикой, прежде всего с Синьцзян-Уйгурским автономным районом, который обладает потенциалом экономического роста в долгосрочной перспективе. Все это открывает стратегические возможности для развития не только Кузбасса, но и всего Сибирского федерального округа.
Строительство железнодорожного транспортного хода от порта Ямбург до города Урумчи (Китайская Народная Республика) через города Томск и Кемерово образует пересечение транспортных потоков, что позволит использовать российскую территорию как уникальный ресурс между Восточной Азией и Европой, снизит геополитические риски, а комбинированный сухопутный и морской маршрут сократит время пути.
Сбалансированному развитию Кемеровской области – Кузбасса и Сибири в целом будет способствовать реализация крупного инфраструктурного проекта железнодорожного транспорта – строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали на участке Белый Яр – Нижневартовск протяженностью 600 км, а также железнодорожного транспортного хода до Урумчи (Китайская Народная Республика) через Таштагол протяженностью 900 км. Расположение международного транспортного коридора через территорию Западной Сибири в Китай имеет важное конкурентное преимущество по сравнению с другими транспортными коридорами, позволяет организовать движение напрямую, не пересекая границы соседних государств Монголии и Казахстана.
Кроме того, строительство Северо-Западного обхода города Кемерово, реконструкция аэропортового комплекса аэропорта имени А.А. Леонова в городе Кемерове, строительство нового аэровокзального комплекса Международного аэропорта имени Б.В. Волынова в городе Новокузнецке, который станет транспортным хабом для всей южной агломерации, проектирование и строительство международного аэропорта рядом с горнолыжным курортом «Шерегеш» делают возможным более свободное маневрирование грузами, разгрузив Транссибирскую железнодорожную магистраль, повышение инвестиционной привлекательности Сибири на основе диверсификации экономики Кемеровской области – Кузбасса, кардинальных преобразований туристической инфраструктуры, а также создания новой транспортной инфраструктуры.
VI. Приоритетные страновые и региональные направления внешнеэкономических связей и механизмы их реализации
В 2022 году Президент Российской Федерации поставил задачу расширить внешнеэкономическое взаимодействие с перспективными партнерами из дружественных стран.
В новой Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2023 N 229, отмечен приоритет ближнего зарубежья. Согласно указанной Концепции внешняя политика России носит миролюбивый, открытый, предсказуемый, последовательный, прагматичный характер, основанный на уважении общепризнанных принципов и норм международного права и стремлении к равноправному международному сотрудничеству в целях решения общих задач и продвижения общих интересов. При этом подчеркивается, что отношения с другими странами Россия будет выстраивать исходя из того, как эти государства относятся к ней – конструктивно, нейтрально или недружественно.
В основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2024 год, утвержденных на заседании Высшего Евразийского экономического совета 25.12.2023, определены основные приоритетные страны для развития внешних связей. Среди них государства СНГ и страны ближнего зарубежья, страны – члены Шанхайской организации сотрудничества, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, страны БРИКС и другие государства и интеграционные объединения Центральной Азии и Ближнего Востока.
Кроме того, отмечена необходимость развития взаимодействия с ключевыми государствами – партнерами в Евразии, Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке, а также с Китаем, Вьетнамом, Сербией, Сингапуром и Ираном.
В концепции продвижения туристического потенциала России на зарубежных рынках отмечены Китай, Индия, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия. Ожидается, что к 2030 году ежегодный поток из указанных стран составит 16 млн туристов. В рамках реализации концепции планируется работа над продвижением туристического бренда России на внешних международных выставках, деловые миссии для российских туроператоров, ознакомительные туры для зарубежных турагентов и другие меры.
VII. Развитие и укрепление положительного имиджа Кемеровской области – Кузбасса за рубежом
Формирование положительного имиджа Кемеровской области – Кузбасса как современного делового и промышленного центра проводится в том числе путем организации масштабных мероприятий международного уровня.
Международная специализированная выставка технологий горных разработок «Уголь России и Майнинг» является главным ежегодным отраслевым событием, посвященным технологиям горных разработок, которое уже 31 год является местом притяжения ведущих российских и зарубежных производителей в «угольном сердце» России Новокузнецке. В 2023 году в выставке приняли участие более 600 компаний из 6 стран мира, за 4 дня выставку посетили 59,5 тыс. человек.
В Кемеровской области – Кузбассе реализован ряд крупномасштабных событий международного уровня, среди которых международный фестиваль «Ночь Юрия Гагарина», «Динотерра», международные игры «Дети Азии».
Стимулирование спроса на продукцию предприятий Кемеровской области – Кузбасса осуществляется путем использования отличительного знака «Бренд Кузбасса». Только в 2023 году 8 экспортеров получили право размещать бренд на своей продукции. Использование бренда позволяет увеличить узнаваемость кузбасских товаров, повысить их конкурентоспособность, тиражировать наиболее эффективные и результативные маркетинговые и коммуникативные практики по продвижению регионального бренда, а также стимулировать к формированию и разработке современных маркетинговых стратегий.
VIII. Полномочия органов государственной власти Кемеровской области – Кузбасса в сфере международных и внешнеэкономических связей
Отношения органов государственной власти Кемеровской области – Кузбасса, связанные с осуществлением международных и внешнеэкономических связей, регулируются Законом Кемеровской области – Кузбасса от 12.01.2021 N 7-ОЗ «О некоторых вопросах в сфере координации международных и внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса» (далее – Закон Кемеровской области – Кузбасса от 12.01.2021 N 7-ОЗ), согласно которому полномочия государственной власти в сфере международных и внешнеэкономических связей определены следующим образом.
Законодательное Собрание Кемеровской области – Кузбасса осуществляет законодательное регулирование в сфере международных и внешнеэкономических связей, обеспечивает контроль за исполнением законов в сфере осуществления международных и внешнеэкономических связей, а также осуществляет другие полномочия в сфере международных и внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса в соответствии с действующим законодательством.
Губернатор Кемеровской области – Кузбасса представляет Кемеровскую область – Кузбасс при осуществлении международных и внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса, определяет приоритетные направления осуществления международных и внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса и принимает решение о вступлении в переговоры с иностранными партнерами, в том числе по вопросам заключения исполнительными органами Кемеровской области – Кузбасса соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса, осуществляет ведение переговоров с иностранными партнерами либо поручает их ведение иным должностным лицам, осуществляет иные полномочия в сфере международных и внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса в соответствии с Законом Кемеровской области – Кузбасса от 12.01.2021 N 7-ОЗ и действующим законодательством.
Правительство Кемеровской области – Кузбасса заключает соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса с иностранными партнерами по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства Кемеровской области – Кузбасса, обеспечивает исполнение соглашений, взаимодействует по вопросам осуществления международных и внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса с исполнительными органами субъектов иностранных федеративных государств, административно-территориальных образований иностранных государств, органами государственной власти иностранных государств (с согласия Правительства Российской Федерации), а также участвует в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели, определяет уполномоченный исполнительный орган Кемеровской области – Кузбасса в сфере международных связей, а также уполномоченный исполнительный орган в сфере внешнеэкономических связей, осуществляет иные полномочия в сфере международных и внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса в соответствии с Законом Кемеровской области – Кузбасса от 12.01.2021 N 7-ОЗ и действующим законодательством.
Исполнительные органы Кемеровской области – Кузбасса организуют в рамках исполнения своих полномочий прием иностранных делегаций в соответствии с целью и программой пребывания вне зависимости от того, проводятся ли эти мероприятия на территории Кемеровской области – Кузбасса или за ее пределами, организуют в рамках исполнения своих полномочий выезд делегаций исполнительных органов Кемеровской области – Кузбасса в иностранные государства в соответствии с целью и программой пребывания, обеспечивают исполнение соглашений, заключенных Правительством Кемеровской области – Кузбасса и иными исполнительными органами Кемеровской области – Кузбасса по вопросам, отнесенным к компетенции исполнительных органов Кемеровской области – Кузбасса, с согласия Губернатора Кемеровской области – Кузбасса заключают соглашения с иностранными партнерами в рамках вопросов, относящихся к полномочиям исполнительных органов Кемеровской области – Кузбасса, уведомляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти о вступлении в переговоры с иностранными партнерами по вопросу заключения соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, а также обеспечивают согласование проекта соглашения с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, участвуют в межведомственном взаимодействии исполнительных органов Кемеровской области – Кузбасса по вопросам осуществления международных и внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса в курируемой сфере деятельности, взаимодействуют в рамках исполнения своих полномочий по вопросам осуществления международных и внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса с исполнительными органами субъектов иностранных федеративных государств, административно-территориальных образований иностранных государств, а также участвуют в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели, организуют информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о развитии международных и внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса в курируемой сфере деятельности, осуществляют иные полномочия в сфере международных и внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса в соответствии с действующим законодательством.
IХ. Обеспечение благоприятных условий для развития внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса
Кемеровская область – Кузбасс активно развивает и укрепляет связи с зарубежными странами в том числе за счет расширения и укрепления международного торгово-экономического сотрудничества, развития культурно-гуманитарных связей и научно-образовательного сотрудничества.
Заключены международные соглашения с дружественными странами: соглашения о сотрудничестве с двумя регионами Республики Казахстан, с правительственными организациями Монголии, с Правительством Республики Беларусь и Могилевским областным исполнительным комитетом Республики Беларусь, Народным Правительством города Чунцин Китайской Народной Республики.
В целях развития и расширения социально-экономических связей Кемеровская область – Кузбасс заключает соглашения с субъектами Российской Федерации о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве, утверждает планы мероприятий по их реализации.
Кроме того, для развития туризма как одного из видов внешнеэкономических связей в 2022 году заключены:
соглашение о всестороннем сотрудничестве и предоставлении приоритетных условий по продвижению туристической индустрии между Туристско-экскурсионным унитарным предприятием «Беларустурист», Государственным учреждением «Национальное агентство по туризму» Республики Беларусь и Государственным автономным учреждением «Агентство по туризму Кузбасса»;
соглашение о развитии отношений в сфере туризма, создании благоприятных условий для развития двухсторонних отношений, улучшении взаимных знаний о жизни, истории и культуре между Государственным автономным учреждением «Агентство по туризму Кузбасса» и Национальным PR-центром Республики Узбекистан.
В рамках соглашений проводятся презентации туристического потенциала, турпродуктов и национальных туристических маршрутов, а также организовываются рекламно-ознакомительные туры.
В марте 2023 г. на международной выставке туризма и индустрии гостеприимства «MITT» Государственным автономным учреждением «Агентство по туризму Кузбасса» подписан ряд соглашений по партнерству в сфере развития туриндустрии – с авиакомпанией Nordwind и Российским Союзом Предприятий Туристской индустрии.
В целях продвижения регионального туристского продукта необходимо презентовать туристический потенциал Кемеровской области – Кузбасса в Китае, Индии, ОАЭ, а также в странах Средней Азии (Республика Узбекистан, Кыргызская Республика) в формате участия в международных туристических выставках.
Для обеспечения благоприятных условий для развития внешнеэкономических связей необходимо использовать все формы организации сотрудничества для расширения комплекса мер и мероприятий, направленных на повышение уровня информированности зарубежных партнеров о Кемеровской области – Кузбассе.
Среди приоритетных мероприятий:
обеспечение доступа к передовым зарубежным технологиям для повышения конкурентоспособности предприятий и организаций Кузбасса и развития экспортного потенциала;
повышение транспортной доступности за счет ремонта и реконструкции отдельных участков автомобильных дорог регионального и федерального значения, а также развития аэропортового комплекса, в том числе за счет строительства третьего международного аэропорта;
развитие внешнеэкономических связей посредством участия в межправительственных комиссиях, подкомиссиях, рабочих группах (в том числе по вопросам межрегионального сотрудничества), межрегиональных форумах и конференциях, бизнес-миссиях, выставках, ярмарках с участием представителей делового сообщества, деловых советах с зарубежными партнерами, межгосударственных, межправительственных программах межрегионального и приграничного сотрудничества, а также развитие сотрудничества с представительствами в иностранных государствах (посольства, консульства, торговые представительства);
реализация комплекса мероприятий и механизмов в рамках внедрения Регионального экспортного стандарта 2.0. В Кузбассе с 2022 года региональный экспортный стандарт внедрен. Проводится работа по развитию экспортной деятельности, кадровому обеспечению, расширению деловых связей субъектов предпринимательства, информационной поддержке и популяризации экспортной деятельности, реализации акселерационных программ для экспортеров, направленных на рост экспорта;
организация встреч, консультаций и иных мероприятий с органами власти иностранных государств в соответствии с законодательством Российской Федерации;
проведение международных спортивных и культурных мероприятий;
информирование об историческом и культурном наследии;
стимулирование добровольческих объединений в сфере сохранения культурного наследия народов России;
развитие санаторно-курортного лечения, медицинского туризма, в т.ч. такого направления, как телемедицина для туристов, прибывающих из другой страны;
развитие выставочно-конгрессной деятельность по направлениям экология, спорт, образование, медицина, велнес-индустрия, санаторно-курортное лечение.
Х. Участие в межрегиональных форумах и конференциях, а также заседаниях межправительственных комиссий
Важным условием для расширения внешнеэкономических связей является развитие сотрудничества Российской Федерации и Кемеровской области – Кузбасса с иностранными государствами и регионами иностранных государств, которое будет осуществляться в разных форматах – реализации двусторонних меморандумов, работе постоянно действующих групп, осуществлении многостороннего сотрудничества в рамках международных организаций и форумов.
Участие в таких форматах сотрудничества открывает большие возможности для развития бизнеса и охватывает все сферы экономики, способствует взаимовыгодному международному сотрудничеству без ущемления национальных интересов страны, а также поиску качественно новых векторов развития международного бизнеса.
В 2023 году представители Кемеровской области – Кузбасса приняли участие в нескольких международных форумах: Красноярский экономический форум; XIV Международный экономический форум «Россия – Исламский мир: KazanForum»; XXVI Петербургский международный экономический форум; VIII Восточный экономический форум; X Международный строительный форум. В результате почти вдвое увеличилось количество соглашений, подписанных в рамках форумов, и договоренностей о привлечении инвестиций и реализации крупных инвестиционных проектов в Кемеровской области – Кузбассе.
Важным событием 2023 года стала Международная выставка-форум «Россия» в городе Москве. В рамках выставки состоялся день региона для Кемеровской области – Кузбасса. Стенд «Кузбасс: будущее здесь» является самым технологичным стендом на выставке и имеет цель показать современный образ Кузбасса, отразить достижения региона в разных отраслях.
В рамках международного сотрудничества в 2024 году планируется принять участие в более 20 межрегиональных форумах и конференциях.
XI. Продвижение русского языка и создание условий для обучения детей трудовых мигрантов русскому языку
Одним из основных инструментов реализации внешнеполитических интересов Российской Федерации является деятельность по распространению и поддержке русского языка за рубежом, которая носит долгосрочный стратегический характер. Эта работа связана с обеспечением прав соотечественников, проживающих за рубежом, на получение образования на русском языке путем государственной поддержки организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере общего образования на русском языке в зарубежных странах, что, в свою очередь, способствует расширению возможностей для реализации субъектами Российской Федерации новых программ и проектов в сфере международного гуманитарного сотрудничества.
В Кузбассе продолжается работа по популяризации и продвижению культурного разнообразия региона в зарубежных странах, в том числе организация выставок и презентаций социально-экономического, научно-образовательного и туристского потенциала Кемеровской области – Кузбасса, а также тематические праздники и фестивали. Ведется работа по поддержке соотечественников за рубежом, популяризации, продвижению и поддержке русского языка в иностранных государствах, привлечению иностранной молодежи для обучения в образовательных организациях Кузбасса.
Продвижение русского языка проводится в рамках мероприятий по социальной и культурной адаптации иностранных граждан. Занятия и консультации по изучению русского языка организованы в рамках деятельности Центра информационно-правовой помощи иностранным гражданам, действующего на базе государственного автономного учреждения культуры «Государственная научная библиотека Кузбасса им. В.Д. Федорова». Основная цель работы – оказание бесплатных юридических и правовых консультаций, содействие в изучении русского языка, проведение просветительских мероприятий для иностранных граждан, направленных на знакомство с культурой, традициями и обычаями России.
На базе Центра социокультурной адаптации детей и молодежи инофонов «Солнечный кот» проводится работа по созданию дополнительных условий эффективной адаптации детей и молодежи мигрантов к русской культурной среде и их успешной социализации в российском обществе. Целевая аудитория проекта – воспитанники дошкольных учреждений, учащиеся общеобразовательных школ, студенты высших учебных заведений, вновь прибывшие семьи.
Также ежегодно реализуется образовательный проект – областной лингвистический лагерь для детей мигрантов «Белый журавль», основная цель которого – организация учебных занятий по русскому языку и культурно-просветительских мероприятий для детей и подростков разных национальностей – учащихся школ. В 2023 году проект реализован в 4 муниципальных образованиях Кемеровской области – Кузбасса: городе Кемерове, Новокузнецком городском округе, Прокопьевском городском округе, Гурьевском муниципальном округе.
В рамках популяризации русского языка в 2023 году также реализован проект на базе международного фестиваля русского языка и литературы «Матрица речи», который стал платформой для обмена идеями и опытом в области изучения и популяризации наследия русского языка, традиций русской культуры, объединения людей разных национальностей, культур и вероисповеданий. В рамках фестиваля в течение 2023 года состоялся комплекс мероприятий – образовательные платформы, диалоговые площадки, презентации новых книг, художественные, книжные, этно- и фотовыставки, спектакли, творческие встречи, литературные чтения, фестивали национальных культур, литературные конкурсы и концерты.
В целях развития внешнеэкономических связей, а также обеспечения языковой подготовки детей мигрантов до уровня владения русским языком, необходимым для освоения образовательных программ, используются следующие варианты обучения (в зависимости от специфики учебного процесса, кадровых ресурсов и финансовых возможностей конкретной общеобразовательной организации):
интенсивное обучение русскому языку в течение учебного года в отдельной возрастной группе общеобразовательной организации (индивидуальный учебный план);
сочетание занятий в классе и возможности обучения по индивидуальным планам с обязательным использованием специализированных учебных пособий на дополнительных занятиях для детей-инофонов;
дополнительные занятия по методике преподавания русского языка как иностранного во второй половине дня, в рамках внеурочной деятельности или системы дополнительного образования;
полное погружение детей иностранных граждан в новую языковую и культурную среду, посещение ими всех уроков наряду с обучающимися, владеющими русским языком, с обеспечением возможности получения ими консультаций педагогов, владеющих методикой преподавания русского языка как иностранного, либо с организацией тьюторского сопровождения.
ХII. Приоритетные задачи экономического развития, достижение которых осуществляется при помощи внешнеэкономических связей
Эффект развития международных и внешнеэкономических связей распространяется на всю территорию Кемеровской области – Кузбасса, увеличение экспортной выручки предприятий влечет за собой увеличение прибыли и налоговых отчислений, расширение возможности для инвестирования в производство и технологическое развитие, сохранение существующих и организация новых рабочих мест и другие эффекты мультипликативного характера.
Размещение предприятий-экспортеров в основном совпадает с размещением крупных промышленных предприятий Кемеровской области – Кузбасса. К муниципальным образованиям Кемеровской области – Кузбасса с высоким вкладом в общий объем экспорта относятся: город Кемерово, Новокузнецкий и Междуреченский городские округа, Беловский, Кемеровский, Новокузнецкий, Прокопьевский муниципальные округа. Так как большинство городов Кемеровской области – Кузбасса являются моногородами, то колебания цен и спроса на мировых рынках могут оказать значительное влияние на занятость населения, инфраструктуру и социальные вопросы.
Развитие внешнеэкономических связей позволяет обеспечить экономическую безопасность страны и регионов за счет получения надежных диверсифицированных источников сырья, продовольствия, энергоресурсов, получить доступ к новейшим технологиям для модернизации производства, привлечь иностранные инвестиции в приоритетные отрасли, а также снизить отток капитала и трудовых ресурсов.
Комплексная реализация мероприятий, направленных на обеспечение благоприятных условий для развития внешнеэкономических связей, будет содействовать решению приоритетных задач социально-экономического развития Кемеровской области – Кузбасса до 2035 года:
развитие международного сотрудничества Кемеровской области – Кузбасса, расширение присутствия кузбасских предприятий на мировых рынках;
диверсификация отраслевой структуры кузбасского экспорта, в том числе увеличение доли высокотехнологичной продукции и объема несырьевого экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства;
содействие привлечению иностранных инвестиций в наукоемкие и высокотехнологичные сектора экономики Кемеровской области – Кузбасса;
развитие необходимого импорта передового промышленного оборудования и технологий в целях создания высокотехнологичных производств и модернизации существующих мощностей;
создание эффективной региональной инфраструктуры поддержки экспорта, включающей расширение сотрудничества Кемеровской области – Кузбасса с институтами развития федерального и международного уровней;
развитие транспортно-логистической инфраструктуры, соответствующей приоритетам в международной сфере;
участие Кемеровской области – Кузбасса в реализации единой государственной политики Российской Федерации по развитию международных гуманитарных связей;
развитие и укрепление положительного делового имиджа Кемеровской области – Кузбасса в России и за рубежом;
повышение компетенций сотрудников предприятий, участвующих во внешнеторговых операциях.
Перечень задач Стратегии, методы их решения и планируемые результаты представлены в приложении N 1 к настоящей Стратегии.
XIII. Организационное обеспечение реализации Стратегии
Необходимо обеспечить информационную открытость и привлечение институтов гражданского общества к решению международных проблем в целях повышения эффективности развития региональных международных и внешнеэкономических связей.
В постоянно меняющихся условиях необходимо регулярное проведение опросов экспортеров в целях определения наиболее острых проблем и внешних факторов внешнеэкономической деятельности.
Ярко выраженный межотраслевой характер Стратегии предъявляет особые требования к эффективности межведомственного взаимодействия в рамках ее реализации.
Взаимодействие с соисполнителями из числа исполнительных органов Кемеровской области – Кузбасса планируется осуществлять в следующем порядке:
1) в рамках реализации региональных проектов «Системные меры содействия международной кооперации и экспорту в Кемеровской области», «Экспорт продукции АПК в Кузбассе», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»;
2) в рамках деятельности совета по развитию экспорта при Губернаторе Кемеровской области – Кузбасса, утвержденного постановлением Губернатора Кемеровской области от 05.06.2019 N 37-пг.
Исполнительные органы Кемеровской области – Кузбасса, в рамках полномочий которых планируется реализация мероприятий Стратегии:
1) Министерство экономического развития Кузбасса;
2) Министерство промышленности и торговли Кузбасса;
3) Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса;
4) Министерство транспорта Кузбасса;
5) Министерство здравоохранения Кузбасса;
6) Министерство образования Кузбасса;
7) Министерство науки, высшего образования и молодежной политики Кузбасса;
8) Министерство культуры и национальной политики Кузбасса;
9) Министерство туризма Кузбасса.
Мониторинг реализации Стратегии проводится на ежегодной основе с использованием матрицы ключевых показателей Стратегии развития внешнеэкономических связей Кемеровской области – Кузбасса до 2035 года согласно приложению N 2 к настоящей Стратегии.
XIV. Ресурсное обеспечение реализации Стратегии
Достижение целей и показателей Стратегии будет осуществляться на основе эффективной реализации государственных программ Кемеровской области – Кузбасса и региональных проектов. Содержание мероприятий и объемы их финансового обеспечения за счет ассигнований федерального бюджета и бюджета Кемеровской области – Кузбасса определяются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Таблица 3
Перечень государственных программ Кемеровской области –
Кузбасса и региональных проектов
Государственная программа | Федеральный проект/региональный проект/ведомственная целевая программа |
1 | 2 |
Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса | Региональный проект «Системные меры содействия международной кооперации и экспорту в Кемеровской области» в рамках реализации федерального проекта «Системные меры содействия международной кооперации и экспорту» национального проекта «Международная кооперация и экспорт» |
Региональный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» в рамках реализации федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» | |
Региональный проект «Создание благоприятных условий для развития инвестиционной и предпринимательской деятельности в муниципальных образованиях» | |
Государственная поддержка агропромышленного комплекса Кузбасса | Региональный проект «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» |
Региональный проект «Развитие отраслей овощеводства и картофелеводства» | |
Региональный проект «Экспорт продукции АПК в Кузбассе» | |
Развитие здравоохранения Кузбасса | Региональный проект «Развитие экспорта медицинских услуг (Кемеровская область – Кузбасс)» |
Наука, высшее образование и молодежная политика Кузбасса | Региональный проект «Создание условий для развития научной сферы (Кемеровская область – Кузбасс)» |
Дополнительно источниками финансового обеспечения мероприятий по реализации Стратегии могут являться:
средства федерального бюджета, распределяемые государственными институтами развития в рамках реализации полномочий по поддержке экспортно ориентированных проектов;
средства частных инвесторов и заемные средства кредитных организаций, иностранные инвестиции, направленные на реализацию инвестиционных экспортно ориентированных проектов, определены в приложении N 3 к настоящей Стратегии.
Приложение N 1
к Стратегии развития
внешнеэкономических связей
Кемеровской области – Кузбасса
до 2035 года
Перечень задач Стратегии, методы их решения
и планируемые результаты
Номер строки | Метод (основные мероприятия) | Срок реализации | Ожидаемый результат (ключевые показатели, «критические точки», на решение которых направлена задача и мероприятия) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Задача 1. Развитие международного сотрудничества Кемеровской области – Кузбасса, расширение присутствия кузбасских предприятий на мировых рынках | |||
1 | Реализация исполнительными органами Кемеровской области – Кузбасса международных мероприятий в различных сферах деятельности, в том числе осуществление официальных контактов, прием в Кемеровской области – Кузбассе официальных делегаций, организация визитов делегаций Кузбасса в иностранные государства
| 2024–2035 годы | Охват приоритетных географических направлений мероприятиями, проводимыми Правительством Кемеровской области – Кузбасса, и бизнес-мероприятиями |
2 | Проведение на территории Кемеровской области – Кузбасса и за рубежом бизнес-мероприятий с целью содействия контактам кузбасских предприятий с иностранными партнерами, в том числе организуемых федеральными органами власти и Акционерного общества «Российский экспортный центр», обеспечение участия в них кузбасских организаций | 2024–2035 годы | |
3 | Обеспечение участия кузбасских товаропроизводителей в международных выставочно-ярмарочных мероприятиях на территории Российской Федерации и за рубежом | 2024–2035 годы | |
4 | Обеспечение участия кузбасских делегаций в международных форумах и конференциях на территории России и за рубежом | 2024–2035 годы | |
5 | Обеспечение участия в заседаниях межправительственных комиссий | 2024–2035 годы | |
Задача 2. Диверсификация отраслевой структуры кузбасского экспорта, в том числе увеличение доли высокотехнологичной продукции и объема несырьевого экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства | |||
6 | Развитие сотрудничества промышленных предприятий с научными организациями и высшими учебными заведениями с целью создания высокотехнологических производств на экспорт | 2024–2035 годы | Общий объем экспорта Кемеровской области – Кузбасса |
7 | Развитие внутри- и межрегиональной кооперации экспортно ориентированных предприятий Кузбасса для разработки и изготовления инновационной продукции и использование дополнительных возможностей по продвижению продукции и услуг на международном рынке | 2024–2035 годы | Развитие экономических связей, обеспечение внешнеполитических и внешнеэкономических интересов региона |
8 | Привлечение иностранных партнеров к реализации проектов Кемеровской области – Кузбасса | 2024–2035 годы | Содействие расширению и диверсификации экспорта товаров, применение передового зарубежного опыта и технологий |
9 | Создание условий для экспорта услуг (медицинских, образовательных, туристических), оказываемых организациями Кузбасса | 2024–2035 годы | Диверсификация экспорта Кузбасса |
Задача 3. Содействие привлечению иностранных инвестиций в наукоемкие и высокотехнологичные сектора экономики Кемеровской области – Кузбасса | |||
10 | Содействие созданию экспортно ориентированных предприятий с участием иностранного капитала | 2024–2035 годы | Общий объем экспорта Кемеровской области – Кузбасса |
Задача 4. Развитие необходимого импорта передового промышленного оборудования и технологий в целях создания высокотехнологичных производств и модернизации существующих мощностей | |||
11 | Определение импорта передового промышленного оборудования и технологий, необходимых для модернизации производственного комплекса, в том числе в целях диверсификации производства и экспорта, роста производства высокотехнологичной продукции, создания высокопроизводительных рабочих мест | 2024–2035 годы | Формирование (актуализация) перечня необходимого импорта в Кемеровскую область – Кузбасс передового промышленного оборудования и технологий, в том числе продукции экологического машиностроения
|
12 | Проведение анализа ввозимой на территорию Кемеровской области – Кузбасса импортной продукции экологического машиностроения, необходимого для модернизации производственного комплекса, для организации производства указанной продукции на территории региона | 2024–2035 годы | Обеспечение природоохранных мероприятий, диверсификация производства Кузбасса и рост экспорта
|
Задача 5. Создание эффективной региональной инфраструктуры поддержки экспорта, включающей расширение сотрудничества Кемеровской области – Кузбасса с институтами развития федерального и международного уровней | |||
13 | Активизация взаимодействия с торговыми представительствами Российской Федерации в иностранных государствах по продвижению экономических интересов в глобальной экономике | 2024–2035 годы | Общий объем экспорта Кемеровской области – Кузбасса |
14 | Разработка и принятие нормативного правового акта о региональных мерах поддержки экспортеров | 2024–2035 годы | |
Задача 6. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры, соответствующей приоритетам в международной сфере | |||
15 | Развитие транспортно-логистической инфраструктуры, удовлетворяющей потребностям экономики, в соответствии с контуром 5 Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области – Кузбасса на период до 2035 года | 2024–2035 годы | Реализация мероприятий по развитию транспортно-логистической инфраструктуры, диверсификация экспорта, расширение внешнеэкономических связей региона |
Задача 7. Участие Кемеровской области – Кузбасса в реализации единой государственной политики Российской Федерации по развитию международных гуманитарных связей | |||
16 | Реализация государственной программы Кемеровской области – Кузбасса «Оказание содействия добровольному переселению в Кемеровскую область – Кузбасс соотечественников, проживающих за рубежом» на 2016-2027 годы | 2024–2027 годы | Степень соответствия требованиям единой государственной политики Российской Федерации по развитию международных культурных, научных, образовательных, молодежных и иных гуманитарных связей |
17 | Оказание содействия некоммерческим общественным организациям и муниципальным образованиям в проведении мероприятий по развитию международного гуманитарного сотрудничества | 2024–2035 годы | |
Задача 8. Развитие и укрепление положительного делового имиджа Кемеровской области – Кузбасса в России и за рубежом | |||
18 | Успешное проведение масштабных международных мероприятий в Кемеровской области – Кузбасса | 2024–2035 годы | Проведение крупных международных мероприятий |
19 | Консолидация медийной поддержки в целях создания благоприятной среды для ведения международного бизнеса российскими компаниями и положительного восприятия продукции кузбасских предприятий | 2024–2035 годы | |
20 | Развитие регионального бренда для повышения узнаваемости на международных рынках в соответствии с контуром 5 Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области – Кузбасса на период до 2035 года | 2024–2035 годы | Укрепление положительного имиджа Кузбасса |
Задача 9. Повышение компетенций сотрудников предприятий, участвующих во внешнеторговых операциях | |||
21 | Проведение образовательных мероприятий для субъектов экспортно-импортной деятельности | 2024–2035 годы | Увеличение экспорта Кемеровской области – Кузбасса |
22 | Подготовка кадров для осуществления внешнеторговых операций | 2024–2035 годы |
|
Приложение N 2
к Стратегии развития
внешнеэкономических связей
Кемеровской области – Кузбасса
до 2035 года
Матрица ключевых показателей
Стратегии развития внешнеэкономических связей
Кемеровской области – Кузбасса до 2035 года
Показатель | 2020 год (факт) | 2021 год (факт) | 2022 год (факт) | 2023 год (факт) | 2024 год (оценка) | 2025 год (прогноз) | 2030 год (прогноз) | 2035 год (прогноз) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Объем инвестиций в основной капитал, млрд рублей | 275,0 | 340,0 | 375,4 | 414,7 | 442,7 | 479,3 | 411,5 | 1024,1 |
Количество бизнес-миссий с участием представителей делового сообщества
| 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 6 |
Объем товарооборота с зарубежными партнерами, млрд долларов США | 12,4 | 16,2 | ДСП | ДСП | ДСП (-5,3% к уровню предыдущего года)
| ДСП (+6,2% к уровню предыдущего года) | ДСП (+6,5% к уровню предыдущего года) | ДСП (+7,1% к уровню предыдущего года) |
Объем экспорта, всего, млрд долларов США
| 11,6 | 15,3 | ДСП | ДСП | ДСП (-6,2% к уровню предыдущего года) | ДСП (+6,4% к уровню предыдущего года) | ДСП (+6,0% к уровню предыдущего года) | ДСП (+8,4% к уровню предыдущего года) |
Объем несырьевого неэнергетического экспорта субъектов МСП, млн долларов США | 73,8 | 80,2 | ДСП | ДСП | ДСП (+8,0% к уровню предыдущего года) | ДСП (+9,0% к уровню предыдущего года) | ДСП (+14,0% к уровню предыдущего года) | ДСП (+12,0% к уровню предыдущего года) |
Приложение N 3
к Стратегии развития
внешнеэкономических связей
Кемеровской области – Кузбасса
до 2035 года
Инвестиционные экспортно ориентированные проекты
N п/п | Наименование проекта | Ожидаемый эффект | Создано рабочих мест | Сроки реализации (проектирования и строительства) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Строительство завода по производству твердых и полутвердых сыров | Создание нового конкурентоспособного производства на территории Кузбасса, удовлетворение потребностей потребителей региона в продукции | 40 | 2025–2030 годы |
2 | Создание производства по переработке зерна амаранта на территории особой экономической зоны в Кемеровской области – Кузбассе ООО Научно-производственный холдинг «Амарантагро» | Создание нового производства на территории Кузбасса, удовлетворение потребностей потребителей региона в продукции | 1 660 | 2025–2031 годы |
3 | Строительство производства гранулированного сульфата аммония мощностью 250 тыс. тонн в год | Выпуск высокомаржинального продукта, ориентированного на экспорт | 60 | 2021–2024 годы |
4 | Строительство производства жидкой углекислоты мощностью 50 тыс. тонн в год | Увеличение объема производства до 50 тыс. тонн в год. Получение дополнительной прибыли за счет продажи жидкой углекислоты на внутреннем и внешнем рынках. Решение экологической задачи по снижению выбросов в атмосферу СО2 (парникового газа), образующегося от агрегатов аммиака | 45 | 2023–2025 годы |
5 | Производство углеродных сорбентов и молекулярных сит | Освоение новых технологий, увеличение экспорта продукции | 30 | 2025–2030 годы |
6 | Строительство завода по глубокой переработке зерна | В результате реализации проекта будет осуществляться глубокая переработка зерна объемом 250 тыс. тонн пшеницы в год | 560 | 2025–2030 годы |
7 | Строительство завода по глубокой переработке сырого молока | Строительство завода по глубокой переработке молока мощностью до 1000 тонн в сутки и переработки кислой сыворотки до 100 тонн в сутки | 350 | 2027–2029 годы |
8 | Строительство линейного элеватора мощностью 200 тыс. тонн единовременного хранения | Развитие инвестиционного климата. Создание условий для развития агропромышленного комплекса Кузбасса | 120 | 2022–2028 годы |