Правовые акты Кемеровской области - Кузбасса
ПРАВОВЫЕ АКТЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Кемеровской области - Кузбасса от 20.11.2020 N 131-ОЗ "Об уполномоченном по правам человека в Кемеровской области - Кузбассе"

 

20 ноября 2020 года

N 131-ОЗ

 

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ - КУЗБАСС

 

ЗАКОН

 

ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССЕ

 

Принят

Законодательным Собранием

Кемеровской области - Кузбасса

28 октября 2020 года

 

Настоящий Закон принят на основании статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", статьи 2 Федерального закона "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и статьи 14 Устава Кемеровской области - Кузбасса (далее - Устав Кемеровской области) в целях определения статуса и порядка организации и осуществления деятельности уполномоченного по правам человека в Кемеровской области - Кузбассе.

 

Статья 1. Общие положения

 

1. Должность уполномоченного по правам человека в Кемеровской области - Кузбассе (далее - уполномоченный) учреждается в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Кемеровской области - Кузбасса.

2. Уполномоченный замещает государственную должность Кемеровской области - Кузбасса.

2-1. Уполномоченный является государственным органом с правами юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением герба Кемеровской области - Кузбасса.

3. Деятельность уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

4. Средствами, указанными в Федеральном законе, настоящем Законе, уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию законодательства Кемеровской области - Кузбасса, муниципальных нормативных правовых актов в части защиты прав и свобод человека и гражданина, правовому просвещению в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты, а также развитию международного сотрудничества в области прав человека.

5. Местом постоянного нахождения уполномоченного является город Кемерово.

 

Статья 2. Правовая основа деятельности уполномоченного

 

Правовую основу деятельности уполномоченного составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Кемеровской области, законы и иные нормативные правовые акты Кемеровской области - Кузбасса.

 

Статья 3. Принципы деятельности уполномоченного

 

1. Деятельность уполномоченного основывается на принципах справедливости, гуманности, законности, гласности, беспристрастности.

2. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц, а также неподотчетен им.

 

Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидату на должность уполномоченного

 

1. На должность уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

2. Кандидат на должность уполномоченного не может иметь гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

 

Статья 5. Порядок назначения на должность уполномоченного

 

1. Уполномоченный назначается на должность Законодательным Собранием Кемеровской области - Кузбасса.

2. Предложение о кандидатуре на должность уполномоченного вносится Губернатором Кемеровской области - Кузбасса не позднее чем за 30 дней до окончания срока полномочий предыдущего уполномоченного, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий.

3. До рассмотрения кандидатуры на должность уполномоченного Законодательное Собрание Кемеровской области - Кузбасса (далее - Законодательное Собрание) согласовывает ее с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

4. Законодательное Собрание рассматривает вопрос о назначении уполномоченного на ближайшем заседании после истечения срока полномочий предыдущего уполномоченного.

5. Кандидат считается назначенным на должность уполномоченного, если за него проголосовало большинство депутатов Законодательного Собрания.

6. Решение о назначении уполномоченного оформляется постановлением Законодательного Собрания.

7. При вступлении в должность уполномоченный приносит присягу следующего содержания: "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, Уставом и законодательством Кемеровской области - Кузбасса, справедливостью и голосом совести".

8. Присяга приносится на заседании Законодательного Собрания непосредственно после назначения уполномоченного на должность.

 

Статья 6. Срок полномочий уполномоченного

 

1. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет.

2. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.

3. Истечение срока полномочий Законодательного Собрания или его роспуск не влечет прекращения полномочий уполномоченного.

4. Одно и то же лицо может занимать должность уполномоченного не более двух сроков подряд.

 

Статья 7. Требования, ограничения и запреты, связанные с замещением должности уполномоченного

 

1. Уполномоченный не вправе:

1) иметь гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

2) одновременно быть сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или депутатом законодательного органа субъекта Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, муниципальные должности, а также находиться на государственной или муниципальной службе;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами;

4) заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

5) быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

2. На уполномоченного распространяются иные ограничения, а также обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, Федеральным законом "О противодействии коррупции", а также установленные Законом Кемеровской области - Кузбасса "О государственных должностях Кемеровской области - Кузбасса".

3. Уполномоченный в 10-дневный срок после вступления в должность обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, а также приостановить членство в политической партии на период осуществления своих полномочий.

4. Если в течение срока, определенного в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Законодательное Собрание избирает нового уполномоченного в порядке, установленном статьей 5 настоящего Закона.

5. Уполномоченный при наличии оснований обязан сообщить в письменной произвольной форме председателю Законодательного Собрания о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта в соответствии с требованиями Федерального закона "О противодействии коррупции".

6. Уполномоченный обязан постоянно проживать на территории Кемеровской области - Кузбасса в течение срока исполнения им своих полномочий.

7. Уполномоченный обязан соблюдать иные требования, ограничения и запреты, установленные федеральными законами и законами Кемеровской области - Кузбасса.

 

Статья 8. Порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и предоставления общероссийским средствам массовой информации для опубликования по их запросам представленных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера уполномоченного, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

 

1. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера уполномоченного, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного либо ином сайте, указанном в абзаце втором пункта 14 статьи 19 настоящего Закона, и предоставляются общероссийским средствам массовой информации для опубликования в связи с их запросами в порядке, установленном настоящей статьей.

2. В информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного либо ином сайте, указанном в абзаце втором пункта 14 статьи 19 настоящего Закона, размещаются и предоставляются общероссийским средствам массовой информации для опубликования в связи с их запросами следующие сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера:

1) перечень объектов недвижимого имущества, принадлежащих уполномоченному, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности или находящихся в их пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из таких объектов;

2) перечень транспортных средств с указанием вида и марки, принадлежащих на праве собственности уполномоченному, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям;

3) декларированный годовой доход уполномоченного, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

4) сведения об источниках получения уполномоченным, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми средств, за счет которых совершены сделки по приобретению земельного участка, иного объекта недвижимого имущества, транспортного средства, ценных бумаг, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций, если общая сумма таких сделок превышает общий доход уполномоченного и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

3. В размещаемых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного либо ином сайте, указанном в абзаце втором пункта 14 статьи 19 настоящего Закона, и предоставляемых общероссийским средствам массовой информации для опубликования сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера запрещается указывать:

1) иные сведения (кроме указанных в пункте 2 настоящей статьи) о доходах уполномоченного, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера;

2) персональные данные супруги (супруга), детей и иных членов семьи уполномоченного;

3) данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации уполномоченного, его супруги (супруга) и детей и иных членов его семьи;

4) данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимого имущества, принадлежащих уполномоченному, его супруге (супругу) и детям, иным членам его семьи на праве собственности или находящихся в их пользовании;

5) информацию, отнесенную к государственной тайне или являющуюся конфиденциальной.

4. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанные в пункте 2 настоящей статьи, находятся в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного либо ином сайте, указанном в абзаце втором пункта 14 статьи 19 настоящего Закона, и ежегодно обновляются в течение 14 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для их подачи.

5. Работник аппарата уполномоченного, ответственный за выполнение должностной (служебной) обязанности по системному информационному наполнению официального сайта уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо иного сайта, указанного в абзаце втором пункта 14 статьи 19 настоящего Закона, обеспечивает размещение на указанном сайте сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера уполномоченного, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в том числе:

1) в течение трех рабочих дней со дня поступления в отношении уполномоченного запроса от общероссийского средства массовой информации сообщает о нем уполномоченному;

2) в течение семи рабочих дней со дня поступления запроса от общероссийского средства массовой информации обеспечивает предоставление ему для опубликования сведений, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в том случае, если запрашиваемые сведения отсутствуют в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного либо ином сайте, указанном в абзаце втором пункта 14 статьи 19 настоящего Закона.

 

Статья 9. Прекращение полномочий уполномоченного

 

1. Полномочия уполномоченного прекращаются с момента вступления в должность нового назначенного уполномоченного, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий в соответствии с пунктами 2, 3 настоящей статьи.

2. Полномочия уполномоченного прекращаются досрочно по решению Законодательного Собрания в случае:

1) его смерти;

2) признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим либо объявления его умершим;

3) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

4) его выезда за пределы Кемеровской области - Кузбасса на постоянное место жительства в течение срока исполнения им своих полномочий;

5) прекращения им гражданства Российской Федерации или приобретения им гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

3. По решению Законодательного Собрания после консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации полномочия уполномоченного могут быть прекращены досрочно также в случае:

1) подачи им письменного заявления о сложении полномочий;

2) его неспособности по состоянию здоровья, установленной в соответствии с медицинским заключением, или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев) исполнять свои обязанности;

3) утраты доверия в случаях, предусмотренных статьей 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции";

4) несоблюдения им иных требований, ограничений и запретов, установленных федеральными законами и законами Кемеровской области - Кузбасса.

4. Решение о досрочном прекращении полномочий уполномоченного принимается большинством голосов от общего числа депутатов Законодательного Собрания и оформляется постановлением Законодательного Собрания, которым определяется момент прекращения полномочий уполномоченного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

5. В случае досрочного прекращения полномочий уполномоченного новый уполномоченный должен быть назначен Законодательным Собранием не позднее 60 дней со дня принятия решения о досрочном прекращении полномочий предыдущего уполномоченного.

6. Назначение нового уполномоченного осуществляется в порядке, установленном статьей 5 настоящего Закона.

 

Статья 10. Принятие к рассмотрению жалоб и иных обращений уполномоченным

 

1. Гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться к уполномоченному с жалобой, предложением или заявлением в письменной форме или в форме электронного документа, а также устно на личном приеме.

2. При рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства уполномоченным применяется порядок, установленный Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", с учетом особенностей принятия к рассмотрению и рассмотрения жалоб уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, установленных Федеральным законом, в том числе сроков рассмотрения жалоб.

3. Получив обращение, содержащее предложение, заявление или иную информацию, касающуюся нарушения прав и свобод граждан (далее - обращение), уполномоченный имеет право:

1) рассмотреть обращение по существу;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) направить обращение на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится рассмотрение обращения.

4. Жалобы и иные обращения, адресованные уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания и цензуре не подлежат и в течение 24 часов направляются уполномоченному.

5. Под жалобой, адресованной уполномоченному (далее - жалоба), понимается просьба гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - заявитель) о защите и восстановлении прав и свобод, нарушенных (нарушаемых), по его мнению, решениями или действиями (бездействием) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Кемеровской области - Кузбасса, органов государственной власти или иных государственных органов Кемеровской области - Кузбасса (кроме Законодательного Собрания), органов местного самоуправления, иных муниципальных органов, организаций, действующих на территории Кемеровской области - Кузбасса, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

6. В жалобе должны содержаться фамилия, имя, отчество (при наличии), почтовый и (или) электронный адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Кемеровской области - Кузбасса, органов государственной власти или иных государственных органов Кемеровской области - Кузбасса (далее - государственные органы), органов местного самоуправления, иных муниципальных органов (далее - муниципальные органы), организаций, действующих на территории Кемеровской области - Кузбасса, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - организации), нарушивших (нарушающих), по мнению заявителя, его права и свободы. К жалобе также должны прилагаться материалы, подтверждающие обоснованность жалобы, включая копии документов, связанных с обжалованием соответствующих решений или действий (бездействия) в судебном или административном порядке. Жалоба должна быть подана уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

 

7. В случае получения жалобы уполномоченный:

1) принимает жалобу к рассмотрению, если она соответствует требованиям, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящей статьи, о чем сообщает заявителю;

2) отказывает в принятии жалобы к рассмотрению, если она не соответствует требованиям, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящей статьи, при этом отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован.

8. Уполномоченный принимает жалобу к рассмотрению или отказывает в ее принятии в течение 15 дней со дня регистрации жалобы и уведомляет об этом заявителя.

9. В случае, если лицо, обратившееся с жалобой к уполномоченному, одновременно обратилось с жалобой в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, по запросу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации жалоба с прилагаемыми к ней материалами передается на рассмотрение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

 

Статья 11. Рассмотрение жалоб уполномоченным

 

1. Уполномоченный информирует о принятии жалобы к рассмотрению государственные органы, муниципальные органы, организации, решения или действия (бездействие) которых обжалуются, а также вправе запросить у указанных органов и организаций информацию по существу поступившей жалобы и предложить обосновать свою позицию в целом.

2. В случае необходимости проверки обстоятельств, изложенных в жалобе, уполномоченный вправе:

1) самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, их должностными лицами и государственными служащими собирать, проверять и анализировать информацию об обстоятельствах, изложенных в жалобе;

2) посещать государственные органы, муниципальные органы, организации;

3) беспрепятственно посещать места принудительного содержания, находящиеся на территории Кемеровской области - Кузбасса, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок посещения мест принудительного содержания;

4) запрашивать и получать от государственных органов, муниципальных органов, организаций сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы, а также соответствующие устные разъяснения их должностных лиц;

5) получать объяснения государственных служащих органов государственной власти Кемеровской области - Кузбасса и должностных лиц органов местного самоуправления по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

6) обращаться в суд с ходатайством об ознакомлении с материалами по гражданскому или административному делу, решение по которому вступило в законную силу;

7) привлекать экспертов;

8) пользоваться иными правами, предусмотренными федеральными законами и законами Кемеровской области - Кузбасса.

3. В соответствии с Федеральным законом порядок взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с уполномоченным, в том числе порядок оказания содействия уполномоченному в предоставлении необходимой ему для рассмотрения жалобы информации территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, определяется нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. В целях осуществления взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с уполномоченным между ними могут заключаться соответствующие соглашения.

4. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы, в частности жалобы на решения или действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченным выявлена необходимость принятия системных мер по устранению нарушений прав и свобод человека и гражданина на территории Кемеровской области - Кузбасса, уполномоченный вправе обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации с просьбой об оказании содействия и о принятии им мер, относящихся к его компетенции.

5. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы обнаружены признаки уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, уполномоченный передает имеющиеся материалы в соответствующие государственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении, известив об этом заявителя.

6. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в ходе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.

7. Информация о результатах рассмотрения жалобы уполномоченным должна быть направлена заявителю не позднее 10 дней со дня завершения проверки обстоятельств, изложенных в жалобе.

 

Статья 12. Права уполномоченного на принятие мер по защите и восстановлению прав и свобод человека и гражданина

 

1. По результатам рассмотрения жалобы уполномоченный вправе:

1) направить государственному органу, муниципальному органу, организации, должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, в письменной форме свои рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и свобод. Государственный орган, муниципальный орган, организация, должностное лицо, получившие рекомендации уполномоченного, обязаны в течение 30 дней рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить уполномоченному;

2) обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, муниципального органа, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе по делу о защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) обратиться в соответствующие компетентные государственные или муниципальные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства и (или) рассмотрении вопроса об уголовном преследовании в отношении должностного лица государственного органа, муниципального органа, организации, в решениях или действиях (бездействии) которого усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина, а также о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении организации и (или) должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина;

4) обратиться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда в целях использования в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, прокурором права обратиться в соответствующий суд с представлением о пересмотре вступившего в законную силу приговора суда;

5) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод.

2. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, уполномоченный вправе по собственной инициативе провести проверку обстоятельств и принять соответствующие меры в пределах своей компетенции.

3. По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод человека и гражданина, обобщения итогов рассмотрения жалоб уполномоченный вправе:

1) инициировать проведение общественных проверок и общественной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) обратиться в Законодательное Собрание с предложением о проведении слушаний по фактам нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в них.

 

Статья 13. Взаимодействие уполномоченного с государственными органами, муниципальными органами, общественными объединениями и организациями, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина

 

1. Уполномоченный в целях осуществления возложенных на него полномочий взаимодействует с государственными органами, муниципальными органами, общественными объединениями и организациями, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина.

2. Уполномоченный осуществляет координацию деятельности уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области - Кузбассе, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кемеровской области - Кузбассе в следующих формах:

1) организация проведения совместных совещаний;

2) участие в мероприятиях, проводимых уполномоченным по правам ребенка в Кемеровской области - Кузбассе, уполномоченным по защите прав предпринимателей в Кемеровской области - Кузбассе;

3) направление мотивированных предложений, содержащих рекомендации о деятельности уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области - Кузбассе, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кемеровской области - Кузбассе;

4) запрос информации о деятельности уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области - Кузбассе, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кемеровской области - Кузбассе.

3. Общественная наблюдательная комиссия Кемеровской области, ежегодно не позднее 30 дней после окончания календарного года направляет уполномоченному материалы по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

4. Уполномоченный вправе иметь помощников, осуществляющих деятельность на общественных началах.

5. Уполномоченный вправе создавать общественные приемные на территории Кемеровской области - Кузбасса.

 

Статья 14. Участие уполномоченного в деятельности по совершенствованию нормативных правовых актов в части защиты прав и свобод человека и гражданина

 

1. В случае выявления в нормативных правовых актах Кемеровской области - Кузбасса, муниципальных нормативных правовых актах недостатков или пробелов, влекущих, по мнению уполномоченного, нарушение прав и свобод человека и гражданина, уполномоченный вправе направлять органам государственной власти Кемеровской области - Кузбасса, иным государственным органам Кемеровской области - Кузбасса, органам местного самоуправления предложения по совершенствованию законов, иных нормативных правовых актов Кемеровской области - Кузбасса, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина.

2. В соответствии с Уставом Кемеровской области уполномоченный обладает правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании.

3. В целях содействия совершенствованию законодательства уполномоченный может:

1) участвовать в рабочих группах, создаваемых для разработки проектов и принятия законов Кемеровской области - Кузбасса, касающихся прав и свобод человека и гражданина;

2) получать планы законодательной деятельности Законодательного Собрания и находящиеся на рассмотрении проекты законов Кемеровской области - Кузбасса, а также проекты нормативных правовых актов исполнительных органов Кемеровской области - Кузбасса, затрагивающие права и свободы человека и гражданина;

3) участвовать в депутатских слушаниях и заседаниях Законодательного Собрания, заседаниях Правительства Кемеровской области - Кузбасса.

 

Статья 15. Участие уполномоченного в развитии межрегионального и международного сотрудничества в области защиты прав человека

 

1. Уполномоченный вправе участвовать в межрегиональном сотрудничестве в области защиты прав человека.

2. Уполномоченный способствует развитию международного сотрудничества в области защиты прав человека.

 

Статья 16. Участие уполномоченного в правовом просвещении

 

В целях правового просвещения в области прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты уполномоченный вправе:

1) распространять в средствах массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти Кемеровской области - Кузбасса и органы местного самоуправления, информацию о правах и свободах человека и гражданина, формах и методах их защиты;

2) выпускать в пределах утвержденной сметы расходов официальное периодическое издание и иные издания о правах и свободах человека и гражданина;

3) организовывать и проводить научно-практические конференции, "круглые столы", конкурсы, семинары, совещания и иные публичные мероприятия по проблемам защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) иметь официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо иной сайт, указанный в абзаце втором пункта 14 статьи 19 настоящего Закона, на котором размещаются информация о деятельности уполномоченного, ежегодные и специальные доклады, иные материалы по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты;

5) использовать иные формы и методы правового просвещения.

 

Статья 17. Доклады уполномоченного

 

1. Не позднее трех месяцев после окончания календарного года уполномоченный направляет ежегодный доклад о своей деятельности в Законодательное Собрание, Губернатору Кемеровской области - Кузбасса, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Кемеровский областной суд, главному федеральному инспектору по Кемеровской области - Кузбассу аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, в прокуратуру Кемеровской области - Кузбасса, Арбитражный суд Кемеровской области, органы местного самоуправления.

2. Ежегодный доклад уполномоченного представляется на заседании Законодательного Собрания уполномоченным лично.

3. Уполномоченный может направлять в Законодательное Собрание, иные органы и организации доклады по отдельным вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина.

4. Ежегодный доклад уполномоченного, доклады уполномоченного по отдельным вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина размещаются на официальном сайте уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо ином сайте, указанном в абзаце втором пункта 14 статьи 19 настоящего Закона.

5. Ежегодный доклад уполномоченного, доклады уполномоченного по отдельным вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина могут быть опубликованы в печатном средстве массовой информации, учрежденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации для обнародования (официального опубликования) нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иной официальной информации.

 

Статья 18. Гарантии деятельности уполномоченного

 

1. Государственные органы, муниципальные органы, организации, их должностные лица, государственные и муниципальные служащие, работники указанных органов и организаций:

1) оказывают уполномоченному содействие в осуществлении возложенных на него полномочий;

2) предоставляют по запросам уполномоченного сведения, документы, материалы, иную информацию, необходимые для осуществления его полномочий, не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.

2. Уполномоченный по вопросам своей деятельности пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами государственных органов, муниципальных органов, организаций, а также администрациями мест принудительного содержания.

3. Предоставление уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Уполномоченный не обязан давать объяснения по существу рассмотренных или находящихся на рассмотрении жалоб, а также представлять для ознакомления материалы и иную информацию, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

5. Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или административному делу, делу об административном правонарушении либо уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

6. Вмешательство в законную деятельность уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами требований и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством Кемеровской области - Кузбасса, или воспрепятствование законной деятельности уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, законодательством Кемеровской области - Кузбасса.

 

Статья 19. Обеспечение деятельности уполномоченного

 

1. Для обеспечения своей деятельности, а также деятельности уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области - Кузбассе, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кемеровской области - Кузбассе уполномоченный создает аппарат уполномоченного.

2. Аппарат уполномоченного осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение уполномоченного, уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области - Кузбассе, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кемеровской области - Кузбассе.

3. Работники аппарата уполномоченного являются государственными гражданскими служащими Кемеровской области - Кузбасса.

4. Уполномоченный вправе иметь бланки с наименованием своей должности и с изображением герба Кемеровской области - Кузбасса, эмблему.

5. Обеспечение деятельности уполномоченного и его аппарата производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных на содержание уполномоченного и его аппарата отдельной строкой в законе Кемеровской области - Кузбасса об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

6. Имущество, необходимое уполномоченному и его аппарату для осуществления своей деятельности, находится в оперативном управлении и является государственной собственностью Кемеровской области - Кузбасса.

7. Уполномоченный утверждает структуру аппарата, положение о нем и его структурных подразделениях.

8. В пределах сметы расходов уполномоченный устанавливает численность и штатное расписание аппарата.

9. По вопросам, связанным с организацией работы аппарата, уполномоченный издает приказы и распоряжения.

10. Материальные гарантии независимости уполномоченного, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются Законом Кемеровской области "О государственных должностях Кемеровской области - Кузбасса" и иными законами Кемеровской области - Кузбасса.

11. Права, обязанности и ответственность работников аппарата уполномоченного, а также условия прохождения ими государственной гражданской службы определяются законодательством Российской Федерации и законодательством Кемеровской области - Кузбасса о государственной гражданской службе, законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

12. Лица, замещающие должности государственной гражданской службы Кемеровской области - Кузбасса аппарата уполномоченного категории "руководители" главной и ведущей групп должностей, категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

13. Гражданин, замещавший должность государственной гражданской службы Кемеровской области аппарата уполномоченного категории "руководители" главной и ведущей групп должностей, категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего.

14. Информация о деятельности уполномоченного размещается на официальном сайте уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

По решению уполномоченного, согласованному с уполномоченным по правам ребенка в Кемеровской области - Кузбассе и уполномоченным по защите прав предпринимателей в Кемеровской области - Кузбассе, информация о деятельности уполномоченного может размещаться на едином официальном сайте указанных должностных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

 

Статья 20. Консультативный (экспертный) совет при уполномоченном

 

1. В соответствии с Федеральным законом при уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может быть создан консультативный (экспертный) совет, осуществляющий деятельность на общественных началах.

2. Консультативный (экспертный) совет при уполномоченном состоит из специалистов, имеющих необходимые познания в области прав и свобод человека и гражданина и (или) опыт их защиты.

3. Положение о консультативном (экспертном) совете при уполномоченном и его персональный состав утверждаются уполномоченным.

 

Статья 21. Заключительные положения

 

Признать утратившими силу:

1) Закон Кемеровской области от 28.12.2000 N 108-ОЗ "Об уполномоченном по правам человека в Кемеровской области - Кузбассе" (Кузбасс, 2001, 24 января);

2) Закон Кемеровской области от 11.03.2003 N 12-ОЗ "О внесении дополнений и изменений в Закон Кемеровской области от 28.12.2000 N 108-ОЗ "Об уполномоченном по правам человека в Кемеровской области" (Кузбасс, 2003, 19 марта);

3) Закон Кемеровской области от 08.02.2006 N 31-ОЗ "О внесении изменений в Закон Кемеровской области от 28.12.2000 N 108-ОЗ "Об уполномоченном по правам человека в Кемеровской области" (Кузбасс, 2006, 14 февраля);

4) Закон Кемеровской области от 13.03.2008 N 7-ОЗ "О внесении изменений в Закон Кемеровской области "Об уполномоченном по правам человека в Кемеровской области" (Кузбасс, 2008, 19 марта);

5) статью 1 Закона Кемеровской области от 18.12.2008 N 111-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кемеровской области в сфере правового регулирования государственных должностей Кемеровской области и государственной гражданской службы Кемеровской области" (Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области, 2008, N 81);

6) статью 1 Закона Кемеровской области от 27.06.2011 N 71-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кемеровской области" (Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области, 2011, N 110);

7) Закон Кемеровской области от 10.11.2015 N 92-ОЗ "О внесении изменений в Закон Кемеровской области "Об уполномоченном по правам человека в Кемеровской области" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2015, 11 ноября, N 4200201511110007);

8) статью 2 Закона Кемеровской области от 03.07.2017 N 53-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кемеровской области в сфере противодействия коррупции" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2017, 7 июля, N 4200201707070007);

9) Закон Кемеровской области от 25.12.2017 N 120-ОЗ "О внесении изменений в Закон Кемеровской области "Об уполномоченном по правам человека в Кемеровской области" (Электронные ведомости Совета народных депутатов Кемеровской области, 2017, 26 декабря);

10) Закон Кемеровской области от 14.12.2018 N 106-ОЗ "О внесении изменения в Закон Кемеровской области "Об уполномоченном по правам человека в Кемеровской области" (Электронные ведомости Совета народных депутатов Кемеровской области, 2018, 17 декабря);

11) статью 1 Закона Кемеровской области от 18.05.2019 N 32-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кемеровской области" (Электронные ведомости Совета народных депутатов Кемеровской области, 2019, 20 мая);

12) статью 1 Закона Кемеровской области - Кузбасса от 03.02.2020 N 20-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кемеровской области" (Электронные ведомости Совета народных депутатов Кемеровской области, 2020, 4 февраля).

 

И.о. Губернатора

Кемеровской области - Кузбасса

В.Н.ТЕЛЕГИН

г. Кемерово

20 ноября 2020 года

N 131-ОЗ

Закон Кемеровской области - Кузбасса "Об уполномоченном по правам человека в Кемеровской области - Кузбассе" от 20.11.2020 N 131-ОЗ