Правовые акты Кемеровской области - Кузбасса
ПРАВОВЫЕ АКТЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Правительства Кемеровской области -Кузбасса от 29.05.2025 N 321 "О внесении изменений в постановление Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 24.09.2021 N 570 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания"

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ - КУЗБАСС

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 29 мая 2025 г. N 321

г. Кемерово

 

О внесении изменений в постановление Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 24.09.2021 N 570 «Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания»

 

 

 

Правительство Кемеровской области – Кузбасса постановляет:

 

1. Внести в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания, утвержденное постановлением Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 24.09.2021 N 570 «Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания» (в редакции постановлений Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 18.12.2023 N 835, от 01.11.2024 N 714), изменение, изложив его в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление подлежит опубликованию в сетевом издании «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса».

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Кемеровской области – Кузбасса (по вопросам социального развития) Воронину Е.А.

 

 

 

Первый заместитель Губернатора

Кемеровской области – Кузбасса –

председатель Правительства

Кемеровской области – Кузбасса          А.А. Панов

 

 

 

 

Приложение

к постановлению Правительства

Кемеровской области – Кузбасса

от 29 мая 2025 г. N 321

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о региональном государственном контроле (надзоре)

в сфере социального обслуживания

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления Министерством труда и социальной защиты Кузбасса (далее – Министерство) регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания (далее – государственный контроль) с учетом положений Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 248-ФЗ).

1.2. Предметом государственного контроля является соблюдение юридическими лицами из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание (далее – контролируемые лица), требований Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Кемеровской области – Кузбасса, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания, требований Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг (далее – обязательные требования).

1.3. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля, являются должностные лица Министерства, должностными регламентами которых установлена обязанность по осуществлению государственного контроля (начальник отдела, заместитель начальника отдела, ведущий консультант, консультант).

1.4. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются министр труда и социальной защиты Кузбасса и заместитель министра труда и социальной защиты Кузбасса, курирующий данное направление деятельности (далее соответственно – министр, заместитель министра).

1.5. Должностные лица Министерства при проведении контрольных (надзорных) мероприятий пользуются правами и выполняют обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона N 248-ФЗ. Несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.6. Государственный контроль на территориях опережающего развития Кемеровской области – Кузбасса осуществляется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ «О территориях опережающего развития в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2024 N 698 «Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территориях опережающего развития и на территории свободного порта Владивосток».

1.7. Министерство осуществляет государственный контроль в отношении контролируемых лиц.

1.8. Объектами государственного контроля (далее – объект контроля) являются:

деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования;

результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе услуги, к которым предъявляются обязательные требования.

1.9. Министерство осуществляет учет объектов контроля путем ведения перечня объектов контроля в едином реестре видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее – единый реестр видов контроля).

Министерство публикует часть официального сайта единого реестра видов контроля в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для отображения перечня объектов контроля (виджет) на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт Министерства) в соответствии с пунктом 5(1) Правил формирования и ведения единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, являющихся приложением N 1 к Правилам ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 N 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» (далее – Правила формирования и ведения ЕРВК).

1.10. При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета Министерство использует информацию, представляемую ему в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.

1.11. При осуществлении учета объектов контроля на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.

 

2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля

 

2.1. При осуществлении государственного контроля применяется система оценки и управления рисками.

2.2. Решения об отнесении объектов контроля к категориям риска принимаются путем подписания усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном пунктом 13 Правил формирования и ведения ЕРВК, данных об объекте контроля с указанием сведений о контролируемых лицах, описания объекта контроля и присвоенной категории риска в перечне объектов контроля, указанном в пункте 1.9 настоящего Положения.

2.3. При определении критериев риска оценка вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проводится с учетом предшествующих данных о фактическом причинении вреда (ущерба) вследствие наступления событий, вызванных определенными источниками и причинами риска причинения вреда (ущерба), по различным видам объектов контроля с выделением видов объектов контроля, характеризующихся схожей или различной частотой случаев фактического причинения вреда (ущерба).

2.4. При определении критериев риска оценка добросовестности контролируемых лиц проводится с учетом следующих сведений (при их наличии):

реализация контролируемыми лицами мероприятий по снижению риска причинения вреда (ущерба) и предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

наличие внедренных сертифицированных систем внутреннего контроля в соответствующей сфере деятельности;

предоставление контролируемыми лицами доступа Министерству к своим информационным ресурсам;

независимая оценка соблюдения обязательных требований;

добровольная сертификация, подтверждающая повышенный необходимый уровень безопасности охраняемых законом ценностей;

заключение контролируемым лицом со страховой организацией договора добровольного страхования рисков причинения вреда (ущерба), объектом которого являются имущественные интересы контролируемого лица, связанные с его обязанностью возместить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, причиненный вследствие нарушения контролируемым лицом обязательных требований;

отсутствие нарушений обязательных требований, выявленных по результатам проведения обязательных профилактических визитов или контрольных (надзорных) мероприятий, в течение определенного периода времени.

2.5. При отнесении объектов контроля к категориям риска, применении критериев риска и выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований Министерством могут использоваться сведения, характеризующие уровень рисков причинения вреда (ущерба), полученные с соблюдением требований законодательства Российской Федерации из любых источников, обеспечивающих их достоверность, в том числе в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, из отчетности, представление которой предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, по результатам предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации, а также сведения, содержащиеся в информационных ресурсах, в том числе обеспечивающих прослеживаемость, учет, автоматическую фиксацию информации и иные сведения об объектах контроля.

2.6. Сбор, обработка, анализ и учет сведений об объектах контроля в целях их отнесения к категориям риска либо определения индикаторов риска нарушения обязательных требований осуществляются Министерством без взаимодействия с контролируемыми лицами (за исключением сбора, обработки, анализа и учета сведений в рамках обязательного профилактического визита). При осуществлении сбора, обработки, анализа и учета сведений об объектах контроля в целях их отнесения к категориям риска либо определения индикаторов риска нарушения обязательных требований на контролируемых лиц не могут возлагаться дополнительные обязанности, не предусмотренные федеральными законами.

2.7. Отнесение объекта контроля к одной из категорий риска осуществляется Министерством на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями риска.

2.8. Министерство в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска должно внести соответствующие изменения в единый реестр видов контроля об изменении категории риска указанного объекта контроля.

2.9. Контролируемое лицо, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – единый портал), вправе подать в Министерство заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов контроля в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.

2.10. Министерство при осуществлении государственного контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска:

высокий риск;

средний риск;

низкий риск.

2.11. Критериями отнесения объектов контроля к категориям риска с учетом тяжести и вероятности причинения контролируемыми лицами вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в результате наступления негативных событий, а также вероятности несоблюдения ими обязательных требований являются:

наличие выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий нарушений обязательных требований;

предоставление контролируемым лицом социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.

2.12. Объект контроля относится к категории высокого риска, если:

в ходе последнего контрольного (надзорного) мероприятия, обязательного профилактического визита, проведенных в течение 2 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска, выявлены нарушения соблюдения обязательных требований;

контролируемое лицо предоставляет социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.

2.13. Объект контроля относится к категории среднего риска, если:

в ходе последнего контрольного (надзорного) мероприятия, обязательного профилактического визита, проведенных в течение 2 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска, не выявлены нарушения соблюдения обязательных требований или в отношении контролируемого лица контрольные (надзорные) мероприятия, обязательный профилактический визит ранее не проводились;

контролируемое лицо предоставляет социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.

2.14. При отсутствии предоставления контролируемым лицом социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания объект контроля относится к категории низкого риска.

2.15. Виды, периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, периодичность проведения обязательных профилактических визитов в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска, устанавливаются соразмерно рискам причинения вреда (ущерба).

2.16. В отношении объектов контроля, которые отнесены к категории высокого риска, проводится 1 плановое контрольное (надзорное) мероприятие в 2 года либо 1 обязательный профилактический визит в год.

2.17. В отношении объектов контроля, которые отнесены к категории среднего и низкого риска, плановые контрольные надзорные мероприятия не проводятся.

 

3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

 

3.1. Министерством ежегодно утверждается программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

3.2. Министерством могут проводиться следующие профилактические мероприятия:

информирование;

обобщение правоприменительной практики;

объявление предостережения;

консультирование;

профилактический визит.

3.3. Проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований осуществляется в порядке, установленном статьями 46, 47, 49, 50, 52–522 Федерального закона N 248-ФЗ.

3.4. Министерство при проведении профилактических мероприятий осуществляет взаимодействие с контролируемыми лицами только в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ.

3.5. В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Министерства незамедлительно направляет информацию об этом министру или заместителю министра для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий либо в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ, принимает меры, указанные в статье 90 Федерального закона N 248-ФЗ.

3.6. Министерством осуществляется информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в порядке, предусмотренном статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.

3.7. Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Министерства, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.

3.8. Министерство ежегодно не позднее 15 марта года, следующего за отчетным, по итогам обобщения правоприменительной практики подготавливает доклад, содержащий сведения о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях видов контроля, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей, а также подготавливает предложения по результатам обобщения правоприменительной практики (далее – доклад о правоприменительной практике).

3.9. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом Министерства и размещается на официальном сайте Министерства в срок, не превышающий 10 дней со дня его утверждения.

3.10. В случае наличия у Министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

3.11. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ, и содержит указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов, сроки для устранения последствий, возникших в результате действий (бездействия) контролируемого лица, которые могут привести или приводят к нарушению обязательных требований.

3.12. Контролируемое лицо в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в Министерство возражение в отношении предостережения.

3.13. В возражении в отношении предостережения указываются:

наименование контролируемого лица;

идентификационный номер налогоплательщика контролируемого лица;

дата и номер направленного предостережения;

обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.

3.14. Возражения направляются контролируемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением в Министерство, либо в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты Министерства, либо иными указанными в предостережении способами.

3.15. В случае получения от контролируемого лица возражения в отношении предостережения Министерство рассматривает указанное возражение в течение 15 рабочих дней со дня его получения.

3.16. По результатам рассмотрения возражения в отношении предостережения Министерство принимает одно из следующих решений:

удовлетворить возражение в отношении предостережения в форме отмены объявленного предостережения;

отказать в удовлетворении возражения в отношении предостережения.

3.17. Информация о принятом решении, предусмотренном пунктом 3.16 настоящего Положения, в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется контролируемому лицу, представившему возражение в отношении предостережения, по почте и (или) электронной почте (при наличии).

3.18. Министерство осуществляет учет объявленных им предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

3.19. Должностное лицо Министерства по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование (дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля). Консультирование осуществляется без взимания платы.

3.20. Должностные лица Министерства осуществляют консультирование по следующим вопросам:

профилактика рисков нарушения обязательных требований;

соблюдение обязательных требований в сфере социального обслуживания;

порядок осуществления государственного контроля;

порядок обжалования решений Министерства;

иные вопросы, касающиеся осуществления государственного контроля.

3.21. Консультирование может осуществляться должностным лицом Министерства по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

3.22. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев, установленных настоящим Положением.

3.23. Индивидуальные консультации и разъяснения по вопросам соблюдения обязательных требований даются контролируемым лицам в случае поступления соответствующего запроса контролируемого лица.

Такой запрос может быть направлен в Министерство любым доступным способом, обеспечивающим идентификацию контролируемого лица и его контактных данных, в том числе с использованием интерактивного сервиса «Электронная приемная» или «Личный кабинет» контролируемого лица.

3.24. Подготовленные индивидуальные консультации направляются контролируемому лицу заказным почтовым отправлением и (или) по электронной почте (при наличии) в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

3.25. В случае невозможности однозначной идентификации контролируемого лица и его контактных данных индивидуальная консультация по запросу контролируемого лица не предоставляется.

3.26. При осуществлении консультирования должностное лицо Министерства обязано соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.27. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Министерства, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия.

3.28. Информация, ставшая известной должностному лицу Министерства в ходе консультирования, не может использоваться Министерством в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.

3.29. Министерство осуществляет учет консультирований.

3.30. Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте Министерства письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Министерства.

3.31. Министерство проводит профилактические визиты в соответствии со статьями 52–522 Федерального закона N 248-ФЗ.

3.32. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, о рекомендуемых способах снижения категории риска, видах, содержании и интенсивности мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля, исходя из отнесения его к соответствующей категории риска, а должностные лица Министерства осуществляют ознакомление с объектом контроля, сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска, и проводят оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

3.33. Обязательный профилактический визит проводится Министерством в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 521 Федерального закона N 248-ФЗ.

3.34. Обязательный профилактический визит не предусматривает отказ контролируемого лица от его проведения.

3.35. В рамках обязательного профилактического визита должностным лицом Министерства, уполномоченным на его проведение, при необходимости проводится осмотр, истребование необходимых документов.

3.36. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 10 рабочих дней.

3.37. По окончании проведения обязательного профилактического визита составляется акт о проведении обязательного профилактического визита в порядке, предусмотренном статьей 90 Федерального закона N 248-ФЗ для контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае невозможности проведения обязательного профилактического визита и (или) уклонения контролируемого лица от его проведения должностным лицом Министерства составляется акт о невозможности проведения обязательного профилактического визита в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 65 Федерального закона N 248-ФЗ для контрольных (надзорных) мероприятий.

3.38. При выявлении нарушений обязательных требований при проведении обязательного профилактического визита контролируемому лицу выдается предписание об их устранении в порядке, предусмотренном статьей 901 Федерального закона N 248-ФЗ, в случае, если такие нарушения не устранены до окончания проведения обязательного профилактического визита.

3.39. Профилактический визит по инициативе контролируемого лица проводится в соответствии со статьей 522 Федерального закона N 248-ФЗ.

3.40. Контролируемое лицо вправе отозвать заявление либо направить отказ от проведения профилактического визита, уведомив об этом Министерство не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.

3.41. Разъяснения и рекомендации, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.

3.42. Предписания об устранении выявленных в ходе профилактического визита нарушений обязательных требований контролируемым лицам не могут выдаваться.

3.43. В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Министерства незамедлительно направляет информацию об этом министру или заместителю министра для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

 

4. Осуществление государственного контроля

 

4.1. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся Министерством на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.

4.2. План проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий формируется Министерством в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2428 «О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года».

4.3. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, которое подписывается уполномоченным должностным лицом Министерства, указанным в пункте 1.4 настоящего Положения.

4.4. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ, а также содержится перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля.

4.5. Государственный контроль осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

инспекционный визит;

документарная проверка;

выездная проверка;

наблюдение за соблюдением обязательных требований.

 

5. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий

 

5.1. В ходе инспекционного визита должностными лицами Министерства могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).

5.2. Инспекционный визит может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения «Инспектор».

5.3. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и не может превышать 1 рабочий день.

5.4. Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1–5, 7, 9 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.

5.5. Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.

5.6. В ходе документарной проверки должностными лицами Министерства могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

получение письменных объяснений;

истребование документов.

5.7. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

5.8. Документарная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1–5, 7, 9 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.

5.9. Внеплановая документарная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случая ее проведения в соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.

5.10. В ходе выездной проверки должностными лицами Министерства могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов.

5.11. Выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1–5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.

5.12. Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.

5.13. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

5.14. Выездная проверка может быть проведена с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения «Инспектор».

5.15. Должностными лицами Министерства производится наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в соответствии со статьей 74 Федерального закона N 248-ФЗ.

5.16. Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, Министерством могут быть приняты следующие решения:

решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ;

решение об объявлении предостережения.

 

6. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия

 

6.1. К результатам контрольного (надзорного) мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение Министерством мер, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.

6.2. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее также – акт). В случае если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.

6.3. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации.

6.4. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6.5. Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.

6.6. Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, установленных пунктом 6.7 настоящего Положения.

6.7. В случае проведения контрольных (надзорных) мероприятий с использованием мобильного приложения «Инспектор» либо составления акта контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом или в иных случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ, Министерство направляет акт контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.

6.8. Контролируемое лицо подписывает акт тем же способом, которым изготовлен данный акт. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте делается соответствующая отметка.

6.9. В случае невозможности составления акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия в соответствии с частью 3 статьи 87 Федерального закона N 248-ФЗ контролируемое лицо не подписывает акт и считается получившим акт в случае его размещения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий и получения уведомления об этом в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 5 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.

6.10. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Должностное лицо Министерства выдает рекомендации по соблюдению обязательных требований, проводит иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

6.11. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом Министерство в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации:

выдает после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием разумных сроков их устранения;

незамедлительно принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения;

при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направляет соответствующую информацию в государственный орган в соответствии с его компетенцией;

принимает меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принимает меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;

выдает рекомендации по соблюдению обязательных требований, проведению иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

6.12. Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований выдается контролируемому лицу в случае, если выявленные нарушения обязательных требований не устранены до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, обязательного профилактического визита.

6.13. Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований должно содержать, в том числе следующие сведения по каждому из нарушений:

описание каждого выявленного нарушения обязательных требований с указанием конкретных структурных единиц нормативного правового акта, содержащего нарушение обязательных требований;

срок устранения выявленного нарушения обязательных требований с указанием конкретной даты;

перечень рекомендованных мероприятий по устранению выявленного нарушения обязательных требований;

перечень рекомендуемых сведений, которые должны быть представлены в качестве подтверждения устранения выявленного нарушения обязательных требований.

6.14. Министерство может отменить предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ.

6.15. Контролируемое лицо, в отношении которого выявлены нарушения обязательных требований, вправе подать ходатайство о заключении с Министерством соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований (далее – соглашение).

6.16. Соглашение заключается в целях соблюдения публичных интересов, прав граждан и организаций, осуществления деятельности социальных учреждений в случае, если устранение выявленных нарушений обязательных требований требует значительных временных и материальных затрат, капитальных вложений, включая затраты на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение, приобретение оборудования, инструментов, инвентаря.

6.17. В соответствии с соглашением контролируемое лицо обязуется поэтапно выполнять мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений обязательных требований, выделить соответствующие ресурсы, обеспечить ликвидацию негативных последствий выявленных нарушений обязательных требований в случае их наступления, обеспечить допуск должностных лиц Министерства на объект контроля в целях оценки соответствия, а Министерство приостанавливает действие предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований и принимает меры, предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ, при этом осуществляя поэтапную оценку исполнения контролируемым лицом соглашения.

6.18. Соглашение должно включать:

перечень выявленных нарушений обязательных требований, подлежащих устранению контролируемым лицом;

программу устранения выявленных нарушений обязательных требований, включающую перечень мероприятий по оценке исполнения такой программы, а также документов и сведений, подлежащих направлению для оценки исполнения такой программы;

срок исполнения соглашения.

6.19. Соглашение подлежит согласованию с органами прокуратуры.

6.20. После заключения соглашения Министерство принимает решение о приостановлении действия предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований в отношении контролируемого лица. В случае неисполнения контролируемым лицом соглашения Министерство принимает решение о возобновлении действия предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований. После исполнения контролируемым лицом соглашения Министерство принимает решение об отмене предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

6.21. По истечении срока исполнения соглашения Министерство принимает решение о признании соглашения исполненным или неисполненным.

6.22. Министерство, заключившее соглашение, может признать соглашение неисполненным до дня истечения срока его исполнения при наличии фактов, свидетельствующих, что контролируемое лицо или его учредитель в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, не предпринимает действия, направленные на исполнение соглашения, в том числе в части реализации программы устранения выявленных нарушений обязательных требований.

6.23. Контролируемое лицо не имеет права отказаться от исполнения соглашения в одностороннем порядке.

6.24. Решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля, предусмотренным пунктом 6.25 настоящего Положения, подлежат отмене Министерством или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора. В случае самостоятельного выявления грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля должностное лицо Министерства принимает решение о признании результатов такого мероприятия недействительными.

6.25. Грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля является:

отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

отсутствие согласования с органами прокуратуры проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое согласование является обязательным;

нарушение требования об уведомлении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое уведомление является обязательным;

принятие решения по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на основании оценки соблюдения положений нормативных правовых актов и иных документов, не являющихся обязательными требованиями;

привлечение к проведению контрольного (надзорного) мероприятия лиц, участие которых не предусмотрено Федеральным законом N 248-ФЗ;

нарушение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

совершение в ходе контрольного (надзорного) мероприятия контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ для такого вида контрольного (надзорного) мероприятия;

непредоставление контролируемому лицу для ознакомления документа с результатами контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если обязанность его предоставления установлена Федеральным законом N 248-ФЗ;

проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований;

нарушение запретов и ограничений, установленных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона N 248-ФЗ.

6.26. После признания недействительными результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля, повторное внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в отношении данного контролируемого лица может быть проведено только по согласованию с органами прокуратуры вне зависимости от вида контрольного (надзорного) мероприятия и основания для его проведения.

 

7. Обжалование решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц

 

7.1. Правом на обжалование решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ.

7.2. Досудебное обжалование решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с настоящим разделом.

7.3. Жалоба подается контролируемым лицом в Министерство в электронном виде с использованием единого портала и (или) подсистемы регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) государственной информационной системы «Комплексная информационная система оказания государственных и муниципальных услуг Кемеровской области – Кузбасса» (далее – региональный портал). При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью. Требования к форме и содержанию жалобы установлены статьей 41 Федерального закона N 248-ФЗ.

7.4. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля, имеют право на досудебное обжалование:

решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов;

актов контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов, предписаний об устранении выявленных нарушений;

действий (бездействия) должностных лиц Министерства в рамках контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов;

решений об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска;

решений об отказе в проведении обязательных профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц;

иных решений, принимаемых Министерством по итогам профилактических и (или) контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ, в отношении контролируемых лиц или объектов контроля.

7.5. Жалоба на решение Министерства, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается министром или заместителем министра и может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

7.6. Жалоба на решения, действия (бездействие) министра или заместителя министра рассматривается комиссией, созданной Министерством, состоящей из трех должностных лиц Министерства.

7.7. Жалоба на предписание Министерства может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.

7.8. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен министром.

7.9. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.

7.10. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения Министерства.

7.11. Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в срок не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:

о приостановлении исполнения обжалуемого решения Министерства;

об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения Министерства.

7.12. Информация о решении, указанном в пункте 7.11 настоящего Положения, направляется лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения.

7.13. Министр или заместитель министра принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы, если:

1) жалоба подана после истечения сроков подачи жалобы, установленных пунктами 7.5, 7.7 настоящего Положения, и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;

2) в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

3) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;

4) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;

5) ранее в Министерство была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;

6) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц Министерства, а также членов их семей;

7) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;

8) жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган.

7.14. Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в подпунктах 3–8 пункта 7.13 настоящего Положения, не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц.

7.15. Министерство при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности, за исключением случаев, когда рассмотрение жалобы связано со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну.

7.16. Министерство должно обеспечить передачу в подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности сведений о ходе рассмотрения жалоб.

7.17. Жалоба подлежит рассмотрению Министерством в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования.

Жалоба контролируемого лица на решение об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска рассматривается в срок не более 5 рабочих дней.

Министерство вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о предоставлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их Министерством, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.

7.18. Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.

Контролируемое лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.

7.19. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на Министерство, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуются.

7.20. По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает одно из следующих решений:

оставляет жалобу без удовлетворения;

отменяет решение Министерства полностью или частично;

отменяет решение Министерства полностью и принимает новое решение;

признает действия (бездействие) должностных лиц Министерства незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.

7.21. Решение уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином и (или) региональном портале в срок не позднее 1 рабочего дня со дня его принятия.

 

Постановление Правительства Кемеровской области -Кузбасса "О внесении изменений в постановление Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 24.09.2021 N 570 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания" от 29.05.2025 N 321