Постановление Правительства Кемеровской области -Кузбасса от 23.05.2025 N 302 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения"
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ - КУЗБАСС
ПРАВИТЕЛЬСТВО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2025 г. N 302
г. Кемерово
Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», подпунктом «б» пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 14.03.95 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» Правительство Кемеровской области – Кузбасса
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Кемеровской области – Кузбасса:
от 30.12.2021 N 838 «Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения»;
от 15.06.2023 N 386 «О внесении изменений в постановление Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 30.12.2021 N 838 «Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения»;
от 07.11.2023 N 721 «О внесении изменений в постановление Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 30.12.2021 N 838 «Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения»;
от 12.08.2024 N 527 «О внесении изменений в постановление Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 30.12.2021 N 838 «Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения»;
от 29.11.2024 N 770 «О внесении изменений в постановление Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 30.12.2021 N 838 «Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения».
3. Настоящее постановление подлежит опубликованию в сетевом издании «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса».
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Кемеровской области – Кузбасса – министра сельского хозяйства Кузбасса Ариткулова А.В.
Первый заместитель Губернатора
Кемеровской области – Кузбасса –
председатель Правительства
Кемеровской области – Кузбасса А.А. Панов
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Кемеровской области – Кузбасса
от 23 мая 2025 г. N 302
ПОЛОЖЕНИЕ
о региональном государственном
контроле (надзоре) в области охраны и
использования особо охраняемых природных
территорий регионального значения
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории Кемеровской области – Кузбасса (далее – региональный государственный надзор).
1.2. В целях настоящего Положения под орудиями незаконного природопользования понимаются предметы, используемые для добывания (заготовки) и уничтожения объектов животного и растительного мира или для иных способов незаконного природопользования, под продукцией незаконного природопользования понимаются животные, растения, грибы, палеонтологические объекты, минералы, иные природные объекты, добытые (заготовленные) в ходе правонарушения, а также их части и полученная из них продукция.
1.3. Предметом регионального государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее – контролируемые лица) на особо охраняемых природных территориях регионального значения (далее – ООПТ) и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом от 14.03.95 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Кемеровской области – Кузбасса в области охраны и использования ООПТ, касающихся (далее – обязательные требования):
1.3.1. Режима ООПТ.
1.3.2. Особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах ООПТ.
1.3.3. Режима охранных зон ООПТ.
1.3.4. Соблюдения контролируемыми лицами, предоставляющими услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников на территории ООПТ, требований в части наличия соответствующей аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и (или) инструкторов-проводников при сопровождении ими туристов (экскурсантов), сопровождения туристов (экскурсантов) инструктором-проводником при посещении (прохождении) туристских маршрутов, требующих специального сопровождения, указанных в части первой статьи 19.3 Федерального закона от 24.11.96 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
2. Должностные лица, уполномоченные на осуществление регионального государственного надзора
2.1. Региональный государственный надзор осуществляется Департаментом по охране объектов животного мира Кузбасса (далее – Департамент) на ООПТ регионального значения и в границах их охранных зон.
2.2. Должностными лицами Департамента, уполномоченными на осуществление регионального государственного надзора, являются:
начальник Департамента – главный государственный инспектор Кемеровской области – Кузбасса в области охраны окружающей среды (далее – начальник Департамента);
заместитель начальника Департамента – главного государственного инспектора Кемеровской области – Кузбасса в области охраны окружающей среды – начальник отдела надзора за охраной, воспроизводством и использованием объектов животного мира и водных биологических ресурсов (далее – заместитель начальника Департамента);
начальник отдела особо охраняемых природных территорий;
должностные лица Департамента, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий регионального государственного надзора, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее – инспекторы).
2.3. Должностные лица, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, помимо прав, указанных в части 2 статьи 29 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 248-ФЗ), имеют право:
2.3.1. Проверять наличие разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия.
2.3.2. Проверять имеющиеся у граждан орудия и продукцию природопользования.
2.3.3. Изымать у граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации или нормативные правовые акты Кемеровской области – Кузбасса в области охраны и использования ООПТ, продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства и соответствующие документы.
2.3.4. Направлять в соответствующие органы местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки по фактам размещения объекта капитального строительства на земельном участке в границах ООПТ, ее охранной зоны, режим особой охраны которых не допускает размещение объекта капитального строительства.
2.3.5. Задерживать в границах ООПТ и их охранных зон граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации или иные нормативные правовые акты Кемеровской области – Кузбасса об ООПТ, и доставлять указанных граждан в правоохранительные органы.
2.3.6. Запрашивать в целях проверки у граждан, находящихся на ООПТ и в границах их охранных зон, разрешения на право пребывания на указанных ООПТ и в границах их охранных зон, если законодательством Российской Федерации или нормативными правовыми актами Кемеровской области – Кузбасса предусмотрены такие разрешения.
2.4. Должностные лица, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, помимо обязанностей, указанных в части 1 статьи 29 Федерального закона N 248-ФЗ, обязаны:
2.4.1. Разъяснять контролируемому лицу, его представителю их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав.
2.4.2. Не разглашать информацию, составляющую коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
2.5. Должностным лицом Департамента, уполномоченным на принятие решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, является начальник Департамента или лицо, исполняющее его обязанности.
3. Объекты регионального государственного надзора
3.1. Объектами регионального государственного надзора (далее – объект контроля) являются:
3.1.1. Деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие).
3.1.2. Здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении (и) или пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее – производственные объекты).
3.1.3. Действия по оказанию услуг экскурсоводом (гидом), гидом-переводчиком и инструктором-проводником на ООПТ и в границах их охранных зон.
3.2. Учет объектов контроля осуществляется Департаментом при ведении государственного кадастра ООПТ регионального и местного значения в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.03.2012 N 69 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий».
4. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного надзора
4.1. Департамент при осуществлении регионального государственного надзора относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее – категории риска):
4.1.1. Средний.
4.1.2. Умеренный.
4.1.3. Низкий.
4.2. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Департамент использует перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного надзора, содержащийся в приложении N 1 к настоящему Положению. Выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований осуществляется Департаментом без взаимодействия с контролируемыми лицами на основе сведений о контролируемых лицах, полученных из любых доступных достоверных источников, в том числе при проведении профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, обращений юридических и физических лиц, а также из информационных систем.
4.3. Объекты контроля относятся к определенной категории риска в соответствии со следующими критериями:
4.3.1. К категории среднего риска относится деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций в границах государственных природных заказниках.
4.3.2. К категории умеренного риска относится деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций в границах охранных зон государственных природных заказниках и памятников природы.
4.3.3. К категории низкого риска относится деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций в границах охранных зон памятников природы.
4.4. В случае если объект контроля не отнесен к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
4.5. Объекты, отнесенные в соответствии с пунктом 4.3 настоящего Положения к категориям умеренного или низкого риска, подлежат отнесению к категориям среднего или умеренного риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта регионального государственного надзора к категории риска:
4.5.1. Постановления о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю, гражданину за совершение на ООПТ либо в их охранных зонах административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 23.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами надзорного органа или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами надзорного органа.
4.5.2. Обвинительного приговора, предусматривающего признание должностного лица организации, индивидуального предпринимателя или гражданина виновным в совершении преступления, предусмотренного статьями 250–252, 254–262 Уголовного кодекса Российской Федерации.
4.5.3. Постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю при осуществлении деятельности с использованием объекта регионального государственного надзора в области охраны и использования ООПТ за совершение административного правонарушения, предусмотренного законами Кемеровской области – Кузбасса, которое повлекло за собой возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде или причинение такого вреда.
4.6. Объекты, отнесенные в соответствии с пунктом 4.3 настоящего Положения к категориям среднего или умеренного риска, подлежат отнесению к категориям умеренного или низкого риска соответственно после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами контрольного (надзорного) мероприятия.
4.7. Департамент может проводить следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
4.7.1. Инспекционный визит.
4.7.2. Рейдовый осмотр.
4.7.3. Документарная проверка.
4.7.4. Выездная проверка.
4.8. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий в целях снижения рисков причинения вреда (ущерба) на объектах контроля и оптимизации проведения контрольных (надзорных) мероприятий Департамент формирует и утверждает проверочные листы в соответствии с положениями статьи 53 Федерального закона N 248-ФЗ. Проверочные листы не могут возлагать на контролируемое лицо обязанность по соблюдению обязательных требований, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.9. Проверочные листы подлежат обязательному применению при осуществлении рейдового осмотра и выездной проверки.
4.10. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий не предусмотрено.
5. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
5.1. В рамках осуществления регионального государственного надзора Департаментом проводятся следующие профилактические мероприятия:
5.1.1. Информирование.
5.1.2. Обобщение правоприменительной практики.
5.1.3. Меры стимулирования добросовестности.
5.1.4. Объявление предостережения.
5.1.5. Консультирование.
5.1.6. Профилактический визит.
5.2. Профилактические мероприятия, предусмотренные подпунктами 5.1.5, 5.1.6 настоящего Положения, проводятся только с согласия контролируемых лиц либо по их инициативе, за исключением обязательного профилактического визита, который не предусматривает отказ контролируемого лица от его проведения.
5.3. Информирование.
5.3.1. Департамент осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
5.3.2. Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц, в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ЕПГУ) и иных формах.
5.4. Обобщение правоприменительной практики.
5.4.1. Департамент ежегодно организует подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики за предыдущий календарный год (далее – доклад о правоприменительной практике).
5.4.2. Проект доклада о правоприменительной практике в срок до 15 марта текущего года размещается на официальном сайте Департамента в сети «Интернет» для публичного обсуждения на срок не менее 10 рабочих дней.
5.4.3. Доклад о правоприменительной практике за предыдущий календарный год утверждается приказом Департамента и до 1 апреля текущего года размещается на официальном сайте Департамента в сети «Интернет».
5.5. Меры стимулирования добросовестности.
5.5.1. Для мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований Департамент проводит мероприятие по снижению категории риска объекта контроля до низкой (далее – мера стимулирования добросовестности).
5.5.2. Мера стимулирования добросовестности применяется к контролируемым лицам с учетом наличия:
5.5.2.1. Декларации о соблюдении обязательных требований.
5.5.2.2. Независимой оценки соблюдения обязательных требований.
5.5.2.3. Заключенного контролируемым лицом со страховой организацией договора добровольного страхования рисков причинения вреда (ущерба), объектом которого являются имущественные интересы контролируемого лица, связанные с его обязанностью возместить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, причиненный вследствие нарушения контролируемым лицом обязательных требований.
5.5.2.4. Отсутствие нарушений обязательных требований, выявленных по результатам проведения обязательных профилактических визитов или контрольных (надзорных) мероприятий, в течение 3 лет.
5.6. Объявление предостережения.
5.6.1. В случае наличия у Департамента сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Департамент объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
56.2. Решение об объявлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований принимает начальник Департамента, заместитель начальника Департамента.
5.6.3. Информирование контролируемого лица об объявлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований осуществляется посредством размещения сведений об объявлении указанного предостережения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также посредством направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований электронной почтой по адресу, сведения о котором представлены Департаменту контролируемым лицом либо сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.
5.6.4. Направление контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и размещение информации о его объявлении в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется не позднее 20 рабочих дней со дня получения должностным лицом Департамента сведений, указанных в части 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.6.5. По результатам рассмотрения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемым лицом в течение 10 рабочих дней со дня его получения может быть подано возражение.
5.6.6. В возражении на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований указываются:
5.6.6.1. Наименование Департамента.
5.6.6.2. Информация о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе (наименование, организационно-правовая форма, адрес с почтовым индексом, телефон, факс, адрес электронной почты) либо данные представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя (если возражение подается представителем).
5.6.6.3. Основной государственный регистрационный номер (ОГРН).
5.6.6.4. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
5.6.6.5. Дата и номер предостережения.
5.6.6.6. Обоснование несогласия с доводами, изложенными в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований.
5.6.7. К возражению на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований могут прикладываться документы, подтверждающие незаконность и необоснованность предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
5.6.8. Полномочия представителя контролируемого лица, направившего возражение на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, должны быть подтверждены в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
5.6.9. Возражение контролируемое лицо в Департамент может представить лично, почтовым отправлением, электронной почтой.
5.6.10. В течение 15 рабочих дней со дня получения возражения Департамент направляет контролируемому лицу ответ почтовым отправлением или электронной почтой.
5.6.11. По результатам рассмотрения возражений Департамент принимает одно из следующих решений:
5.6.11.1. Удовлетворяет возражение.
5.6.11.2. Отказывает в удовлетворении возражения.
5.7. Консультирование.
5.7.1. По телефону консультирование осуществляется путем обращения к должностному лицу Департамента, уполномоченному на осуществление контроля в сфере охраны ООПТ, по номеру телефона, размещенному на официальном сайте Департамента в сети «Интернет», в рабочее время.
5.7.2. Посредством видео-конференц-связи консультирование осуществляется путем направления запроса на адрес официальной электронной почты Департамента о наличии технической возможности проведения консультирования в указанном режиме. Срок уведомления обратным письмом на электронную почту составляет 7 рабочих дней.
5.7.3. На личном приеме консультирование осуществляется в последнюю пятницу каждого месяца должностным лицом Департамента, уполномоченным на осуществление контроля в сфере охраны ООПТ, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по контролю в сфере охраны ООПТ, и (или) начальником Департамента.
5.7.4. Департамент осуществляет учет консультирований.
5.7.5. О способе, месте и времени проведения консультирования контролируемое лицо или его представитель извещаются Департаментом в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.7.6. Консультирование (в том числе в письменной форме) контролируемого лица и его представителя осуществляется по следующим вопросам:
5.7.6.1. Об обязательных требованиях, предъявляемых к деятельности контролируемых лиц, соответствии объектов контроля (надзора) критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля (надзора), исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
5.7.6.2. Об осуществлении регионального государственного надзора.
5.7.6.3. Об административной ответственности за нарушение обязательных требований.
5.7.7. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев направления контролируемым лицом запроса в адрес Департамента о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
5.7.8. Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте Департамента в сети «Интернет» письменного разъяснения, подписанного начальником Департамента.
5.7.9. При проведении консультирования может осуществляться аудиовидеозапись.
5.7.10. Департамент не представляет контролируемым лицам и их представителям в письменной форме информацию по вопросам устного консультирования.
5.8. Профилактический визит.
5.8.1. Контролируемое лицо вправе обратиться в Департамент с заявлением о проведении в отношении его профилактического визита, которое рассматривается Департаментом в порядке, установленном статьей 52.2 Федерального закона N 248-ФЗ, если такое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением.
5.8.2. Обязательный профилактический визит проводится в случаях, предусмотренных статьей 52.1 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.8.3. По итогам обязательного профилактического визита инспектор составляет акт о проведении обязательного профилактического визита по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
5.8.4. Порядок проведения профилактического визита предусматривает проведение Департаментом следующих действий:
5.8.4.1. Согласование с контролируемым лицом даты проведения профилактического визита в течение 20 рабочих дней любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.
5.8.4.2. Уведомление контролируемого лица о форме проведения профилактического визита, который может проводиться по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо с использованием видео-конференц-связи или мобильного приложения «Инспектор».
5.8.4.3. Проведение профилактического визита в виде профилактической беседы.
5.8.4.4. Информирование контролируемого лица об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля (надзора), их соответствии критериям риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объектов контроля (надзора) в соответствии с присвоенной категорией риска.
5.8.5. В отношении объектов контроля (надзора), отнесенных к категориям среднего или умеренного риска, обязательный профилактический визит проводится с периодичностью, определенной постановлением Правительства Российской Федерации.
5.8.6. В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля (надзора) представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, Департамент в течение 1 рабочего дня обязан принять решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
5.8.7. Региональный государственный надзор на территориях опережающего развития Кемеровской области – Кузбасса осуществляется с учетом особенностей, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2024 N 698 «Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территориях опережающего развития и на территории свободного порта Владивосток».
6. Осуществление регионального государственного надзора
6.1. При осуществлении регионального государственного надзора проводятся:
6.1.1. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия.
6.1.2. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом.
6.2. При осуществлении регионального государственного надзора, взаимодействием Департамента с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие), запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия должностного лица на общедоступных производственных объектах).
6.3. Взаимодействие с контролируемым лицом на внеплановой основе осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
6.3.1. Инспекционный визит.
6.3.2. Рейдовый осмотр.
6.3.3. Документарная проверка.
6.3.4. Выездная проверка.
6.4. Инспекционный визит, выездная проверка, рейдовый осмотр могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения «Инспектор».
6.5. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
6.5.1. Наблюдение за соблюдением обязательных требований.
6.5.2. Выездное обследование.
6.6. В случае если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие может быть проведено только после согласования с органами прокуратуры, указанное мероприятие проводится после такого согласования.
6.7. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся Департаментом на основании заданий уполномоченных должностных лиц Департамента.
6.8. Контрольные (надзорные) мероприятия при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся Департаментом на основании решений уполномоченных должностных лиц Департамента.
6.9. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.10. Оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований Департаментом не может проводиться иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пунктах 6.3, 6.5 настоящего Положения.
6.11. Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, могут проводиться на внеплановой основе только путем совершения Департаментом и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, следующих контрольных (надзорных) действий:
6.11.1. Осмотр.
6.11.2. Досмотр.
6.11.3. Опрос.
6.11.4. Получение письменных объяснений.
6.11.5.Истребование документов.
6.11.6. Отбор проб (образцов).
6.11.7. Инструментальное обследование.
6.11.8. Экспертиза.
6.12. Контрольные (надзорные) мероприятия подлежат проведению с учетом внутренних правил и (или) установлений контролируемых лиц, режима работы объекта контроля (надзора), если они не создают непреодолимого препятствия по проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
6.13. Индивидуальные предприниматели и граждане, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Департамент информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае назначения административного наказания контролируемому лицу в виде административного ареста, избрания в отношении подозреваемого в совершении преступления контролируемого лица меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрете определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста, заболевания, связанного с утратой трудоспособности, отпуска (при представлении подтверждающих документов). Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Департаментом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения в Департамент.
6.14. Совершение контрольных (надзорных) действий и их результаты отражаются в документах, составляемых Департаментом и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий.
6.15. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации должностным лицом Департамента и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
6.16. Порядок осуществления фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, способов фиксации доказательств в ходе контрольного (надзорного) принятия включает в себя:
6.16.1. Принятие должностным лицом Департамента решения о применении фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств.
6.16.2. Извещение контролируемого лица, а также представителя контролируемого лица о ведении фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи иных способов фиксации доказательств.
6.16.3. Указание при ведении аудио- и (или) видеозаписи должностным лицом Департамента наименования проводимого контрольного (надзорного) мероприятия, адреса, даты и времени его проведения, а также должности, фамилии, имени и отчества (при наличии) всех лиц, принимающих участие в проводимом контрольном (надзорном) мероприятии.
6.16.4. Внесение в акт контрольного (надзорного) мероприятия информации о технических средствах, использованных при фотосъемке, аудио- и видеозаписи, иных способах фиксации доказательств.
6.16.5. Обеспечение сохранности информации, полученной по средствам фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств.
6.17. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
6.18. При проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом (его представителем) в месте осуществления деятельности контролируемого лица, контролируемому лицу (его представителю) инспектором предъявляются служебное удостоверение, заверенная печатью бумажная копия либо решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, а также сообщается учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
6.19. По требованию контролируемого лица инспектор обязан предоставить информацию об экспертах, экспертных организациях и иных лицах, привлекаемых для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в целях подтверждения полномочий.
6.20. В случае если проведение контрольного (надзорного) мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, инспектор составляет акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в порядке, предусмотренном частями 4, 5 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ. В этом случае инспектор вправе совершить контрольные (надзорные) действия в рамках указанного контрольного (надзорного) мероприятия в любое время до завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом.
6.21. В случае, указанном в пункте 6.20 настоящего Положения, уполномоченное должностное лицо Департамента вправе принять решение о проведении в отношении контролируемого лица такого же контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры.
6.22. В целях снижения рисков причинения вреда (ущерба) на объектах контроля и оптимизации проведения контрольных (надзорных) мероприятий Департамент формирует и утверждает проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований). Проверочные листы не могут возлагать на контролируемое лицо обязанность по соблюдению обязательных требований, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6.23. Уклонение контролируемого лица от проведения контрольного (надзорного) мероприятия или воспрепятствование его проведению влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
6.24. Срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, установленный настоящим Положением, может быть приостановлен начальником Департамента на основании мотивированного представления должностного лица Департамента в случае, если срок осуществления экспертиз превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия на срок осуществления экспертиз. Срок осуществления экспертиз определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз.
6.25. В отношении проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований, выездного обследования не требуется принятие решения о проведении данного контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного пунктом 6.7 настоящего Положения.
6.26. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий, которые в соответствии с требованиями настоящего Положения должны проводиться в присутствии контролируемого лица либо его представителя, присутствие контролируемого лица либо его представителя обязательно, за исключением проведения контрольных (надзорных) мероприятий, совершения контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом. В случаях отсутствия контролируемого лица либо его представителя, представления контролируемым лицом информации Департаменту о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, контрольные (надзорные) действия совершаются, если оценка соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена без присутствия контролируемого лица, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
6.27. В день подписания решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в целях согласования его проведения Департамент направляет в орган прокуратуры сведения о внеплановом контрольном (надзорном) мероприятии с приложением копии решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для его проведения.
6.28. Направление сведений и документов, предусмотренных пунктом 6.27 настоящего Положения, осуществляется посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением направления сведений и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну.
6.29. Департамент при поступлении сведений, предусмотренных частью 1 статьи 60 Федерального закона N 248-ФЗ, и в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению и устранению нарушений обязательных требований приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно (в течение 24 часов после поступления указанных сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных пунктом 6.27 настоящего Положения. В этом случае контролируемое лицо может не уведомляться о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
6.30. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
6.30.1. Осмотр.
6.30.2. Опрос.
6.30.3. Получение письменных объяснений.
6.30.4. Истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
6.31. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта.
6.32. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте контроля не может превышать 1 рабочий день.
6.33. Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения.
6.34. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
6.34.1. Осмотр.
6.34.2. Досмотр.
6.34.3. Опрос.
6.34.4. Получение письменных объяснений.
6.34.5. Истребование документов.
6.34.6. Отбор проб (образцов).
6.34.7. Инструментальное обследование.
6.34.8. Экспертиза.
6.35. Сокращенный объем совершения отдельных контрольных (надзорных) действий при проведении рейдового осмотра в отношении производственных объектов, отнесенных к определенным категориям риска, не предусмотрен.
6.38. Срок проведения рейдового осмотра не может превышать 10 рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать 1 рабочий день.
6.37. В случае если в результате рейдового осмотра были выявлены нарушения обязательных требований, инспектор на месте проведения рейдового осмотра составляет акт контрольного (надзорного) мероприятия в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение обязательных требований.
6.38. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
6.38.1. Получение письменных объяснений.
6.38.2. Истребование документов.
6.38.3. Экспертиза.
6.39. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Департамента, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, Департамент направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение 10 рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в Департамент указанные в требовании документы.
6.40. В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Департамента документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного надзора, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые письменные пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в Департамент письменные пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Департамента документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного надзора, вправе дополнительно представить в Департамент документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
6.41. При проведении документарной проверки Департамент не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов.
6.42. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. На период с момента направления Департаментом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Департамент, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Департамента о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Департамента документах, и требования представить необходимые письменные объяснения до момента представления указанных письменных объяснений в Департамент исчисление срока проведения документарной проверки приостанавливается.
6.43. Внеплановая документарная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случая ее проведения в соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.44. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
6.45. Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным:
6.45.1. Удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении Департамента или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица.
6.45.2. Оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля (надзора) обязательным требованиям без выезда на указанное в пункте 6.44 настоящего Положения место и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.
6.46. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.47. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
6.47.1. Осмотр.
6.47.2. Досмотр.
6.47.3. Опрос.
6.47.4. Получение письменных объяснений.
6.47.5. Истребование документов.
6.47. Отбор проб (образцов).
6.47.7. Инструментальное обследование.
6.47.8. Экспертиза.
6.48. Отбор проб (образцов) продукции (товаров), результатов выполненной работы или оказанной услуги в ходе выездной проверки может осуществляться исключительно при отсутствии возможности оценки соблюдения обязательных требований иными способами, без отбора проб (образцов) продукции (товаров), результатов выполненной работы или оказанной услуги.
6.49. В случае если в ходе выездной проверки осуществлялся отбор проб (образцов) продукции (товаров) и не были выявлены нарушения обязательных требований к безопасности и (или) качеству продукции (товаров), влекущие риски причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а продукция (товары) не подлежит возврату вследствие утраты продукцией (товарами) потребительских свойств либо в соответствии с требованиями, установленными правилами продажи отдельных видов продукции (товаров), Департамент возмещает лицу, у которого она была изъята, стоимость утраченной продукции (утраченных товаров) за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
6.50. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
6.51. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является наступление события, указанного в программе проверок, и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
6.52. Территориями (акваториями) осуществления постоянного рейда являются территории в границах ООПТ и в границах их охранных зон в соответствии с решением Департамента (далее – территория постоянного рейда).
6.53. Постоянный рейд заключается в возможности перемещения инспектора по территории постоянного рейда в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований.
6.54. Пункты контроля при осуществлении постоянного рейда не устанавливаются.
6.55. В решении Департамента указываются перечень территорий постоянного рейда, а также должностных лиц, уполномоченных на проведение постоянного рейда на территориях постоянного рейда.
6.56. Постоянный рейд осуществляется в отношении транспортных средств, иных производственных объектов, деятельности и действий юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан на территории постоянного рейда.
6.57. При осуществлении постоянного рейда могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
6.57.1. Осмотр.
6.57.2. Досмотр.
6.57.3. Опрос.
6.57.4. Истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в транспортном средстве, на ином производственном объекте или у контролируемого лица.
6.58. Контролируемые лица, их представители и работники, находящиеся на территории (акватории) постоянного рейда, обязаны по требованию инспектора:
6.58.1. Остановиться.
6.58.2. Обеспечить беспрепятственный доступ к производственному объекту.
6.58.3. Представить для ознакомления документы, которые в соответствии с обязательными требованиями должны быть у контролируемого лица.
6.59. При осуществлении постоянного рейда время взаимодействия инспектора с одним контролируемым лицом не может составлять более 30 минут (в данный период времени не включается оформление акта контрольного (надзорного) мероприятия).
6.60. В случае если в результате постоянного рейда были выявлены нарушения обязательных требований, инспектор на месте составляет отдельный акт контрольного (надзорного) мероприятия в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение обязательных требований.
7. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
7.1. Результаты контрольных (надзорных) мероприятий оформляются в соответствии с главой 16 Федерального закона N 248-ФЗ.
7.2. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия. Консультации по вопросу рассмотрения поступивших возражений в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия могут проводиться по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме.
7.3. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Должностное лицо Департамента, уполномоченное на осуществление контроля в сфере охраны ООПТ, вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
7.4. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом Департамент в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
7.4.1. Выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений, которое содержит следующие данные:
7.4.1.1. Дату и место составления предписания.
7.4.1.2. Дату и номер акта контрольного (надзорного) мероприятия, на основании которого выдается предписание.
7.4.1.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность лица (лиц), выдавшего (выдавших) предписание.
7.4.1.4. Наименование контролируемого лица, фамилию, имя, отчество (при наличии), должность законного представителя контролируемого лица (фамилию, имя, отчество (при наличии) проверяемого индивидуального предпринимателя, физического лица или его представителя).
7.4.1.5. Содержание предписания – обязательные требования, которые нарушены.
7.4.1.6. Основание выдачи предписания – реквизиты нормативных правовых актов, которыми установлены обязательные требования, с указанием их структурных единиц (статьи, части, пункта, подпункта, абзаца).
7.4.1.7.Сроки исполнения предписания.
7.4.1.8. Сведения о вручении предписания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу (либо их законным представителям), которым вынесено предписание, их подписи, расшифровку подписей, дату вручения либо отметку об отправлении предписания почтой.
7.4.2. Незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном отзыве продукции (товаров), представляющей опасность для жизни, здоровья людей и окружающей среды, о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов и о доведении до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом контроля, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов, производимые и реализуемые ими товары, выполняемые работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен.
7.4.3. При выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
7.4.4. Принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд.
7.4.5. Рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
7.5. Органом, осуществляющим контроль за исполнением предписаний, предостережений, представлений, постановлений о назначении административного наказания (далее – решения), вынесенных Департаментом, является Департамент. Должностными лицами Департамента, уполномоченными на осуществление контроля в сфере охраны ООПТ, в том числе вынесшими решение, рассматриваются следующие вопросы, связанные с исполнением решения:
7.5.1. О разъяснении способа и порядка исполнения решения.
7.5.2. Об отсрочке исполнения решения.
7.5.3. О приостановлении исполнения решения.
7.5.4. О возобновлении ранее приостановленного исполнения решения.
7.5.5. О прекращении исполнения решения.
7.6. Вопросы, связанные с исполнением решения, рассматриваются должностным лицом Департамента, уполномоченным на осуществление контроля в сфере охраны ООПТ, вынесшим решение, по ходатайству контролируемого лица или по представлению иного должностного лица Департамента, уполномоченного на осуществление контроля в сфере охраны ООПТ, в течение 5 дней со дня поступления в Департамент ходатайства или направления представления. В случае отсутствия должностного лица Департамента, уполномоченного на осуществление контроля в сфере охраны ООПТ, вынесшего решение, вопросы передаются на рассмотрение иного должностного лица Департамента, уполномоченного на осуществление контроля в сфере охраны ООПТ, в порядке, установленном Департаментом.
7.7. Должностные лица Департамента, уполномоченные на осуществление контроля в сфере охраны ООПТ, рассматривающие вопросы, связанные с исполнением решения, по ходатайству контролируемого лица, по представлению должностного лица Департамента, уполномоченного на осуществление контроля в сфере охраны ООПТ, вынесшего решение, вправе внести изменения в решение в сторону улучшения положения контролируемого лица.
7.8. Контролируемое лицо информируется о месте и времени рассмотрения вопросов, связанных с исполнением решения, путем направления в его адрес письма Департамента в бумажном виде почтовым отправлением, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица Департамента, уполномоченного на осуществление контроля в сфере охраны ООПТ, на указанный контролируемым лицом адрес электронной почты, либо иными способами, указанными контролируемым лицом в ходатайстве.
7.9. Неявка контролируемого лица без уважительной причины не является препятствием для рассмотрения соответствующих вопросов.
7.10. Решение, принятое по результатам рассмотрения вопросов, связанных с исполнением решения, доводится Департаментом до контролируемого лица путем направления в его адрес письма в бумажном виде почтовым отправлением, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица Департамента, уполномоченного на осуществление контроля в сфере охраны ООПТ, на указанный контролируемым лицом адрес электронной почты, либо иными способами, указанными контролируемым лицом в ходатайстве.
8. Обжалование решений Департамента, действий (бездействия) их должностных лиц
8.1. Жалоба подается контролируемым лицом в Департамент в электронном виде, в том числе с использованием ЕГПУ, почтовым направлением, на личном приеме, за исключением случая, предусмотренного пунктом 8.2 настоящего Положения. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
8.2. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в Департамент:
без использования ЕПГУ и электронного вида направления с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;
с использованием специальной связи на бумажном или электронном носителе (оптическом диске, флэш-накопителе).
8.3. Жалоба на решения Департамента, его структурных подразделений (отделов), действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается в срок не более 15 рабочих дней со дня ее регистрации:
8.3.1. Жалоба на решение структурных подразделений (отделов) Департамента, действия (бездействие) его должностных лиц – начальником Департамента или заместителем начальника Департамента.
8.3.2. Жалоба на действия (бездействие) начальника структурного подразделения (отдела) Департамента – начальником Департамента или заместителем начальника Департамента.
8.3.3. Жалоба на действия (бездействие) заместителя начальника Департамента – начальником Департамента.
8.3.4. Жалоба на решения, действия (бездействие) начальника Департамента рассматривается комиссией, созданной Департаментом, состоящей из 3 должностных лиц Департамента.
8.4. Жалоба контролируемого лица на решение об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска рассматривается в срок не более 5 рабочих дней.
8.5. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления регионального государственного надзора, имеют право на досудебное обжалование:
8.5.1. Решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов.
8.5.2. Актов контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов, предписаний об устранении выявленных нарушений.
8.5.3. Действий (бездействия) должностных лиц Департамента в рамках контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов.
8.5.4. Решений об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска.
8.5.5. Решений об отказе в проведении обязательных профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц.
8.5.6. Иных решений, принимаемых Департаментом по итогам профилактических и (или) контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных настоящим Положением, в отношении контролируемых лиц или объектов контроля.
8.6. Жалоба на решение Департамента, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
8.7. Жалоба на предписание Департамента может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
8.8. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен Департаментом.
8.9. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
8.10. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения Департамента.
8.11. Департамент в срок не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
8.11.1. О приостановлении исполнения обжалуемого решения Департамента.
8.11.2. Об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения Департамента.
8.12. Информация о решении, указанном в пункте 8.11 настоящего Положения, направляется лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения.
8.13. Жалоба должна содержать:
8.13.1. Наименование Департамента, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются.
8.13.2. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней.
8.13.3. Сведения об обжалуемых решении Департамента и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу.
8.13.4. Основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением Департамента и (или) действием (бездействием) должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии.
8.13.5.Требования лица, подавшего жалобу.
8.13.6. Учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия или обязательного профилактического визита в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которых подается жалоба, в случае подачи жалобы по основаниям, предусмотренным пунктами 1–3 части 4 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ.
8.13.7. Учетный номер объекта контроля в едином реестре видов контроля (при обжаловании решения об отнесении объекта контроля к соответствующей категории риска).
8.14. Жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц Департамента либо членов их семей.
8.15. Подача жалобы может быть осуществлена полномочным представителем контролируемого лица в случае делегирования ему соответствующего права с помощью Федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации».
8.16. К жалобе может быть приложена позиция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кемеровской области – Кузбассе, относящаяся к предмету жалобы. Ответ на позицию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кемеровской области – Кузбассе направляется Департаментом лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.
8.17. Департамент принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы, если:
8.17.1. Жалоба подана после истечения сроков подачи жалобы, установленных пунктами 8.6, 8.7 настоящего Положения, и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы.
8.17.2. В удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано.
8.17.3. До принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы.
8.17.4. Имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе.
8.17.5. Ранее в Департамент была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям.
8.1.1. Жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц Департамента, а также членов их семей.
8.17.8. Ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства.
8.17.8. Жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган.
8.17.9. Законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений Департамента.
8.18. Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в подпунктах 8.17.3–8.17.8 настоящего Положения, не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц.
8.19. Департамент при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности, за исключением случаев, когда рассмотрение жалобы связано со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну.
8.20. Рассмотрение жалобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется при обязательном присутствии контролируемого лица, подавшего жалобу. При этом рассмотрение жалобы осуществляется в день, назначенный Департаментом. Извещение контролируемого лица о назначении дня для рассмотрения жалобы в целях обеспечения личного присутствия контролируемого лица направляется контролируемому лицу не менее чем за 5 рабочих дней до дня рассмотрения жалобы со дня представления жалобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, посредством извещения контролируемого лица. Контролируемое лицо в случае невозможности присутствия при рассмотрении жалобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, направляет в Департамент в течение 2 рабочих дней после получения извещения о назначении дня рассмотрения такой жалобы уведомление о невозможности присутствия при рассмотрении такой жалобы.
8.21. В случае получения Департаментом такого уведомления от контролируемого лица жалоба, связанная со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, рассматривается без контролируемого лица. При этом результаты рассмотрения жалобы контролируемое лицо вправе получить лично в Департаменте.
8.22. Департамент должен обеспечить передачу в подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности сведений о ходе рассмотрения жалоб.
8.23. Департамент вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрении жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их уполномоченным органом, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
8.24. Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
8.25. Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.
8.26. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на Департамент, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуются.
8.27. По итогам рассмотрения жалобы Департамент принимает одно из следующих решений:
8.27.1.Оставляет жалобу без удовлетворения.
8.27.2.Отменяет решение полностью или частично.
8.27.3. Отменяет решение полностью и принимает новое решение.
8.27.4. Признает действия (бездействие) должностных лиц Департамента незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
8.28.Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействие) должностного лица Департамента, а также принимаемые им решения при исполнении государственной функции, повлекшие за собой нарушения требований законодательства Российской Федерации, а также нарушения прав заявителя.
8.29. Решение Департамента, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, направляется контролируемому лицу в срок не позднее 1 рабочего дня со дня его принятия.
9. Ключевые показатели регионального государственного надзора
9.1. Доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений обязательных требований – 70%.
9.2. Доля обоснованных жалоб на действия (бездействие) Департамента и (или) его должностного лица при проведении контрольных (надзорных) мероприятий – 0%.
9.3. Доля отмененных результатов контрольных (надзорных) мероприятий – 0%.
9.4. Доля вынесенных судебных решений о назначении административного наказания по материалам контрольного (надзорного) органа – 95%.
9.5. Доля отмененных в судебном порядке постановлений по делам об административных правонарушениях от общего количества, вынесенных Департаментом постановлений, за исключением постановлений, отмененных на основании статей 2.7, 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, – 5%.
10. Индикативные показатели регионального государственного надзора
10.1. Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период.
10.2. Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных на основании выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, за отчетный период.
10.3. Общее количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием, проведенных за отчетный период.
10.4. Количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период.
10.5. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия, за отчетный период.
10.6. Количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период.
10.7. Количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных за отчетный период.
10.8. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований, за отчетный период.
10.9. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчетный период.
10.10. Сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период.
10.11. Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период.
10.12. Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период.
10.13. Общее количество учтенных объектов контроля на конец отчетного периода.
10.14. Количество учтенных объектов контроля, отнесенных к категориям риска, по каждой из категорий риска, на конец отчетного периода.
10.15. Количество учтенных контролируемых лиц на конец отчетного периода.
10.16. Количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия, за отчетный период.
10.17. Общее количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, за отчетный период.
10.18. Количество жалоб, в отношении которых контрольным (надзорным) органом был нарушен срок рассмотрения, за отчетный период.
10.19. Количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения Департамента, либо о признании действий (бездействия) должностных лиц Департамента недействительными, за отчетный период.
10.20. Количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц Департамента, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, за отчетный период.
10.21. Количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц Департамента, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, за отчетный период.
10.22. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению регионального государственного надзора и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период.
Приложение N 1
к Положению о региональном
государственном контроле (надзоре) в
области охраны и использования особо
охраняемых природных территорий
регионального значения
ПЕРЕЧЕНЬ
индикаторов риска нарушения обязательных требований
1. Сокращение в течение 3 предшествующих лет более чем на 20% численности редких, находящихся под угрозой исчезновения, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Кемеровской области – Кузбасса растений, грибов и (или) животных на земельных (лесных) участках, расположенных в границах особо охраняемой природной территории регионального значения и (или) в границах охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения.
2. Сокращение в течение 3 предшествующих лет более чем на 50% численности растений, грибов и (или) животных, не отнесенных к разряду редких, находящихся под угрозой исчезновения, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Кемеровской области – Кузбасса, на земельных (лесных) участках, расположенных в границах особо охраняемой природной территории регионального значения и (или) в границах охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения.
Приложение N 2
к Положению о региональном
государственном контроле (надзоре) в области
охраны и использования особо охраняемых
природных территорий регионального значения
АКТ N____
профилактического визита
____________________ _________________
(место) (дата)
Мы, ___________________________________
(указываются должности, фамилии, имена, отчества (последнее при наличии) лиц, уполномоченных
на проведение профилактического визита)
«____» ___ 20___ года с «____» часов «______» минут до «____» часов «___» минут провели профилактический визит в рамках: ____________
(указывается наименование государственного контроля (надзора)
Профилактический визит проведен по месту осуществления деятельности контролируемого лица: ____________________________.
(указываются для юридического лица: наименование, юридический адрес, ОГРН, ИНН, фамилия, имя, отчество (последнее при наличии) руководителя; для индивидуального предпринимателя: фамилия, имя, отчество (последнее при наличии), ОГРНИП, ИНН, адрес проживания; для физического лица: фамилия, имя, отчество (последнее при наличии), адрес проживания или адрес фактического осуществления подконтрольной (поднадзорной) деятельности)
При проведении профилактического визита присутствовали: ____.
(указываются для юридического лица: наименование, юридический адрес, ОГРН, ИНН, фамилия, имя, отчество (последнее при наличии) руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица; для индивидуального предпринимателя: фамилия, имя, отчество
(последнее при наличии), ОГРНИП, ИНН, адрес проживания; для физического лица: фамилия, имя, отчество (последнее при наличии), адрес проживания или адрес фактического осуществления подконтрольной (поднадзорной) деятельности)
В ходе проведения профилактического визита выявлены нарушения обязательных требований, получены сведения о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований (с указанием положений нормативных правовых актов):
___________________________________________________
_________________________________________________.
(указываются сведения о результатах профилактического визита, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, признаках нарушения обязательных требований с указанием их видов)
В ходе проведения профилактического визита контролируемое лицо проинформировано об обязательных требованиях, предъявляемых к деятельности контролируемого лица либо к принадлежащим ему объектам контроля (надзора), их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля (надзора).
Приложение: на ______ л. в 1 экз.
Подписи уполномоченных должностных лиц, проводивших профилактический визит:
___________________ ______________ ______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
_____________________ ______________ ____________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
_____________________ ______________ ___________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
С актом проведения профилактического визита ознакомлен(а), копию акта со всеми приложениями получил(а)
_______________________________________________________
(указываются для юридического лица: наименование, юридический адрес, ОГРН, ИНН, фамилия, имя, отчество (последнее при наличии) руководителя; для индивидуального предпринимателя: фамилия, имя, отчество (последнее при наличии), ОГРНИП, ИНН, адрес проживания; для физического лица: фамилия, имя, отчество (последнее при наличии), адрес проживания или адрес фактического осуществления подконтрольной (поднадзорной) деятельности)
Отметка о невозможности ознакомления (дата и время) контролируемых лиц или их представителей с актом профилактического визита: ____________________________________________________________
Отметка о направлении акта профилактического визита почтовым отправлением с уведомлением о вручении __________________
(номер почтового трекера)
или в электронном виде _____________________________
(адрес электронной почты)