Правовые акты Кемеровской области - Кузбасса
ПРАВОВЫЕ АКТЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Кемеровской области от 30.05.2007 N 61-ОЗ "Об усилении ответственности за нарушение условий безопасности и охраны труда в организациях угольной промышленности"

 

30 мая 2007 года

N 61-ОЗ

 

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ЗАКОН

 

ОБ УСИЛЕНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ

БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ

УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

Принят

Советом народных депутатов

Кемеровской области

30 мая 2007 года

 

Настоящий Закон в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации об охране труда, частью 2 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" принят в целях защиты прав граждан на охрану жизни, здоровья и общественной безопасности и определяет организационные, правовые основы регулирования региональной системы обеспечения мер, направленных на усиление ответственности собственников, руководителей, работников организаций угольной промышленности, осуществляющих свою деятельность на территории Кемеровской области (далее - организации угольной промышленности), за нарушение условий безопасности и охраны труда.

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

 

В целях настоящего Закона используются понятия и термины, определенные Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О техническом регулировании", "О недрах", "О пожарной безопасности", "О радиационной безопасности", "Об охране окружающей среды", "Об охране атмосферного воздуха", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Кемеровской области, а также следующие понятия:

авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ, загазованность, затопление, заиливание и обрушение действующих горных выработок, экзогенный или эндогенный пожар, горный удар и т.п.;

аудит - систематизированное обследование соответствия состояния и деятельности предприятия (или его подразделения) проектным и плановым решениям, требованиям нормативных документов и законодательных актов и разработка мероприятий для выполнения и достижения цели организации;

вина работника - противоправность действий или бездействия, связанная с трудовой деятельностью работника, которая привела или могла привести к аварийным ситуациям, изменениям и (или) нарушениям технологических процессов, причинению физического и имущественного ущерба, фактических убытков, являющаяся основанием для привлечения субъекта дисциплинарного проступка к дисциплинарной ответственности;

дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором;

дисциплинарный проступок - противоправное действие по вине работника, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, технических правил, приказов работодателя), а также специально предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными актами правил поведения;

инцидент (аварийная ситуация) - событие, в результате которого возникает или может возникнуть несчастный случай;

нарушение - любое отклонение от требований организационно-правовых, технических, технологических, локальных документов предприятия, отраслевых и межотраслевых нормативных документов, законодательных и иных нормативных правовых актов, нормативных актов работодателя, содержащих нормы трудового права, включая нормы по охране труда, промышленной и экологической безопасности.

 

Глава 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ

БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ

УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

Статья 2. Состав региональной системы обеспечения условий безопасности и охраны труда

 

1. В региональную систему обеспечения условий безопасности и охраны труда в организациях угольной промышленности (далее - региональная система) могут входить:

исполнительные органы государственной власти Кемеровской области;

органы местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области;

специализированные (научные, проектные и иные) организации, оказывающие услуги организациям угольной промышленности по обеспечению условий безопасности и охраны труда, расположенные на территории Кемеровской области;

организации угольной промышленности;

профсоюзы и иные общественные объединения, деятельность которых осуществляется на территории Кемеровской области.

2. В региональную систему также могут входить:

уполномоченный орган исполнительной власти Кемеровской области по организации и осуществлению задач региональной системы обеспечения условий безопасности и охраны труда в организациях угольной промышленности (далее - уполномоченный орган);

координационный Совет по развитию угольной промышленности, охране труда, промышленной и экологической безопасности в Кемеровской области;

чрезвычайная Комиссия по проблемам промышленной безопасности на угольных предприятиях Кузбасса;

научно-технический Совет по решению актуальных вопросов охраны труда и промышленной безопасности в угольной отрасли Кемеровской области.

 

Статья 3. Направления деятельности региональной системы

 

1. Направлениями деятельности региональной системы являются:

создание условий для безопасного функционирования и развития организаций угольной промышленности;

обеспечение эффективного социального партнерства органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности, благотворительных фондов и иных общественных объединений по формированию новой нормативной, технической и технологической базы угольной отрасли Кемеровской области;

разработка новых принципов и условий реформирования производственных отношений в системе хозяйственного управления организациями угольной отрасли Кемеровской области;

повышение инвестиционной привлекательности добычи и переработки угля;

вовлечение специализированных (научных, проектных и иных) организаций, оказывающих услуги организациям угольной промышленности по обеспечению условий безопасности и охраны труда, в процесс формирования нормативной, технической и технологической базы угольной отрасли Кемеровской области;

использование нормативно-правовой базы в сфере обеспечения безопасности и охраны труда в качестве инструмента для формирования правосознания, ответственного поведения собственников, руководителей, работников организаций угольной промышленности и повышения на этой основе эффективности управления производством в организациях угольной промышленности;

создание условий для привлечения к ответственности собственников, руководителей, работников организаций угольной промышленности за несоблюдение требований по безопасности и охране труда на подконтрольных им объектах;

обеспечение условий для создания областной системы подготовки квалифицированных кадров.

2. Обеспечение выполнения предусмотренных настоящей статьей направлений возлагается на уполномоченный орган.

 

Статья 4. Управление региональной системой

 

Управление региональной системой осуществляет уполномоченный орган.

Подготовка требований по безопасности производственных процессов для использования их в организациях угольной промышленности при разработке стандартов организаций осуществляется уполномоченным органом.

 

Статья 5. Полномочия Коллегии Администрации Кемеровской области в сфере обеспечения безопасности и охраны труда в организациях угольной промышленности

 

Коллегия Администрации Кемеровской области в сфере создания и функционирования региональной системы:

1) осуществляет правовое регулирование в сфере обеспечения безопасности и охраны труда в организациях угольной промышленности в части, не урегулированной настоящим Законом;

2) определяет уполномоченный орган;

3) утверждает порядок взаимодействия органов и организаций, входящих в региональную систему;

4) утверждает требования по безопасности производственных процессов в организациях угольной промышленности и перечень организаций, на которые распространяется действие данных требований.

 

Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К РУКОВОДИТЕЛЯМ, РАБОТНИКАМ

ОРГАНИЗАЦИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

ДИСЦИПЛИНА ТРУДА

 

Статья 6. Требования к руководителям, работникам организаций угольной промышленности

 

1. На должность руководителя организации угольной промышленности назначается лицо, имеющее высшее горнотехническое образование, стаж работы на руководящих должностях в организациях угольной промышленности не менее пяти лет и заключение уполномоченного органа.

2. На должность технического руководителя (главного инженера) организации угольной промышленности назначается лицо, имеющее высшее горнотехническое образование и стаж работы на инженерно-технических должностях в организациях угольной промышленности не менее пяти лет.

На должность технического руководителя (главного инженера) организации угольной промышленности, отрабатывающей пласты, опасные по внезапным выбросам газа метана и угля, склонные к горным ударам, назначаются специалисты, имеющие стаж работы на руководящих инженерно-технических должностях на подземных работах не менее трех лет в указанных организациях.

3. На должность руководителя подразделения, на которое возлагается контроль за соблюдением условий безопасности и охраны труда, а также начальника участка (службы), на который возлагается контроль аэрологической безопасности и оперативное управление проветриванием, назначается лицо, имеющее высшее горнотехническое образование и стаж работы в организациях угольной промышленности на подземных работах не менее 1 года, а в организациях угольной промышленности, отрабатывающих пласты, опасные по внезапным выбросам газа метана и угля, склонные к горным ударам, должны иметь стаж работы в таких организациях угольной промышленности не менее трех лет.

4. На должность начальника добычных и подготовительных участков на пластах, опасных по внезапным выбросам, а также разрабатывающих пласты, склонные к горным ударам, назначаются горные инженеры, имеющие стаж работы в таких в организациях угольной промышленности не менее двух лет, или горные техники со стажем работы в таких организациях угольной промышленности не менее трех лет.

5. Молодые специалисты (горные инженеры и горные техники) перед назначением на должность горного мастера производственного участка проходят стажировку. В организациях угольной промышленности, ведущих подземные работы, молодые специалисты проходят стажировку в службе вентиляции и техники безопасности не менее трех месяцев.

6. Рабочими в организациях угольной промышленности являются лица, имеющие профессиональное образование и соответствующую квалификацию по выполняемым видам работ.

 

Статья 7. Обязанности и ответственность руководителей организаций угольной промышленности

 

Руководители организаций угольной промышленности при исполнении своих должностных обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда в соответствии с действующим законодательством:

не допускают к работе работника рабочей профессии, не прошедшего соответствующее обучение;

организуют управление организацией угольной промышленности с применением единых для соответствующих профессий требований;

обеспечивают необходимыми материальными и финансовыми ресурсами выполнение мероприятий по безопасности и охране труда;

несут ответственность за несоблюдение требований, нарушение которых может создать потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, явиться причиной аварии, несчастного случая, причинения увечья, а также повреждения технических средств;

определяют в должностных инструкциях и инструкциях по профессии требования по безопасности;

принимают меры по совершенствованию процессов управления производством, направленные на обеспечение безопасности и охраны труда.

 

Статья 8. Обязанности и ответственность руководителей подразделений (работ) организаций угольной промышленности

 

1. Руководители подразделений организаций угольной промышленности обеспечивают безопасное функционирование организации посредством своевременного и качественного решения организационно-технических задач, своевременного доведения до исполнителей принятых решений, контроля за исполнением принятых решений.

2. Руководители работ (мастера, бригадиры, звеньевые) обеспечивают выполнение мер по снижению аварийности и травматизма путем организации процессов взаимодействия различных производственных подразделений в случае возникновения опасных ситуаций, при этом указанные лица предпринимают все необходимые меры для обозначения и ограждения опасных мест (зон).

3. Руководители подразделений (работ) в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за обеспечение пожарной и экологической безопасности, безопасных условий осуществления подземных работ, эксплуатации оборудования.

Для обеспечения безопасности взаимосвязанных действий работников указанные руководители обязаны соблюдать условия, при которых, в случае их отсутствия на месте работ, в рабочей группе должен быть назначен ответственный, обязанностью которого является безопасное обеспечение действий между членами рабочей группы и другими рабочими группами.

 

Статья 9. Обязанности и ответственность работников рабочих профессий

 

1. Работники рабочих профессий обязаны:

соблюдать требования действующих правовых актов по безопасности, охране труда, соответствующих профилю выполняемых работ и обеспечивающих безопасность работ;

перед началом работы и в течение рабочей смены следить за безопасным состоянием своих рабочих мест, исправностью оборудования, средств защиты и контроля;

при обнаружении признаков опасности немедленно прекратить работу, предупредить других работников и выйти в безопасное место, сообщив об этом руководителю работ и горному диспетчеру;

по окончании рабочей смены оставить свое рабочее место, оборудование в безопасном состоянии, сообщив сменяющему его работнику об обнаруженных признаках опасности, а при наличии перерыва между рабочими сменами сообщить руководителю работ об обнаруженных признаках опасности и произвести соответствующую запись в книге нарядов;

для управления механическим оборудованием (машинами, механизмами и электроустановками) иметь документ на право управления им, пройти, в случае необходимости, обучение по их эксплуатации;

обнаружив техническую неисправность, сообщить об этом руководителю работ и горному диспетчеру;

проходить проверку на наличие курительных принадлежностей, источников огня (спичек, зажигалок), алкогольных напитков, наркотических веществ, мобильных телефонов, электронной взрывонезащищенной техники и т.п.;

исполнять своевременно и в полном объеме приказы и распоряжения непосредственного и (или) вышестоящего руководителя, отданные в пределах их должностных полномочий.

2. Каждый работник без каких-либо последствий для него вправе отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности, о чем работник уведомляет непосредственного и (или) вышестоящего руководителя.

 

Статья 10. Обеспечение дисциплины труда

 

1. Дисциплина труда регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами, законами Кемеровской области, иными нормативными правовыми актами, локальными актами организации угольной промышленности.

2. В обязанности руководителя входит постоянный контроль за дисциплиной труда. Особое внимание должно быть направлено на своевременное выявление и предупреждение причин аварий. В случае их выявления руководители обязаны немедленно остановить работы до полного устранения причин аварии.

3. Руководители организуют проведение инструктажа по безопасному ведению работ в соответствии с действующим законодательством. Работники, не прошедшие инструктаж, к работе не допускаются.

4. Руководители должны принимать необходимые меры по полученной от работников информации о нарушениях, отклонениях в технологических процессах, возникновении угрозы технической безопасности, прочих причинах, которые могут привести к аварии.

5. Если по указанной в пункте 4 настоящей статьи информации не приняты меры, работник может обратиться в уполномоченный орган.

6. В соответствии с действующим законодательством: дисциплинарное взыскание налагается не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни работника или нахождения его в отпуске. Дисциплинарное взыскание в любом случае не может быть наложено позднее 6 месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка. Со всеми дисциплинарными взысканиями работник должен ознакомиться под роспись. Применение дисциплинарного взыскания не освобождает работника от иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. В случаях, когда законом предусмотрена уголовная ответственность за совершенное правонарушение, руководитель обязан передать материалы в соответствующие органы. Органы государственного контроля и надзора, обнаружив в организации угольной промышленности нарушения требований условий безопасности и охраны труда, могут вносить предложения о наложении дисциплинарных взысканий. В качестве дисциплинарных взысканий за нарушение трудовой дисциплины применяются замечание, выговор, увольнение.

Дисциплинарное взыскание в виде увольнения может применяться за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, в том числе появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, пронос на место работы курительных принадлежностей, источников огня (спичек, зажигалок), алкогольных напитков, наркотических веществ, мобильных телефонов, взрывонезащищенной электронной техники, других запрещенных предметов индивидуального пользования. При этом запрет проноса на место работы курительных принадлежностей, источников огня (спички, зажигалки), алкогольных напитков, наркотических веществ, мобильных телефонов, взрывонезащищенной электронной техники, других запрещенных предметов индивидуального пользования, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения предусматривается в трудовом договоре между работником и работодателем.

7. К руководителям дисциплинарное взыскание в виде увольнения применяется в соответствии с подпунктом 10 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации за однократное грубое нарушение своих трудовых обязанностей, в частности: неисполнение возложенных на указанные лица трудовым договором обязанностей, которые могли повлечь причинение вреда здоровью работников либо причинение имущественного ущерба организации.

8. В соответствии с действующим законодательством работнику, уволенному за нарушение дисциплины труда, в трудовую книжку вносится запись со ссылкой на соответствующую статью Трудового кодекса Российской Федерации. В приказе об увольнении указывается помимо даты и основания (причины) увольнения и конкретный дисциплинарный проступок.

9. При определении меры дисциплинарного взыскания руководитель принимает во внимание тяжесть проступка, обстоятельства, при которых он совершен, а также предшествующую работу лица, совершившего проступок. При наложении дисциплинарного взыскания руководитель не должен унижать личное достоинство подчиненного. Руководитель обязан до наложения взыскания всесторонне и объективно разобраться в ситуации, предварительно истребовав от работника, совершившего нарушение, письменное объяснение.

 

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УСЛУГ

 

Статья 11. Требования к организациям, оказывающим специализированные услуги организациям угольной промышленности

 

1. Организации, оказывающие услуги по обеспечению условий безопасности и охраны труда (специализированные услуги) в организациях угольной промышленности, осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями действующего законодательства.

2. Для выполнения своих функций руководители и специалисты научных, проектных, экспертных, образовательных и иных организаций, оказывающих специализированные услуги, допускаются на объекты организаций угольной промышленности в сопровождении инженерно-технических работников организаций угольной промышленности. В случае выявления отклонений от проектных решений (рекомендаций), создающих угрозу технологической и (или) иной безопасности, специалисты данных организаций обязаны поставить в известность об этом руководителя организации, изложив письменно свои замечания и требования.

3. Подготовка проекта разработки месторождений полезных ископаемых (далее - технический проект) осуществляется с учетом рекомендаций по безопасности, выданных профильными научно-исследовательскими институтами.

4. Для подготовки технического проекта, внесения изменений в него, а также для получения экспертных заключений на данный технический проект и на изменения в него привлекаются (по возможности) одни и те же проектная и экспертная организации.

При проведении в организациях угольной промышленности проверок состояния промышленной безопасности и расследовании причин аварии присутствуют представители проектной и экспертной организаций, которые осуществляли подготовку технического проекта, изменений в него и экспертных заключений на технический проект и на изменения в него (по возможности), с выдачей ими заключений о соответствии (несоответствии) ведения горных работ техническому проекту и указанным экспертным заключениям.

5. Эксплуатация организации угольной промышленности должна соответствовать годовому плану развития горных работ (годовой программе работ), который (которая) должен (должна) включать в себя мероприятия по улучшению состояния промышленной безопасности и охране труда.

 

Глава 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Статья 12. Общие требования к безопасности и охране труда в организациях угольной промышленности

 

1. Организации угольной промышленности при осуществлении своей деятельности руководствуются положением о системе управления охраной труда, промышленной и экологической безопасностью и положением о системе производственного контроля, принятыми и утвержденными в установленном порядке, которые предусматривают:

участие работников организаций угольной промышленности в управлении производством на подконтрольных им объектах, включая управление безопасностью;

привлечение специалистов указанных организаций для участия в деятельности специализированных комиссий по производственному контролю;

оснащение организаций угольной промышленности многофункциональными автоматизированными системами мониторинга, прошедшими экспертизу в установленном порядке.

2. Организации угольной промышленности в соответствии с подпунктом 4 статьи 5 настоящего Закона и перечнем организаций, на которые распространяется действие требований по безопасности производственных процессов в организациях угольной промышленности, обязаны в соответствии с порядком, установленным уполномоченным органом, разработать стандарты организации по обеспечению безопасности производственных процессов по добыче и переработке угля.

 

Статья 13. Организация обучения и повышения квалификации работников

 

1. С целью повышения квалификации и профессиональных знаний работников организаций угольной промышленности проводятся:

обучение работников перед назначением их на должность;

профессиональная переподготовка специалистов, не имеющих соответствующего горного образования или не имеющих допуска к руководству горными и взрывными работами;

обучение работников рабочих профессий по краткосрочным программам обеспечения условий безопасности и охраны труда, а также с отрывом от производства по специальным программам, разработанным с учетом инструкций по безопасности и охране труда.

2. Организация мероприятий, связанных с вопросами повышения квалификации работников, возлагается на руководителя или специально назначенное им лицо.

3. Профессиональная подготовка (переподготовка), повышение квалификации и аттестация руководителей и специалистов угольных организаций должны проводиться в соответствующих образовательных учреждениях высшего и дополнительного образования, имеющих государственную аккредитацию.

Профессиональная подготовка работников рабочих профессий может проводиться в учреждениях профессионального образования или их подразделениях, имеющих соответствующие лицензии.

Указанные образовательные учреждения должны иметь:

1) штат преподавателей, имеющих высшее горнотехническое образование, общий стаж работы на угольных шахтах не менее пяти лет и соответствующую подготовку по промышленной и экологической безопасности.

Мастера производственного обучения, ведущие практические занятия и инструктажи по охране труда, промышленной и экологической безопасности, а также ответственные за производственную практику, должны иметь специальное образование, стаж работы на угольных шахтах не менее десяти лет, соответствующую подготовку по промышленной и экологической безопасности;

2) учебно-материальную базу, отвечающую санитарным, пожарным и строительным нормам, необходимые нормативные правовые акты и нормативно-технические документы, современные технические средства ведения учебного процесса.

 

Статья 13-1. Отдельные требования к безопасности и охране труда на угольных шахтах

 

1. На угольных шахтах не реже двух раз в год проводится проверка знаний работниками, занятыми на подземных работах, правил пользования самоспасателями и раз в два года (на учебном полигоне, с тренировкой в дымной камере) правил пользования средствами пожаротушения.

2. Количество исправных самоспасателей и аккумуляторных светильников на каждой угольной шахте должно быть на 10 процентов больше списочного состава работников, занятых на подземных работах.

 

Статья 14. Особые требования по взаимодействию с другими организациями

 

Требования по взаимодействию с подрядными организациями, организациями по проектированию угольных предприятий, проведению экспертизы и аудита промышленной безопасности, других специализированных услуг разрабатываются уполномоченным органом и утверждаются Коллегией Администрации Кемеровской области.

 

Глава 6. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.

 

Статья 16. Заключительные положения

 

1. Настоящий Закон действует до принятия специальных нормативных правовых актов Российской Федерации, действующих в отношении организаций угольной промышленности. В случае вступления настоящего Закона в противоречие с федеральным законодательством положения настоящего Закона действуют в части, ему не противоречащей.

2. Коллегии Администрации Кемеровской области в трехмесячный срок принять нормативные правовые акты в соответствии с настоящим Законом.

 

Губернатор

Кемеровской области

А.М.ТУЛЕЕВ

г. Кемерово

30 мая 2007 года

N 61-ОЗ

Закон Кемеровской области "Об усилении ответственности за нарушение условий безопасности и охраны труда в организациях угольной промышленности" от 30.05.2007 N 61-ОЗ