Правовые акты Кемеровской области - Кузбасса
ПРАВОВЫЕ АКТЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Кемеровской области от 04.01.2001 N 1-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Кемеровской области - Кузбассе"

 

4 января 2001 года

N 1-ОЗ

 

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ЗАКОН

 

ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССЕ

 

Принят

Советом народных депутатов

Кемеровской области

14 декабря 2000 г. N 860

 

Настоящий Закон регулирует отношения в Кемеровской области - Кузбассе (далее также - Кемеровская область) в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, биоразнообразия, экологического просвещения.

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия

 

В настоящем Законе используются понятия, установленные Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", а также следующие понятия:

особо охраняемая природная территория регионального или местного значения - участок земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, объекты растительного и животного мира, естественные экологические системы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, который изъят решением органа государственной власти или решением органа местного самоуправления частично или полностью из хозяйственного использования и оборота и для которого установлен режим особой охраны;

режим особой охраны - система ограничений, устанавливаемых в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, в отношении хозяйственной и иной деятельности, если она противоречит природоохранным целям особо охраняемой природной территории;

охранная зона (округ) особо охраняемой природной территории - участок земли и водного пространства, прилегающий к особо охраняемой природной территории, предназначенный для защиты от негативного воздействия ее природных комплексов;

абзац утратил силу. - Закон Кемеровской области от 16.06.2014 N 54-ОЗ;

резервируемые земли - земли, на которых предполагается организация особо охраняемой природной территории;

комплексное экологическое обследование территории - сбор, изучение и обобщение информации о природных и природно-антропогенных комплексах и объектах в местах предполагаемой организации особо охраняемой природной территории, об их природоохранном, научном, эстетическом, рекреационном, оздоровительном значении с целью последующей разработки документации, обосновывающей необходимость организации особо охраняемой природной территории;

положение об особо охраняемой природной территории регионального или местного значения - правовой акт, утверждаемый соответственно высшим исполнительным органом Кемеровской области - Кузбасса или органом местного самоуправления, содержащий сведения о наименовании, местонахождении, площади, границах, режиме особой охраны конкретной особо охраняемой природной территории, природных объектах, находящихся в ее границах, функциональных зонах, иную информацию.

 

Статья 2. Общие положения

 

1. Отнесение земель Кемеровской области к землям особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

2 - 3. Утратили силу. - Закон Кемеровской области от 16.06.2014 N 54-ОЗ.

4. Установление на местности границ особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения и их охранных зон (округов) производится в порядке, определенном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Особо охраняемые природные территории регионального и местного значения и их охранные зоны (округа) обозначаются на местности специальными информационными знаками.

С учетом категории особо охраняемой природной территории, режима особой охраны в границах особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения могут устанавливаться различные функциональные зоны, сведения о которых указываются в положении об особо охраняемой природной территории.

5. Для обеспечения охраны и использования особо охраняемых природных территорий создаются администрации особо охраняемых природных территорий, государственные и муниципальные учреждения.

Размещение объектов, обеспечивающих функционирование особо охраняемых природных территорий, осуществляется на специально выделенных участках, не включающих особо ценные экологические системы и объекты.

6. В границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в соответствии с их категорией, положением и функциональным зонированием могут выделяться земельные участки с объектами инфраструктуры или без таковых, предназначенные для сдачи в аренду гражданам и юридическим лицам в целях организации регулируемого туризма и отдыха, иной деятельности, не противоречащей режиму особой охраны и целям особо охраняемой природной территории.

7. Земельные участки в границах особо охраняемых природных территорий предоставляются в аренду в порядке, предусмотренном земельным законодательством.

8. Создание особо охраняемых природных территорий регионального значения допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

При этом собственникам, владельцам и пользователям земельных участков выплачивается компенсация в связи с ограничением их прав в соответствии с действующим законодательством.

9. Ограничения прав собственников, владельцев и пользователей земельных участков в связи с соблюдением режима особой охраны особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения устанавливаются решением высшего исполнительного органа Кемеровской области - Кузбасса или органа местного самоуправления по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Государственная регистрация ограничений (обременений), установленных решением высшего исполнительного органа Кемеровской области - Кузбасса или органа местного самоуправления в связи с соблюдением режима особой охраны особо охраняемых природных территорий, осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

 

Статья 3. Категории особо охраняемых природных территорий в Кемеровской области

 

1. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:

природные парки;

государственные природные заказники;

дендрологические парки и ботанические сады;

памятники природы;

водно-болотные угодья.

1-1. В Кемеровской области могут образовываться следующие категории особо охраняемых природных территорий местного значения:

лесопарки;

природные комплексы;

абзац утратил силу. - Закон Кемеровской области - Кузбасса от 07.10.2019 N 101-ОЗ;

природный рекреационный комплекс;

природные достопримечательности.

2. Законодательное Собрание Кемеровской области - Кузбасса может устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

 

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

 

Статья 4. Полномочия органов государственной власти Кемеровской области в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий

 

1. К полномочиям Законодательного Собрания Кемеровской области - Кузбасса в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий относятся:

принятие законов в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

определение ежегодного размера финансирования особо охраняемых природных территорий регионального значения из областного бюджета;

установление категорий особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;

иные полномочия, установленные федеральными законами и законами Кемеровской области.

2. К полномочиям Губернатора Кемеровской области - Кузбасса в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий относятся:

принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения;

иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Кемеровской области.

3. К полномочиям высшего исполнительного органа Кемеровской области - Кузбасса в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий относятся:

утверждение концепции развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения;

принятие решений о создании (объявлении) особо охраняемых природных территорий регионального значения в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 6, 12 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях";

принятие решений о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности;

утверждение положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения;

утверждение положения о порядке осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения;

утверждение перечня должностных лиц исполнительного органа Кемеровской области - Кузбасса, осуществляющего отдельные полномочия в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий, и подведомственных ему государственных учреждений, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения;

принятие решений о создании, реорганизации, ликвидации государственных учреждений по управлению особо охраняемыми природными территориями регионального значения;

установление размера платы для физических лиц, не проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения, за посещение особо охраняемых природных территорий регионального значения и принятие решения об освобождении от взимания платы иных категорий физических лиц, не установленных федеральным законодательством;

иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Кемеровской области.

4. К полномочиям исполнительного органа Кемеровской области - Кузбасса, осуществляющего отдельные полномочия в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий, относятся:

осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения в порядке, установленном Правительством Кемеровской области - Кузбасса;

организация ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;

разработка и реализация государственной программы Кемеровской области - Кузбасса в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

осуществление межрегионального сотрудничества по вопросам особо охраняемых природных территорий;

утверждение образцов форменной одежды, знаков различия и отличия, служебных удостоверений должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения и являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, и порядка ношения форменной одежды указанными должностными лицами;

согласование проекта правил землепользования и застройки населенного пункта, полностью расположенного в границах особо охраняемой природной территории регионального значения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением населенных пунктов, указанных в статье 3.1 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях");

организация и осуществление туризма на особо охраняемых природных территориях регионального значения в соответствии со статьей 5.2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях";

иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Кемеровской области - Кузбасса.

 

Статья 5. Экспертно-консультативный совет по особо охраняемым природным территориям Кемеровской области - Кузбасса

 

1. Экспертно-консультативный совет по особо охраняемым природным территориям Кемеровской области - Кузбасса (далее - экспертно-консультативный совет) создается для оказания содействия при решении вопросов по созданию (реорганизации, ликвидации), управлению, охране и использованию особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

2. В состав экспертно-консультативного совета могут входить:

представители Законодательного Собрания Кемеровской области - Кузбасса;

представители высшего исполнительного органа Кемеровской области - Кузбасса;

представители федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

специалисты по проблемам особо охраняемых природных территорий в области экологии, экономики, юриспруденции, географии, геологии, биологии, зоологии, этнографии, социологии и других областях;

представители научных учреждений.

Персональный и численный состав экспертно-консультативного совета утверждается высшим исполнительным органом Кемеровской области - Кузбасса. Члены экспертно-консультативного совета работают на общественных началах.

По отдельным вопросам экспертно-консультативный совет может дополнительно привлекать для участия в работе в качестве экспертов специалистов определенных категорий.

Работу экспертно-консультативного совета организует его председатель в соответствии с положением о нем.

3. Решения экспертно-консультативного совета обязательно учитываются при рассмотрении вопросов создания, реорганизации и ликвидации особо охраняемых природных территорий.

 

Глава III. СОЗДАНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Статья 6. Порядок создания особо охраняемых природных территорий регионального значения

 

1. Решение о создании (объявлении) особо охраняемых природных территорий регионального значения принимает высший исполнительный орган Кемеровской области - Кузбасса при наличии решения экспертно-консультативного совета по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и сведений о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

2. Предложения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения с указанием особо ценных экологических систем и объектов, объектов растительного и животного мира, ради сохранения которых создается особо охраняемая природная территория, предполагаемых границ и площади направляются инициаторами на рассмотрение исполнительному органу Кемеровской области - Кузбасса, осуществляющему отдельные полномочия в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Исполнительный орган Кемеровской области - Кузбасса, осуществляющий отдельные полномочия в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий, рассматривает предложения и вносит их на обсуждение в экспертно-консультативный совет.

3. Высший исполнительный орган Кемеровской области - Кузбасса принимает решение о придании территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения и утверждает положение о них на основании решения экспертно-консультативного совета, материалов комплексного экологического обследования территорий, сведений о границах такой территории и положительного заключения государственной экологической экспертизы в случаях, когда наличие такого заключения является обязательным в соответствии с действующим законодательством.

4. Особо охраняемые природные территории регионального значения могут создаваться на территориях одного, двух и более муниципальных образований. При этом расположение особо охраняемой природной территории в пределах границ двух и более муниципальных образований не может быть основанием для нарушения ее статуса или целостности.

 

Статья 7. Порядок создания особо охраняемых природных территорий местного значения

 

1. Решение о создании (объявлении) особо охраняемых природных территорий местного значения принимает орган местного самоуправления при наличии решения экспертно-консультативного совета и наличии сведений о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

2. Предложения о создании особо охраняемых природных территорий местного значения с указанием особо ценных экологических систем и объектов, объектов растительного и животного мира, ради сохранения которых создается особо охраняемая природная территория, предполагаемых границ и площади направляются инициаторами на рассмотрение исполнительному органу Кемеровской области - Кузбасса, осуществляющему отдельные полномочия в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Исполнительный орган Кемеровской области - Кузбасса, осуществляющий отдельные полномочия в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, рассматривает предложения и вносит их на обсуждение в экспертно-консультативный совет.

3. Органы местного самоуправления принимают решение о придании территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий местного значения и утверждают положение о них на основании решения экспертно-консультативного совета, материалов комплексного экологического обследования территорий, сведений о границах такой территории и положительного заключения государственной экологической экспертизы в случаях, когда наличие такого заключения является обязательным в соответствии с действующим законодательством.

4. Особо охраняемые природные территории местного значения создаются в пределах муниципального образования на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории местного значения орган местного самоуправления согласовывает с исполнительным органом Кемеровской области - Кузбасса, осуществляющим отдельные полномочия в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

5. На особо охраняемых природных территориях местного значения постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям их создания или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретной особо охраняемой природной территории местного значения, в ведении какого органа она будет находиться, определяются положением о нем, утверждаемым органом местного самоуправления, принявшим решение о создании особо охраняемой природной территории местного значения.

 

Статья 8. Документы, необходимые для создания особо охраняемых природных территорий

 

Инициаторы, ходатайствующие о создании особо охраняемых природных территорий, представляют необходимые материалы, в которых должны содержаться следующие документы:

пояснительная записка о необходимости образования особо охраняемой природной территории;

материалы комплексного экологического обследования территории, которой предполагается придать статус особо охраняемой природной территории;

проект положения об особо охраняемой природной территории;

графические материалы предполагаемой особо охраняемой природной территории (а при необходимости и ее охранной зоны (округа) с указанием сведений о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости;

схема территории с данными по категориям земель, формам собственности, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков;

экономическое обоснование организации особо охраняемой природной территории с указанием необходимых затрат, в том числе компенсации убытков, возникающих в связи с изъятием земель и (или) ограничением хозяйственной деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Кемеровской области;

анализ альтернативных вариантов сохранения объектов природы, находящихся на проектируемой особо охраняемой природной территории;

градостроительное заключение по размещению особо охраняемой природной территории;

согласование с органами местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

заключение государственной экологической экспертизы материалов эколого-экономического обоснования создания особо охраняемой природной территории в случаях, когда наличие такого заключения является обязательным в соответствии с действующим законодательством;

иные документы при создании отдельных категорий особо охраняемых природных территорий.

 

Статья 8-1. Порядок использования особо охраняемых природных территорий

 

1. Использование особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляется исходя из принципов сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, биоразнообразия, экологического просвещения.

2. Виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.

В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории регионального и местного значения допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Указанные виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не распространяются на случаи размещения линейных объектов. При этом не допускается размещение линейных объектов в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в случаях, установленных Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", а в случае зонирования особо охраняемой природной территории регионального и местного значения - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", запрещает размещение таких линейных объектов.

 

Статья 9. Охранные зоны (округа) особо охраняемых природных территорий

 

1. Охранные зоны (округа) особо охраняемых природных территорий устанавливаются без изъятия земельных участков у собственников, владельцев и пользователей земельных участков.

2. В границах охранной зоны (округа) особо охраняемой природной территории могут вводиться ограничения хозяйственной и иной деятельности на:

работы, ведущие к изменению гидрологического режима территории;

изыскательские работы и разработку полезных ископаемых;

применение агрохимикатов и пестицидов в сельскохозяйственных целях;

строительство зданий, сооружений, дорог, размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий;

рубки главного пользования;

неорганизованную рекреационную деятельность, устройство стоянок автотранспорта, разведение костров за пределами обозначенных мест и площадок;

охоту, иные виды пользования животным миром;

размещение отходов производства и потребления;

выпас скота;

иные виды деятельности, которые могут повлечь негативное воздействие на природные комплексы.

Соблюдение установленного режима хозяйственной и иной деятельности обязательно для граждан и юридических лиц.

3. Режим охранной зоны (округа) конкретной особо охраняемой природной территории регионального значения, включая ограничения хозяйственной и иной деятельности, границы охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения устанавливаются с учетом категории особо охраняемой природной территории.

В отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон (округов) принимаются Губернатором Кемеровской области - Кузбасса. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

Режим охранной зоны (округа) конкретной особо охраняемой природной территории местного значения, включая ограничения хозяйственной и иной деятельности, границы охранной зоны (округа) особо охраняемой природной территории местного значения устанавливаются с учетом категории особо охраняемой природной территории органом местного самоуправления.

 

Статья 10. Финансирование особо охраняемых природных территорий

 

Финансирование расходов на содержание особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется за счет средств областного бюджета и других не запрещенных законом источников.

2. Утратил силу. - Закон Кемеровской области от 30.01.2017 N 18-ОЗ.

 

Статья 11. Утратила силу. - Закон Кемеровской области от 30.01.2017 N 18-ОЗ.

 

Статья 12. Порядок изменения границ, реорганизации и ликвидации особо охраняемых природных территорий в Кемеровской области

 

1. Изменение границ, реорганизация и ликвидация особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляются в том же порядке, что и их создание, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

При изменении границ, реорганизации и ликвидации особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения согласование с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды не требуется.

2. Особо охраняемая природная территория может быть ликвидирована по основаниям:

необратимого разрушения природных комплексов и (или) объектов, объектов растительного и животного мира, в целях охраны которых она создана;

объекты, объекты растительного и животного мира, для охраны которых образована особо охраняемая природная территория, перестали нуждаться в особой охране.

Ликвидация особо охраняемых природных территорий по другим основаниям не допускается.

3. Решение о ликвидации особо охраняемой природной территории регионального и местного значения принимается соответственно высшим исполнительным органом Кемеровской области - Кузбасса и органом местного самоуправления на основании материалов комплексного экологического обследования особо охраняемой природной территории и заключения государственной экологической экспертизы в случаях, когда наличие такого заключения является обязательным в соответствии с действующим законодательством по решению экспертно-консультативного совета.

 

Глава IV. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ

КАТЕГОРИЙ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

 

Статья 13. Государственные природные заказники

 

1. Государственными природными заказниками являются особо охраняемые природные территории регионального значения, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса.

2. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у собственников, владельцев и пользователей земельных участков.

3. Создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа Кемеровской области - Кузбасса в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".

Государственные природные заказники в Кемеровской области также могут быть образованы в порядке, установленном пунктом 3 статьи 23 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".

4. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника определяются высшим исполнительным органом Кемеровской области - Кузбасса.

5. Управление государственными природными заказниками регионального значения осуществляется государственными учреждениями Кемеровской области, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Для обеспечения охраны и использования государственных природных заказников создаются их администрации.

6. На территориях государственных природных заказников в Кемеровской области, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.

7. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, расположенных в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный режим особой охраны.

 

Статья 14. Природные парки

 

1. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.

2. На природные парки возлагаются следующие задачи:

сохранение природной среды, природных ландшафтов;

создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;

разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

3. Управление природными парками осуществляется государственными учреждениями Кемеровской области, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах природных парков предоставляются государственным учреждениям Кемеровской области, осуществляющим управление природными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В границах природных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей.

Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки, предоставленные государственным учреждениям Кемеровской области, осуществляющим управление природными парками, за исключением случаев, предусмотренных земельным законодательством.

4. Создание природных парков осуществляется решениями высшего исполнительного органа Кемеровской области - Кузбасса в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".

5. На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

6. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением о природном парке, утверждаемым высшим исполнительным органом Кемеровской области - Кузбасса по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.

7. Утратил силу. - Закон Кемеровской области от 16.06.2014 N 54-ОЗ.

 

Статья 15. Дендрологические парки и ботанические сады

 

1. Дендрологические парки и ботанические сады являются особо охраняемыми природными территориями, созданными для формирования специальных коллекций растений в целях сохранения растительного мира и его разнообразия.

2. Земельные участки и лесные участки в границах дендрологических парков и ботанических садов предоставляются государственным учреждениям, осуществляющим управление дендрологическими парками и ботаническими садами, в постоянное (бессрочное) пользование.

3. Создание дендрологических парков и ботанических садов регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа Кемеровской области - Кузбасса в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".

4. Управление дендрологическими парками и ботаническими садами осуществляется исполнительным органом Кемеровской области - Кузбасса, осуществляющим отдельные полномочия в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, и подведомственными ему государственными учреждениями, а также государственными научными организациями и государственными образовательными организациями высшего образования.

5. На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

6. Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе:

экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном исполнительным органом Кемеровской области - Кузбасса, осуществляющим отдельные полномочия в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, и учреждением, осуществляющим управление дендрологическими парками или ботаническими садами;

научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;

административную.

7. Задачи, функциональное зонирование и особенности режима особой охраны территории каждого дендрологического парка или ботанического сада определяются положением об этом дендрологическом парке или ботаническом саде, утверждаемым высшим исполнительным органом Кемеровской области - Кузбасса.

 

Статья 16. Памятники природы

 

1. Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения, нуждающиеся в особой охране для сохранения их естественного состояния.

Памятниками природы в Кемеровской области могут быть объявлены:

эталонные участки нетронутой природы;

места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе на границах их ареалов;

участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений и т.п.), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;

природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;

уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты;

местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;

отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, холмы, ледники, валуны, водопады, скалы, проявления карста, пещеры, гроты и т.п.).

2. Природные объекты и комплексы в Кемеровской области объявляются памятниками природы регионального значения, а занимаемые ими территории - особо охраняемыми природными территориями регионального значения по решению высшего исполнительного органа Кемеровской области - Кузбасса по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

3. В случае необходимости изъятия земельных участков или водных объектов, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы регионального значения, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы регионального значения осуществляется постановлением высшего исполнительного органа Кемеровской области - Кузбасса.

4. Земельные участки, занятые природными объектами и комплексами, объявленными памятниками природы регионального значения, могут быть изъяты у собственников, владельцев и пользователей земельных участков.

В случае объявления природного объекта и комплекса памятником природы регионального значения без изъятия земель у собственников, владельцев или пользователей земельных участков, на землях которых находятся памятники природы регионального значения, они принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы регионального значения.

5. В случае обнаружения редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры, пользователи недр обязаны незамедлительно приостановить работы и сообщить об этом органам, предоставившим лицензию, исполнительному органу Кемеровской области - Кузбасса, осуществляющему отдельные полномочия в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

6. Границы и режим особой охраны территории памятника природы регионального значения устанавливаются высшим исполнительным органом Кемеровской области - Кузбасса с учетом особенностей природного объекта или природного комплекса, признанного памятником природы регионального значения, его местонахождения и допустимого использования. Передача памятников природы регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются исполнительным органом Кемеровской области - Кузбасса, осуществляющим отдельные полномочия в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

7. На территориях, на которых находятся памятники природы регионального значения, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы регионального значения. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы регионального значения, принимают на себя обязательства по обеспечению режима охраны памятников природы регионального значения.

8. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы регионального значения возмещаются за счет средств бюджета Кемеровской области, а также средств внебюджетных фондов.

9. Утратил силу. - Закон Кемеровской области - Кузбасса от 07.10.2019 N 101-ОЗ.

 

Статья 16-1. Лесопарки

 

Лесопарками являются природные территории, служащие целям охраны ландшафтов, растительного и животного мира, улучшения микроклимата и других элементов природного ландшафта, включающие в себя места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе на границах их ареалов.

Задачи и особенности режима особой охраны лесопарка, в ведении какого органа будет находиться лесопарк определяются положением о нем, утверждаемым органом местного самоуправления, принявшим решение о создании лесопарка.

 

Статья 16-2. Природные комплексы

 

Природными комплексами являются комплексы функционально и естественно связанных между собой природных объектов, имеющие экологическое, рекреационное, эстетическое и культурное значение, предназначенные для сохранения и восстановления природных объектов.

Задачи и особенности режима особой охраны природного комплекса, в ведении какого органа природный комплекс будет находиться определяются положением о нем, утверждаемым органом местного самоуправления, принявшим решение о создании природного комплекса.

 

Статья 16-3. Водно-болотные угодья

 

1. Водно-болотными угодьями признаются территории и акватории, имеющие особое значение для сохранения, восстановления и поддержания ресурсов водоплавающих и околоводных птиц, а также среды их обитания.

2. Водно-болотные угодья создаются на территории, на которой находятся места обитания водоплавающих и околоводных птиц.

3. Создание водно-болотных угодий осуществляется решениями высшего исполнительного органа Кемеровской области - Кузбасса в соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".

4. На территории водно-болотных угодий запрещаются все виды природопользования, вызывающие деградацию местообитаний водоплавающих и околоводных птиц.

 

Статья 16-4. Природный рекреационный комплекс

 

1. Природные рекреационные комплексы создаются на территориях природных комплексов, имеющих особое рекреационное значение и используемых для организации отдыха, туризма, экологического просвещения, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности населения, с установленным режимом особой охраны, основной задачей которого является регулирование антропогенной нагрузки на эти территории.

2. На территориях рекреационного природного комплекса выделяются различные функциональные зоны, в том числе:

природоохранные, предназначенные для использования в природоохранных и научных целях и выделяемые с целью обеспечения сохранения и (или) восстановления представляющих особую ценность природных сообществ, редких и исчезающих видов растений или животных, других объектов живой и неживой природы;

рекреационные, специально обустроенные или предназначенные для массового отдыха населения;

агро- и сельскохозяйственные, предназначенные для хозяйственной деятельности, гармонирующей с природой и обеспечивающей сохранение экологического равновесия на этих территориях;

зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов, предназначенные для сохранения и восстановления объектов историко-культурного наследия, которые могут быть использованы в научных и просветительских целях.

3. На территориях функциональных зон устанавливается при необходимости дифференцированный режим особой охраны в пределах этих зон с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей.

4. На территориях природного рекреационного комплекса запрещается любая деятельность, противоречащая целям их создания и нарушающая их рекреационные, пейзажные и ландшафтные особенности.

5. Задачи и особенности режима особой охраны природного рекреационного комплекса, в ведении какого органа природный рекреационный комплекс будет находиться определяются положением о нем, утверждаемым органом местного самоуправления, принявшим решение о создании природного рекреационного комплекса.

 

Статья 16-5. Природные достопримечательности

 

1. Природные достопримечательности являются локальными уникальными или особо ценными природными объектами, имеющими особое природоохранное и эстетическое значение.

2. Природные достопримечательности являются особо охраняемыми природными территориями местного значения, создаются с целью их сохранения в естественном состоянии.

3. Природными достопримечательностями могут быть объявлены колонии птиц или рукокрылых, отдельные гнезда крупных птиц, убежища млекопитающих, иные отдельные ценные зоологические объекты, участки массового произрастания редких видов растений, деревья-долгожители, единичные экземпляры экзотов и реликтов, родники с их экосистемами, водопады, истоки рек, пруды, болота, минеральные источники, пещеры, холмы, валуны, скалы, утесы, останцы, участки леса, культовые объекты природного происхождения, иные локальные уникальные или особо ценные природные объекты.

4. Органы местного самоуправления муниципальных образований в Кемеровской области - Кузбассе организуют природные достопримечательности на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования.

5. Природные достопримечательности могут использоваться для образовательных и просветительских мероприятий, если такие мероприятия предусмотрены положением о природных достопримечательностях.

6. Задачи и особенности режима особой охраны природных достопримечательностей, в ведении какого органа природные достопримечательности будут находиться, определяются положением о нем, утверждаемым органом местного самоуправления, принявшим решение о создании природных достопримечательностей.

 

Статьи 17 - 19. Утратили силу. - Закон Кемеровской области от 16.06.2014 N 54-ОЗ.

 

Статьи 20 - 21. Утратили силу. - Закон Кемеровской области от 13.03.2008 N 11-ОЗ.

 

Статья 22. Утратила силу. - Закон Кемеровской области от 16.06.2014 N 54-ОЗ.

 

Глава V. ОХРАНА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

 

Статья 23. Охрана особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения

 

1. Охрана особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется исполнительным органом Кемеровской области - Кузбасса, уполномоченным в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, и государственными учреждениями Кемеровской области - Кузбасса, созданными для управления особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Кемеровской области - Кузбасса.

2. Охрана особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляется органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.

 

Статья 24. Ответственность за несоблюдение настоящего Закона

 

1. Несоблюдение требований настоящего Закона влечет за собой ответственность, установленную действующим законодательством.

2. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление.

 

Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.

 

Губернатор

Кемеровской области

А.М.ТУЛЕЕВ

г. Кемерово

4 января 2001 года

N 1-ОЗ

Закон Кемеровской области "Об особо охраняемых природных территориях в Кемеровской области - Кузбассе" от 04.01.2001 N 1-ОЗ